•  

    Книга о развитии до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Ребёнок 2 года развивается

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • 150 занятий для детей

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Сенсорные Монтессори-материалы для детей от 3 до 6 лет

Сенсорные Монтессори-материалы для детей от 3 до 6 лет

Польза от сенсорных материалов

Возраст от трёх до шести лет – это золотое время сенсорики. Именно в этот период чувственное восприятие помогает ребёнку открывать все особенности окружающей его действительности. Успешность умственного, эстетического и нравственного развития во многом зависит от способностей ребёнка получать первичную информацию: слышать, видеть, осязать и так далее. Именно поэтому первоначальные усилия в сенсорной зоне метода направлены на настройку и калибровку приборов (органов чувств).

Когда сенсоры настроены и готовы улавливать малейшие нюансы и изменения в потоках чувственных ощущений, мозг всё в большей степени переключается на анализ, сопоставление и обработку информации. Благодаря работе с сенсорными материалами координация движений ребёнка и его мелкая моторика становятся более точными, подготавливая его к интеллектуальной деятельности.

От простого различения мы всё в большей степени приходим к расширенному применению сенсорики. Используя возможности сенсорного восприятия, ребёнок может получать культурную информацию, а это достаточно условное объединение начальных понятий истории, географии, ботаники, зоологии.

Рассмотрим самые сенсорные материалы, которые можно встретить в подготовленной Монтессори-среде класса.

Геометрический комод

При помощи этого знакового материала ребёнку предъявляется всё разнообразие плоских геометрических фигур. Деревянный комод с шестью ящиками-подносами. Каждый ящик содержит шесть деревянных рамок, вставки этих рамок имеют удобную ручку-пимпочку. Вставки и нижняя часть ящика окрашены одним цветом, квадратные рамки окрашены в контрастный цвет и также являются съёмными. В демонстрационном подносе, как в некоторых ящиках, где рамок-вкладышей меньше шести, пустые участки заполнены целым квадратом.

Поднос 1. Шесть кругов, которые различаются по диаметру – от 10 до 5 см.

Поднос 2, Один квадрат и пять прямоугольников, равных по длине, а их ширина последовательно уменьшается на 1 см.

Поднос 3. Семь треугольников: три равнобедренных (прямоугольный, остроугольный и тупоугольный), три разносторонних (прямоугольный, остроугольный и тупоугольный), один равносторонний треугольник, который хранится вне ящика.

Поднос 4. Шесть многоугольников: пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, девятиугольник, десятиугольник.

Поднос 5. Четыре криволинейные фигуры: криволинейный треугольник, центрально-симметричная фигура, овал, эллипс.

Поднос 6. Четыре четырёхугольника: ромб, параллелограмм, трапеция, прямоугольная трапеция. В некоторых вариантах этого материала добавляется ещё две четырёхугольные разновидности форм – ромбоид и дельтоид.

Из описания может показаться, что нет более скучного реквизита. Но на деле это один из самых востребованных материалов. Именно с ним дети часто работают, высунув язык, что демонстрирует крайнюю степень их заинтересованности и сосредоточенности.

Оптимальный возраст начала работы с материалом – 3,5 года.

Упражнения с геометрическим комодом

Первая презентация. Для начальной работы необходим ещё и демонстрационный поднос. На первой презентации вводятся основные контрастные по своим признакам фигуры – квадрат, круг и равносторонний треугольник.

В этих трёх основных фигурах заложены огромные скрытые силы и возможности, которые будут раскрываться перед ребёнком постепенно:

  • Треугольник – конструкция, основа большинства других фигур.
  • Квадрат – мера измерения площадей.
  • Круг – калькулятор понятия угла.

Материал сенсорный, поэтому в вербальных объяснениях потребности нет. Всю первичную информацию малыш считывает при помощи исследований, проводимых в индивидуальном темпе. После первой презентации, которая проводится на столике, ребёнок работает на демонстрационном подносе с тремя фигурами из разных подносов, зрение поддерживается ещё и тактильно, при помощи обводки указательным и средним пальцами как внешней границы вкладыша, так и внутренней границы рамки.

После того, как ребёнок достаточно долго поработает с демонстрационным подносом, он сможет перейти к цельному подносу фигур, но уже на коврике. Все фигуры вынимаются из рамок, а потом их нужно разложить обратно. Количество подносов, с которыми возможна одновременная работа, постепенно увеличивается, пока мы не придём к одновременной работе со всеми шестью подносами. Роль зрения при различении нюансов форм всё больше увеличивается.

Наименования даются только после того, как ребёнок поработает со всеми фигурами комода на демонстрационном подносе. Постепенно до играющего доводятся названия всех геометрических фигур. Треугольники получают свои имена в два этапа. Сначала, в зависимости от сторон, их назовут равнобедренным, разносторонним и равносторонним, а затем в зависимости от углов – остроугольным, тупоугольным и прямоугольным. Остальные фигуры распознаются малышом при помощи трёхступенчатого урока, тогда же они и получают свои названия.

К геометрическому комоду прилагается дополнительный материал. Это специальный комод с карточками трёх типов. Карточки соответствуют фигурам, содержащимся в геометрическом комоде. В первой серии фигура закрашена полностью, вторая серия содержит толстый, а третья – тонкий контур каждой фигуры. Суть работы состоит в том, чтобы соотнести нарисованный абстрактный объект с реальным, причём и степень абстракции, и количество опознаваемых объектов постепенно увеличиваются.

Детям очень нравятся игры на память. Используются подбор пары на расстоянии и поиск соответствия в среде. Осознав геометричность окружающего мира, маленькие исследователи начинают искать и узнавать фигуры повсюду: в архитектуре, животном и растительном мире, предметах обихода.

Предлагаем следующие варианты игр на память для геометрического комода и карточек.

Вместе с ребёнком расстилаем два коврика на небольшом расстоянии друг от друга. На один коврик ставим один ящик из геометрического комода. На втором коврике раскладываем все 18 карточек из соответствующего отделения шкафа. Садимся около первого коврика. Берём одну из фигур, предлагаем ребёнку обвести её и затем положить на коврик. Затем предлагаем принести три карточки, соответствующие этой фигуре. Ребёнок приносит карточки, располагает их на коврике и примеряет фигуру. Затем карточки возвращаются на свой коврик, а действие повторяется с другим предметом. Чем больше фигур и карточек мы задействуем, тем ребёнку будет интереснее.

На одном коврике располагаем все ящики из комода, на другом в отдалении раскладываем все карточки из всех отделений шкафа вперемешку. Убираем все карточки одной фигуры, их три. Предлагаем найти идентичные. Играющий приносит находку и проверяет правильность своего выбора. Затем уносит фигуру на коврик. Мы же раскладываем карточки на место и убираем другие. Это действие можно проводить с двумя детьми одновременно, важно только, чтобы они были близки по возрасту и уровню развития.

Аналогичная игра проводится с разложенными на коврике карточками, когда сами фигуры в игре не участвуют.

Прямые цели материала: развить способность к визуальному различению плоских фигур и дать ребёнку ключ для ориентации в мире геометрических форм.

Косвенно дошкольник готовится к письму, используя в работе трёхпальцевый захват и различные виды мелкой моторики, обводя фигуры кончиками пальцев. Контроль ошибок реализуется механическим способом.

Вкусовые бутылочки

Анализатор вкусовых ощущений играет важную роль в системе пищеварения. Он даёт информацию и о химическом составе, и о предполагаемом качестве пищи, попадающей в рот. Кроме того, вкусовой анализатор в самом начале всей пищеварительной системы, он рефлекторно воздействует на многие железы внутренней секреции (слюнные), железы желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочную железу, регулируя их деятельность.

Язык, как основной орган вкуса, различает четыре его основные разновидности: солёный, горький, кислый и сладкий. Вкусовые сосочки, ответственные за различение вкуса, расположены по всей поверхности языка, но разные его области по-разному ощущают вкус: за сладкие ощущения ответственен кончик языка; на кислое реагируют края; на солёное – кончик языка и его края; горечь ощущается корнем языка, кроме того, сохраняется долгое горькое послевкусие.

Вкус является ощущением и результирующим восприятием языком химических веществ, растворённых в физиологической слюне или воде. Вкус, как чувство, изменяется гораздо стремительнее других чувств. К примеру, младенец ощущает вкус не только всей поверхностью языка, но и нёбом. У маленького ребёнка вкус — один из ведущих органов чувств, во многом именно поэтому младенцам всё нужно пробовать на вкус и на зуб. Однако с годами вкусовых рецепторов остаётся гораздо меньше.

Вкусовые бутылочки — Монтессори-материал для развития и обострения у ребёнка вкусовых ощущений. Он состоит из четырёх пар одинаковых маленьких стеклянных бутылочек с капельницами на подносе. Первая пара содержит солёный вкус (физиологический раствор), вторая – сладкий вкус (раствор сахара), третья – горький вкус (чаще всего используется сок алоэ), четвёртая – кислый вкус (разведённый уксус или лимонный сок). Ещё понадобятся маленькая кофейная ложечка, два маленьких стаканчика (можно использовать одноразовые) и две бумажные салфетки.

Прямая цель материала — это обострение вкусовых ощущений.

Оптимальный возраст вхождения в материал — 3,5-4 года.

Вкусовые бутылочки Монтессори

Стаканчики наполняются питьевой водой, а вкусовые растворы из бутылочек поочерёдно капаются на ложечки и пробуются ребёнком. После дегустации для предотвращения смешивания чистых вкусов в одном стаканчике обмывается ложечка, из другого делается глоточек воды. Постепенно ребёнок разбивает все вкусы по парам. Гиду необходимо следить за выражением своего лица и сдерживать яркие проявления «вкусовых» эмоций: ребёнок может захотеть повторить эти гримасы, а иногда и принять их для постоянного применения. Не стоит навязывать ребёнку свою мимику.

В следующем упражнении ребёнок пробует вкусы с открытым, а затем закрытым носом. Вкус из-за этого может претерпеть субъективные изменения. В процессе этого упражнения происходит осознание ребёнком связи между вкусом и обонянием.

Языковые обозначения основных разновидностей вкусов — сладкий, горький, солёный, кислый, — вводятся по мере необходимости.

В качестве дополнительного упражнения можно попробовать с закрытыми глазами различные овощи или фрукты. С течением времени можно ещё усложнить упражнение и дополнительно давать описание, какой именно вкус у этого овоща-фрукта. Контроль ошибок самостоятельный и зависит от изначальной способности ребёнка различать вкусы.

Весовые таблички

При воздействии предмета на кожу возникают так называемые барические ощущения, это один из видов тактильности. Чувствительные рецепторы, которыми в великом множестве снабжена рука, воспринимают совершенно особые ощущения. Они трактуются головным мозгом как чувство тяжести, которое человек осознаёт как ощущение веса.

Именно поэтому, задавшись целью определить относительную тяжесть предметов, человек как бы взвешивает их на ладонях своих рук. Упражнения на сравнение массы различных предметов приводят к постепенному повышению чувствительности тактильно-кинетического анализатора.

Весовые таблички — это сенсорный материал, как раз и направленный на утончение барических ощущений. Этот материал состоит из трёх деревянных ящиков, каждый из которых содержит семь табличек из древесины разной породы и, соответственно, разной плотности и массы. Весовая разница между табличками из разных наборов составляет около 35 граммов.

В каждой стране используются наборы из различных видов древесины. В нашей стране чаще всего встречается такой набор: в первом ящичке — семь табличек из сосны, во втором — семь из бука, в третьем — семь из дуба. Таблички также отличаются по цвету. В набор материала также часто входит и повязка для глаз.

Оптимальный возраст для начала работы с данным материалом — 3,5-4 года.

Весовые таблички

Ребёнок делает упражнение с завязанными глазами. Это устраняет визуальную разницу и даёт ребенку возможность отсортировать таблички путем взвешивания их на кончиках пальцев. Первоначально ребёнок смешивает два набора вместе и сортирует их в две стопки, в соответствие с критерием «лёгкий/тяжелый», весовая разница между этими табличками достаточно велика.

Позже сложность постепенно увеличивается, вводится третий промежуточный набор весовых табличек, и весовая разница в сравнениях «лёгкий/средний» и «средний/тяжёлый» сокращается. После того как ребёнок достаточно много поработал с различением двух наборов табличек, он уже может работать со всеми тремя ящиками одновременно и сортировка идёт уже в три стопки: лёгкие, средние, тяжёлые. Закончив упражнение, ребёнок сам проверяет себя, сняв повязку: он проводит визуальный осмотр стопок с табличками. Различные цвета табличек позволяют легко обнаружить собственные неточности.

Хочу отметить, что, лично для меня, работа с тремя наборами табличек оказалась достаточно сложным испытанием, и только после десяти попыток я стал успешно определять разность в весе всех табличек. А вот дети-четырёхлетки справлялись с этим материалом гораздо быстрее и успешнее меня. Им явно нравится это нетипичное задание, и очень интересно наблюдать, как они затихают, «прислушиваясь» к своим ощущениям.

Языковые понятия — это слова тяжёлый, лёгкий, а также сравнительная и превосходная степени сравнения этих прилагательных — вводятся постепенно, по мере освоения материала.

Тепловые таблички

При воздействии на кожу предметов, температура которых отличается от исходной температуры кожи, проявляются субъективные ощущения тепла или холода. Ощущение относительной температуры играет существенную роль в терморегуляции, оно помогает поддерживать постоянную температуру у теплокровных организмов. Температурные впечатления складываются из отдельных субъективных ощущений холода и тепла. В Монтессори-среде тепловые ощущения развивает такой Монтессори-материал, как тепловые таблички.

Тепловое ощущение возникает от контакта с предметом, температура которого выше температуры тела, при раздражении специальных тепловых рецепторов кожи. Ощущение холода, соответственно, возникает от контакта с предметом, у которого температура ниже температуры тела, при раздражении холодовых рецепторов кожи.

Температурные впечатления субъективны и находятся в зависимости не только от конкретной температуры предмета, но и от его удельной теплоёмкости. Дерево и железо, даже будучи одинаковой температуры, всё равно могут вызвать разные тепловые ощущения при сравнивании: железо может казаться более горячим, чем стекло, но более холодным, чем дерево.

Тепловые таблички — достаточно простой материал, представляет собой деревянный ящик с крышкой и шестью отделениями, в которых хранятся шесть пар табличек из материалов с разной удельной теплоёмкостью: дерево, стекло, пробка, мрамор, сталь, войлок.

Оптимальный возраст начала работы с материалом – 4 года.

Тепловые таблички

Если ребёнок выражает желание работать с этим материалом, мы предлагаем ему вымыть руки, но освежать подушечки пальцев в этом материале нет необходимости, так как тепловые впечатления лучше проявляются на запястьях. Поэтому предлагаем сделать более чувствительными именно запястья, просто энергично потерев их о свою одежду.

В этом материале ребёнок также разбирает образцы материалов сначала по парам, закрыв глаза и ориентируясь исключительно на свои тепловые впечатления, а затем выполняя более сложное упражнение, в котором градуирует материалы в соответствии со степенью ощущения тепла/холода. Ребёнок самостоятельно контролирует правильность выполнения задания, сняв повязку он может проверить визуально правильность подбора пар.

Языковые понятия вводятся, когда ребёнок уже достаточно много поработал с материалом, но до презентации градуирования. Даём ребёнку названия материалов, из которых сделаны таблички: сталь, мрамор, стекло, дерево, пробка, фетр, войлок.

К этому материалу хорошо подключаются игры на память, такие как подбор пар на расстоянии и градуирование на расстоянии, причём в этих играх определять температурные отношения можно не только запястьями, но и босыми ногами, но также с повязкой на глазах. В дальнейшем ребёнок может выйти на улицу, разуться там и ногами прочувствовать тепло/холод различных уличных предметов.

В результате работы с тепловыми табличками ребёнок обостряет свои температурные ощущения. Кроме того, он понимает, что различные предметы имеют субъективно разную температуру в зависимости от их физических свойств (способности проводить тепло). Мы не даём определений, ребёнок определяется с понятиями пока только на сенсорном уровне, но приобретённые впечатления он использует позже, как сенсорную базу к более серьёзным понятиям и знаниям.

Цветные таблички

Первую свою школу Мария Монтессори открыла в бедном римском квартале, где жили работники и работницы ткацкой фабрики. Это нашло своё отражение и в материалах, которые она разработала для детей. У них не было большого количества игрушек. Вот они и играли тем, чего в данном месте было в избытке – веретёнами и разноцветными нитками. О веретёнах мы поговорим в другой раз, а нитки сыграли важную роль в возникновении и становлении одного из важных и интересных Монтессори-материалов. Первый материал для работы с цветом как раз и был сделан Марией Монтессори из маленьких намоток цветных ниток, они так и назывались – мотушки. Сейчас для работы с цветом используются цветные таблички.

Цветные таблички Монтессори

Первое упражнение ребёнка с цветом – это коробка с тремя парами табличек: две красные, две синие и две жёлтые. Из комбинации этих базовых цветов в реальной жизни получаются и все остальные цвета, и их оттенки, потому красный, синий и жёлтый называют основными. Это совсем несложное упражнение используется и самыми маленькими детьми в классе.

Цветные таблички становятся доступными ребёнку по достижению возраста двух с половиной лет или с момента появления его в среде. В процессе работы у ребёнка обостряется визуальное восприятие, он получает ключи для ориентации в мире цвета, кроме того, ребёнок постепенно воспринимает идею эквивалентности. Косвенным образом он готовится к развитию своего эстетического вкуса.

Ребёнок выбирает одну из табличек. Все таблички имеют одинаковые размер, форму, текстуру, вес. Они отличаются только по одному параметру – по цвету. Мария Монтессори в зоне сенсорики часто использовала принцип «изоляции чувств», когда отличить один объект от другого ребёнок может только благодаря одному из органов чувств, в данном случае зрению. В результате подобной деятельности ребёнок может отличать не просто цвета, но даже и нюансы оттенков. Постепенно он получает и язык, узнаёт все необходимые в его ежедневной деятельности названия цветов.

Трудность упражнения может быть увеличена путём постепенного добавления других пар цветов. Это происходит уже во втором ящике с цветными табличками: там ребёнок работает уже с одиннадцатью парами цветных табличек. Сначала к трём парам основных цветов добавляются три пары дополнительных: фиолетовый, оранжевый и зелёный – это цвета второго порядка, которые обычно получаются путём смешивания чистых основных цветов. Затем добавляются ещё три цвета. Это так любимый детьми розовый, а также коричневый и серый. Потом добавляются чёрный и белый цвета. В конце концов, ребёнок уже в состоянии соединить все одиннадцать пар цветов, а через некоторое время и назвать их названия.

При работе с третьим ящиком цветных табличек он уже градирует цвета по оттенкам. Ребёнок использует коробку, содержащую семь оттенков девяти различных цветов. Оттенки каждого цвета располагаются от самого насыщенного оттенка до самого светлого. Для выполнения этого упражнения ребёнок должен уметь различать интенсивность оттенков. Расположение всех цветов и оттенков даёт ребёнку очень яркие и радужные впечатления, что является весьма привлекательным для детей.

Гид может и усложнить задачу. Выбрать цвет таблички и попросить ребёнка пойти к коробке и принести тот оттенок, который немного темнее или светлее чем тот, что он принёс. Сделать это непросто, но многие дети в состоянии сделать это уже через несколько месяцев работы. Существует и ещё ряд довольно непростых и достаточно разнообразных видов занятий на расстоянии.

В результате этой комплексной деятельности дети утончают своё цветовосприятие и начинают различать даже самые тонкие различия в цвете, что подготавливает их для всех видов научных наблюдений, искусства, дизайна и многих других значимых действий.

Ткани

Ткани используются для развития тактильности. В частности материал ткани состоит из деревянного ящика с шестью парами различных контрастных натуральных материй: хлопок, шерсть, лён, шёлк, кожа, джут.

Для более сложной работы можно сформировать и второй ящик, куда можно складывать и другие ткани, более сложные для тактильного распознавания. Могут быть эти же материалы и синтетические: фетр, вельвет, полиэстер, микрофибра, сатин. В этом ящике возможна ротация тканей, одновременно не следует хранить больше шести пар.

Ткань

Это отличный материал для утончения осязания. В этом упражнении ребёнок с закрытыми глазами разбирает различные виды ткани по парам, соединяя контрольный и испытуемый образцы, ориентируясь исключительно на своё осязание. В дальнейшем ребёнок смешивает все образцы, надевает повязку и затем подбирает пары, тактильно ощущая их. После выполнения упражнения ребёнок сам проверяет себя, убрав повязку с глаз и посмотрев, каждая ли пара правильно подобрана. Делая это упражнение, ребёнок параллельно узнаёт правильные названия тканей, что даёт ему дополнительные возможности для расширения своего словаря.

В процессе работы ребёнок совершенствует свои возможности тактильного распознавания и способности чувствовать дисгармонию при контакте с материалами.

Оптимальный возраст для начала работы с данным материалом – 3,5 года, но только после работы с шероховатыми табличками.

Звуковые цилиндры

Мария Монтессори разработала этот материал, чтобы помочь детям развить способности к различению звуков вообще и громкости звука в частности, а также утончить их звуковое восприятие.

Цилиндры Монтессори состоят из двух деревянных ящиков с цветными крышками, внутри которых находятся по шесть деревянных пустотелых цилиндров с разными наполнителями, в качестве которых могут выступать соль, рис, сушеные бобы, пуговицы или камушки. В коробке с красной крышкой находятся эталонные образцы цилиндров с красными колпачками.

Звуки, издаваемые при их встряхивании, варьируются по громкости возможного звукоизвлечения. Этот набор соответствует второму набору с голубыми колпачками и такой же, голубой крышкой. Все цилиндры первого набора имеют пару во втором, все элементы которого воспроизводят такой же звук и идентичны по наполнению. Очень важный момент: необходимо, чтобы цилиндры могли быть сравниваемы ребёнком только на основе разности звучания. Для этого они должны быть абсолютно одинаковыми по весу. В противном случае мы не сможем добиться изоляции чувства, ответственного за звуковое восприятие.

Оптимальный возраст введения данного материала 3,5-4 года.

Звуковые цилиндры

Сначала ребёнок подбирает пары цилиндров, извлекая встряхиванием из этих своеобразных маракасов звуки. Перед ребёнком не ставится задача правильно подобрать пары, ведь способность к различению звуков у всех разная, поэтому и броских меток, которые очень часто имеются даже на профессиональном материале, быть не должно. Как правило, дети их очень быстро обнаруживают и начинают больше доверять им, а не органам своего собственного слуха. Обычно для удобства подготовки материала к работе легко намечают крайности звучания. Позже, став более опытным в различении звуков, ребёнок проводит градацию цилиндров в одном наборе от самого сильного признака (громкость звучания) к слабому.

Постепенно ребёнок начинает выполнять эти же упражнения (подбор пары и градуирование), но уже на расстоянии, в рамках игр на память. А после введения пары понятий громкий/тихий начинает работать и с превосходными и сравнительными степенями этих прилагательных.

Контроль ошибок осуществляется самим ребёнком при помощи своих индивидуальных способностей к определению громкости звучания.

Неоднократно обращал внимание, как дети в моей группе начинают интересоваться миром звуков именно после работы с этим материалом. Заметив это, я предлагаю им просто посидеть с завязанными глазами. Они инстинктивно начинают вслушиваться, анализировать звуковой фон и выделять отдельные звуки из обобщённого звукового окружения.

Для начала это могут быть случайные звуки, такие как жужжание насекомого или шум проезжающего грузовика за окном. Но постепенно звуки можно разнообразить и готовить их заранее – звук открывания-закрывания окна или клацанье щеколды на дверце шкафа, чирканье спички или звук разрываемой газеты. Подобного звукового опыта и анализа у детей становится всё больше и больше. Через некоторое время уже можно будет предложить им различные групповые активности, начиная от определения на слух личности говорящего, исключительно по тембру его голоса и характерным интонациям, и заканчивая определением названия музыкального инструмента по его звучанию.

Чем больше адекватных стимулов получают органы слуха, тем больше впечатлений ребёнок может получить об окружающем мире звуков, чтобы использовать полученную им информацию в своих собственных целях, на благо собственного развития.

Колокольчики Маккерони

Ещё одно качество звука, которое необходимо осознать детям, – это высота тона. Для этого нам нужен ряд предметов, который демонстрирует только одно это единственное свойство. Понятно, что для этих целей нам необходимо использовать предметы, очень похожие друг на друга по всем параметрам, кроме высоты издаваемого звука. Для этого очень хорошо подходят колокольчики Маккерони. Поэтому Мария Монтессори и поместила именно этот материал в свою подготовленную среду для того, чтобы дети имели возможности для развития и утончения своего слуха.

Все эти колокольчики имеют идентичную форму и одинаковый размер, расположены на одинаковых подставках, но при ударе по ним молоточком они издают звуки совершенно разных тонов, и это является единственным различием, которое могут воспринять органы чувств. Но разница в звучании колокольчиков достигается не простым изменением размера, а за счёт разницы в толщине стенок звучащего элемента. Таким образом, достигается выделение и подчёркивание звука как единственного отличия, которое может определить ребёнок.

Обычные музыкальные инструменты, которые предлагаются детям, не подходят в качестве настоящего упражнения на утончение музыкального слуха. Ведь целью упражнения является развитие способностей к различению высоты тона, но глаза «приходят на помощь», они отмечают визуальную разницу в размерах и самостоятельного различения на слух не происходит. При использовании колокольчиков Маккерони только ухо становится единственным воспринимающим информацию органом.

Колокольчики Маккерони состоят из двух серий колокольчиков, начиная от низко звучащего звука «до» первой октавы и заканчивая высоко звучащим звуком «до» второй октавы. В эталонную серию входят колокольчики на чёрных и белых основаниях, которые соответствуют чёрным и белым клавишам пианино. В серии соответствия основания выполнены из натурального лакированного дерева, обычно светло-коричневого цвета.

Обе серии размещаются на специальных подставках, эталонная – на зелёной, а серия соответствия – на чёрно-белой, напоминающей клавиатуру пианино. Чёрные и белые колокольчики стоят на зелёной части за соответствующими чёрными и белыми прямоугольниками; коричневые колокольчики помещаются на чёрных и белых прямоугольниках. Также в материал входит деревянный молоточек, предназначенный для звукоизвлечения, и палочка с фетровым наконечником, которым мы останавливаем звуковые колебания.

Колокольчики Маккерони

Изначально ребёнок только слушает звуки различных колокольчиков. Восходящую и нисходящую гамму проигрывает гид, который делает это при любой собственной активности с колокольчиками. Затем дети начинают заниматься самостоятельным звукоизвлечением. Ребёнок учится искать соответствие, используя сначала только две пары звоночков с довольно большой разницей в высоте звука. Когда он становится успешен в определении отдельно взятой пары, постепенно увеличивается количество определяемых пар. Так как контраст между ними уменьшается, то и упражнение, соответственно, становится всё более сложным.

Через некоторое время занятия ребёнка доходят до градуирования колокольчиков по высоте тона, и вот он уже самостоятельно может выстроить мажорную гармонию в виде восходящего и нисходящего звукоряда. Попутно ребёнку даются трёхступенчатые уроки, с помощью которых вводятся имена-названия нот и другая необходимая терминология. От упражнения к упражнению интерес к звукам у ребёнка только нарастает, он учится сопоставлять высоту одного тона с другим. Если ребёнок хорошо усваивает все эти упражнения, то, помимо восьми основных звуков, вводятся и пять хроматических.

В этом материале хорошо работают и игры на память, такие как подбор пар и градуирование на расстоянии. Есть и групповое взаимодействие, где участвует целых 17 детей. 16 детей берут парные колокольчики основного звукоряда мажорной гаммы, а один ребёнок, будучи главным, постепенно объединяет их в пары. Это упражнение может проводиться только в опытной Монтессори-группе, которая работает достаточно долго и успешно.

Свои ошибки во всех упражнениях ребёнок чувствует и исправляет самостоятельно, в зависимости от степени своего знакомства с различными звукорядами. Кроме того, ухо человека настроено на различение консонансов, которые звучат гармонично и приятно, и диссонансов, которые как бы «режут» слух и звучат дисгармонично.

Необходимые языковые понятия вводятся гидом постепенно и по мере необходимости. Взаимодействие с этим материалом протекает весьма пролонгировано и выходит за пределы класса 3-6 уже непосредственно в школу, где даётся ещё много активностей, в том числе теоретического характера, связанных с сольфеджио. Первоначальное же знакомство с материалом начинается в трёхлетнем возрасте.

Понимание мира звуков и постепенное утончение слуха настолько воодушевляют детей, что многие начинают проигрывать и подбирать на слух мелодии. Нередки и случаи сочинительства мелодий с использованием восьми или даже всех тринадцати колокольчиков. Все эти виды тренировки слуха являются отличной платформой для развития дальнейшего интереса к музыке.

Римская арка

В моём классе он никогда не простаивает, дети настолько стремятся к работе с римской аркой, что они с дополнительной мотивацией осваивают биномиальный и триномиальные кубы, без навыков работы с которыми с вожделенным материалом им не справиться и, как следствие, не выйти в ситуацию успеха.

Давайте поближе рассмотрим этот интересный материал. Он не является обязательным материалом Монтессори-среды, но достаточно часто встречается там. Я наблюдал увлечённую работу с ним в различных школах, работающих по методу.

Он состоит из доски-подставки, на которой закреплены две несущие колонны и корзинки, в которой сложены три базовые поддерживающие детали. Эти детали удерживают конструкцию арки от разрушения до момента полной постройки и набора строительных деталей, из которых собственно и сооружается сама арка. Это уменьшенная копия, позволяющая создать настоящий архитектурный шедевр, который был отличительной чертой древнеримской архитектуры.

Римская арка

Строители древности создавали дверные и оконные проёмы, а также пролёты для своих мостов и акведуков по такой же «арочной» технологии. Взгляните, для примера, на римский Колизей, он весь соткан из арочных кружев. Если все арочные конструкции, из которых и состоит Колизей, выставить в один ряд, то они растянутся на полтора километра.

Оптимальный возраст введения материала – 4 года, после того как ребёнок хорошо и уверенно справляется с триномиальным кубом.

Прежде чем самому попробовать построить точную копию арочной конструкции без единой капли клея, ребёнку следует рассказать обо всём культурном контексте, который касается величия как его трудов, так и наших славных предков.

Научившись разбираться в предыдущих сенсорных упражнениях с сортировкой, ребёнок легко учится сортировать строительные детали по типам и легко схватывает принцип и порядок укладывания деталей. Завершив построение арочной конструкции, ребёнок проверяет устойчивость своего творения, убрав элементы базовой поддерживающей конструкции. Если всё сделано с соблюдением технологии, то конструкция не только устойчива, но и способна выдержать внушительную дополнительную нагрузку.
Контроль ошибок осуществляется путём мануального контроля при строительстве, а также степенью устойчивости окончательной конструкции при убранных поддерживающих базовых деталях.

Геометрические тела

Несмотря на название материала, он имеет к геометрии только косвенное отношение. Этот материал вовсе не математический, как может показаться на первый взгляд, хотя и подготовка к геометрии-стереометрии, конечно, тоже присутствует. Основная цель материала — это обострение стереогностического чувства, а также введение ребёнка в мир геометрических тел, которые его повсеместно окружают.

Этот материал был введён в специально подготовленную среду Марией Монтессори одним из первых. Прообразом ему послужил фрёбелевский вариант геометрических тел вращения.

Набор материала состоит из корзинки с геометрическими телами голубого цвета (овоид, эллипсоид, цилиндр, конус, шар, куб, треугольная и четырехугольная призмы, треугольная и четырехугольная пирамиды), большого непрозрачного платка и ящика с деревянными проекциями представленных тел (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, равнобедренный треугольник).

Оптимальный возраст введения материала — от 3,5 до 4 лет.

Геометрические тела как Монтессори-материал

В начале работы при помощи трёхступенчатого урока ребёнку постепенно вводятся все названия геометрических тел. Он их воспринимает зрительно и ощупывает их столько, сколько посчитает нужным. Убедившись, что ребёнок хорошо запомнил названия всех геометрических тел, мы проводим стереогностическую презентацию, накрыв корзину платком: мы, опознав одно из тел на ощупь, называем его и достаём из корзины.

На ребёнка эта идея производит неизгладимое впечатление — он тут же хочет овладеть этим умением и достаточно быстро преуспевает в своих намерениях. Распознавание формы тела происходит в результате сочетания, одновременного участия тактильного и мускульного чувств, причём мускульное восприятие связано с движением. Во время следующего шага я уже прошу ребёнка достать определённое тело из-под платка. Он ищет, находит в корзинке под платком нужное тело и радостно достаёт его. Этой деятельностью уже могут заниматься два близких по уровню ребёнка, давая друг другу задания. И среди детей это становится сверхпопулярным занятием.

В следующей презентации ребёнку показываются плоские деревянные таблички-проекции геометрических тел, и он достаточно быстро учится подбирать их соответствие с конкретным геометрическим телом. Для шара – это круг, для конуса – равнобедренный треугольник и круг. Для пирамиды с четырёхугольным основанием – прямоугольник и квадрат и т.д.

С этим материалом активно используются игры на память. Сначала гид достаёт из корзинки два или три геометрических тела и убирает их, никому не показывая. Ребёнок, рассмотрев тела в корзинке, должен сказать, каких объектов там не хватает. Затем процесс усложняется: гид достаёт два-три тела из корзинки, закрытой платком, ребёнок должен по памяти сказать, какие тела остались в корзинке, видя только те тела, которые достал гид.

В этом материале задействуется и коллективная игра: дети садятся вокруг коврика, гид просит детей убрать руки за спину и раздаёт тела. Дети не показывают свои объекты друг другу и не смотрят на них сами. Когда гид называет геометрическое тело, ребёнок-обладатель показывает его всем.

В качестве расширений можно обратить внимание и на особенности движений различных геометрических тел. Шар может кататься в различных направлениях, цилиндр – только в одном, конус вертится вокруг себя. Призма и пирамида стоят неподвижно, но могут и опрокидываться, причём с призмой это происходит гораздо легче, чем с пирамидой.

Дети с неуёмной жадностью поглощают всю информацию, связанную с этой тематикой. Она им очень интересна. Однажды в моей группе два мальчика 4 и 5 лет в течение часа давали друг другу задания с нахождением различных тел. А затем они принесли подвижный алфавит и с упоением писали все эти довольно непростые названия. Младший, в силу своих умений, писал короткие слова: куб, цилиндр, шар. Ну а старший – слова посложнее: призма с треугольным основанием, эллипсоид и т.д. Таким образом, происходит связь материалов из различных зон, а дети не только постигают названия на слух, но и пишут их, причём не ограничиваясь только подвижным алфавитом, за ним следует и вполне традиционное письмо на бумаге. Многие дети делают целые книжки-исследования геометрических тел.

Контроль ошибок в этом материале осуществляется посредством индивидуальных способностей к распознаванию предметов.

Шершавые буквы

В методе Монтессори ребёнок сначала осваивает письменные навыки и только потом чтение. Это кажется для многих нелогичным, но всё дело в том, что в процессе письма ребёнок использует только аналитические процессы – нужно последовательно проанализировать звуки и записать их графические обозначения. В чтении же подключается синтез, ведь нужно ещё и осознать смысл прочитанного, этот процесс для ребёнка гораздо сложнее.

В звуковых играх уже проработаны звуки, ребёнок слышит и различает их. Теперь следующий этап: нужно дать этим звукам имена, присвоить каждому графическое изображение. С этой задачей мы легко справляемся при помощи материала шершавые буквы.

Все буквы, предназначенные для письма, изучаются ребёнком визуально, на слух и тактильно, так что когда ребёнок захочет писать, он может записывать абстрактные формы звуков. Следует обратить внимание на то, что в методе Монтессори ребёнок сразу использует для письма именно прописные буквы. Это более целесообразно, так как именно эти буквы проще написать, они состоят из простых однотипных округлых элементов, которые ребёнку проще повторить. Прописные буквы прекрасно воспринимаются и запоминаются ребёнком.

Шершавые буквы — это набор строчных письменных букв алфавита в коробочке. Каждая буква обозначена шероховатостью на гладком деревянном фоне. Согласные – на синем основании, гласные – на красном или розовом, так традиционно принято в русском языке. В западных традициях происходит инверсия цветового фона. Шероховатость формируется из приклеенного песка средней зернистости, но может быть сформирована и из обычной наждачной бумаги, это удобно, к примеру, если использовать подобный материал в домашних условиях, его не так сложно изготовить.

Шершавый алфавит

Гид двумя пальцами, средним и указательным, показывает ребёнку, как воспроизводить написание буквы в том же направлении, в котором она обычно пишется.

Использование этого материала даёт ребёнку сразу тройственную комбинацию впечатлений. Он видит букву, он чувствует форму, и он слышит звучание символа, которое повторяет гид. Тот факт, что собственно буква выполнена из шероховатости вместо чернил, приглашает ребёнка потрогать букву, чтобы прочувствовать изящество её обводов. Это важный шаг в изучении письма. Повторение этого упражнения фиксирует форму каждой из букв в мышечной памяти ребёнка.

В классе Монтессори ребёнок учит фонетические звуки букв прежде, чем он узнаёт их имена, используемые в алфавитном порядке. Фонетические звуки даются вначале, потому что это звуки, которые он на самом деле и слышит в словах. Например, ребёнок может слышать «н-н-н» в начале слова «нос». Он не слышит алфавитное название «эн» в этом слове.

Сначала ребёнок начинает осознавать эти фонетические звуки, когда гид вводит согласные с помощью шершавых букв. Например, при представлении звука «м», нужно представить ребёнку несколько слов, начинающихся с этого звука – «мама», «масло». При знакомстве следует произносить слова, не подразумевающие разность трактовок. Не нужно использовать таких слов, как «медведь», там ребёнку слышится совсем другой, мягкий звук «мь». Ребёнок повторяет звук и обычно добавляет дополнительные слова, в которых этот звук используется, в данном случае такие как «мыло» или «майка».

Ребёнку демонстрируют три различных символа, обычно контрастно отличающиеся друг от друга. Чаще всего это два согласных и один гласный звук. Гид несколько раз обводит шершавую букву, называя при этом звук, который она обозначает. Если время презентации выбрано верно, то ребёнок с головой окунается в работу. В моей группе нередкость, когда дети спонтанно и самопроизвольно обводят буквы по 30-40 раз подряд, демонстрируя при этом полную погружённость в этот вид деятельности.

При помощи трёхступенчатого урока последовательно вводится буква за буквой.

Ключевые цели этого материала – прямая ассоциация звука и буквы, исследование языка и речи, запоминание букв, подготовка к письму и чтению. Следует обратить внимание на то, что это один из немногих материалов, работу с которым необходимо прерывать, если ребёнок обводит символ неверно, то есть не так, как он пишется. Необходимо, чтобы мышечной памятью с самого начала был «схвачен» верный образ буквы.

Контроль ошибок заложен в самой шероховатой поверхности букв. Пальцы, соскальзывая с шероховатой дорожки, вынужденно возвращаются на «шершавый путь».

Оптимальное время введения материала 3-3,5 года.

Информация, проходя одновременно по трём каналам, усваивается гораздо легче. И узнав хотя бы половину букв, ребёнок уже может начинать работу со следующим письменным Монтессори-материалом, ставшим уже легендой – подвижным алфавитом, но это уже тема для следующей статьи.
Фото автора, Международного Монтессори-центра «Отрада», Монтессори-центра «Spring Melody» (г. Краснодар), tarologiay.ru, montessori-minsk.by, maras.lv.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анна

Здравствуйте, Спасибо за описание процесса. В горле, где нет Монте сори школы, ваши статьи - спасение. А что такое трёхступенчатый урок?

19 Июля 2018 Ответить

Анжелика Черниго

http://mchildren.ru/wp-content/uploads/2016/09/Trehstupenchatyj-urok.jpg

19 Июля 2018 Ответить

Юрий Филёв

На самом деле нет такого разделения по языкам. Это просто такие иллюстрации выбраны редакцией. На самом деле есть разновидности алфавитов - с соединениями и без соединений. Этот материал нужен для освоения письма и следующее пособие будет связано непосредственно уже с письмом слов - подвижный алфавит. Там для детей важна идея слитного написания. Для этого и даётся буква уже с соединением. В русском языке есть некоторая вариативность, в соединениях букв - нижнее-верхнее, поэтому такой материал сложнее реализовать на практике.

06 Июля 2016 Ответить

Victoria

Юрий, а почему английские шершавые буквы с соединениями, а русские без них?

23 Июня 2016 Ответить