Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Экологическое воспитание детей в методе Монтессори
С чего начинается экологическое воспитание в Монтессори-методе
Мария Монтессори писала о космической задаче человека, о том, что конечная цель образования – дать возможность состояться личности, которая сможет дать миру то, что только личность может, и сделает это своим собственным, неповторимым образом. Ответственные взрослые стремятся транслировать детям культуру наилучшего качества с тем, чтобы, повзрослев, они созидали культуру более высокой пробы, чтобы открывали человечеству новые горизонты гуманизма.
В Монтессори-школе ученики знакомятся с так называемыми большими историями, которые вдохновляют их на исследование мира и знаний о мире, уже накопленных человечеством, что становится базовой частью экологического воспитания и любви к природе. Дети работают в саду, они наблюдают сезонные изменения в природе, в рамках каких-то проектов совершают вылазки, посещают музеи и парки. Подростки, живущие в эрдкиндере, в организации быта близки к натуральному хозяйству – что может лучше указать на место человека внутри мира природы, а не вне её.
Всё это, несомненно, содействует воспитанию экологически ответственных людей, ощущающих себя частью живой планеты. Но в школьном возрасте преимущества впитывающего разума сменяются достоинствами взрослой обучаемости, а значит, любое экологическое воспитание ребёнка только развивает и приносит плоды от корня, росшего в ту пору, когда основы личности только-только закладывались. Что же должен был запечатлевать впитывающий разум, чтобы ребёнок осознавал себя частью мира, себя в мире, видел в природе что-то большее, чем кормовую базу?
В первое шестилетие жизни человек опирается в своём развитии на непосредственный жизненный опыт. Не то, чтобы ребёнок не пытался делать выводы и обобщения, не прислушивался в меру возможностей к абстрактным идеям. Просто задача первостепенной важности – набрать как можно более богатый первичный багаж впечатлений о мире. Всё, что повторяется, и отчасти то, что вызвало сильные эмоции, – складируется в раннем опыте, и в этом потоке кристаллизуется основа личности.
Следовательно, любая идея, которую мы хотим транслировать дошкольнику, должна быть проявлена в нашем образе действий, которые будут наглядным примером, тем опытом, который вберёт впитывающий разум и который задаст систему координат пространства допустимого и неприемлемого, правильного и неправильного, желанного и пугающего, приятного и не приятного, обыкновенного и экстраординарного.
Экологическое воспитание детей в повседневной жизни
Для кого вид природы и пребывание в ней будет рекреационным ресурсом? Для того, кто в ранние годы жизни провёл в контакте с дикой природой время, полное радости и интересного времяпрепровождения, кто повстречался с увлекательными впечатлениями в сельской местности. Для детей, живущих в городах, такой опыт не случится сам собой, его нужно планировать и воплощать задуманное в жизнь.
Чрезвычайно важно, чтобы такие мероприятия были по-настоящему органично вписаны в образ жизни взрослых и согласовались с вашими увлечениями. Если вы ненавидите палаточные варианты походов, ваше неприятие отравит любую вылазку или путешествие, которые вы затеете в учебных целях. Радость и веселье – ключ ко всему.
Может быть, ваш вариант – это гольф или сафари, велосипедная прогулка или круиз по реке. Если сельское хозяйство у вас ассоциируется с грязью, может быть контактный зоопарк не вызовет у вас брезгливости. Если соприкосновение с природой принесёт радость и отдохновение и вам, и вашим детям, то это будет ценно не только в воспитательном смысле, но и само по себе, как прекрасная жизнь здесь и сейчас.
В статье Юлии Фаусек «О морали у маленьких детей» мы находим удивительно созвучную теории привязанности мысль:
«Ребёнок, приучающийся к наблюдению жизненных явлений, становится в отношении к растениям и животным тем, чем является для него наблюдающий его взрослый. С возрастанием интереса и наблюдательности растёт его усердие в уходе за живыми существами. Убедившись, что жизнь растения, посаженного им, зависит от правильной поливки, а жизнь животного – от заботливого кормления и ухода, ребёнок становится бдительным, как человек, почувствовавший своё призвание в жизни. Между ребёнком и живым созданием – растением или животным – зарождается связь, побуждающая самостоятельно проявлять заботу».
Действительно, реализованная в доступной ребёнку форме потребность заботиться и брать на себя ответственность за тех, кто зависим, становится ключом к новому пониманию себя как человека, созидающего не только в материальном плане: «я могу», но и в духовном: «я создаю». Именно участвуя в благополучии других, человек в полной мере утверждается в том, что он хозяин своей судьбы.
Маленькому ребёнку эти общечеловеческие истины лучше всего открываются через предельно частные события.
Тот, кто привык каждый миллиметр любой обёртки доносить до специального места утилизации, тем более не станет закапывать химикаты или сливать в реку отходы.
Тот, кто вместе с родителями на вылазке собирает мусор не только после, но и перед отдыхом, легче поймёт, что чисто только там, где метут больше, чем сорят.
Тот, кому случилось регулярно поливать комнатные цветы и уличные деревья, сможет заметить, как он повлиял на то, как они хорошо растут, и почувствует собственную причастность к этому чуду.
Восхитительно интересно кормить птиц в парке (подходящей пищей!) или животных в зоопарке. Это верный способ не только почувствовать радость от того, что ты порадовал кого-то другого, но и научиться быть осторожным и прозорливым с менее разумными существами, которые могут куснуть яблоко вместе с рукой или облить помётом, кружа вокруг человека с лакомством.
Тот, кто учится бережно обращаться с животными, которых хочется гладить, развивает в себе способность видеть ситуацию с точки зрения другого, а это требует значительной психологической зрелости.
Тот, кто привык использовать вещи сами по себе, а не в погоне за модой, тот видит, что вещи можно чинить или использовать отслужившие новым способом, такого человека сложнее вовлечь в цикл чрезмерного потребления.
Тот, кто играл на дереве, на которое сам и залез, не станет срубать деревья напрасно.
Тот, кто укрылся от дождя в собственноручно собранном шалаше или палатке, утверждается в своей способности противостоять жизненным невзгодам.
Тот, кто прошёл сквозь ночной лес, наполовину познал самоё себя (привет Крошке Еноту и Тому, Кто Сидит в Пруду).
Тот, кто научился отличать берёзу от ольхи, сосну от ели, каштан от платана, василёк от незабудки, не перестанет видеть за деревьями леса, но будет способен насладиться сложной и детализированной картиной пейзажа, а не скучать при виде безвестной зелени, будто забыл дома очки.
Тот, кто всласть мерил лужи, месил песок с водой, не будет паниковать, если ему будет нужно справиться с грязной работой.
Тот, чьё внимание привлекали к чудесной игре красок неба, однажды скажет сам: «Мама, посмотри, какие красивые облака вон там!»
Тот, кто гулял босиком по пляжу или траве, меньше боится непредсказуемости.
Кто рассматривал снежинки и прожилки на листьях, узоры на окнах и переплетение веточек гнезда, рябь на воде и вихри пыли, слушал шелест травы и стрекот кузнечиков, шум дождя и звон деревьев в морозный день, ощущал запах мокрой земли и знойного луга, морского ветра и нагретых досок, тот всем телом знает, что жив и полон радости.
Наблюдение смены времён года проясняет понимание времени, нахождение параллелей в мире природы и мире рукотворных предметов учит черпать вдохновение в природе, замечать детали, развивает воображение.
Природа даёт неисчерпаемые возможности для движения, которое так важно развитию в ранние годы. Снабжённые велосипедом или лыжами, самокатом или санками, роликами или джамперами, дети развивают способность наслаждаться ловкостью и усталостью, силой и скоростью.
Каждая изогнутая тропинка в парке таит в себе обещание чуда, неясное предчувствие неведомого мира за углом. Каждая пещера, будь она даже сводом крошечного мостика или пространством под балконом первого этажа, обладает аурой таинственности. Каждая чаща, будь она даже зарослями в квадратный метр площадью, возвращает человека к истокам детства человечества, когда он хитростью и отвагой сражался за место под солнцем среди дикой природы и не мнил ещё себя её венцом.
Никакие прогулки на свежем воздухе полностью не заменят собой подготовленную среду класса или дома, но каждому маленькому принцу нужны роза и несколько баобабов, чтобы стать человеком с большой буквы.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов