• С этой книгой вы всегда будете знать, чем занять ребёнка в каждый месяц его жизни.

    Подробнее

     

  • Как обустроить игровую зону ребёнку от 1 до 3 лет

    Напишите нам на WhatsApp +7-977-639-34-24, и мы вышлем видео про то, как расположить игрушки, чтобы ребёнок сохранял к ним интерес

Главная Метод Монтессори Родителям о методе Топ-10 вопросов родителей о педагогике Марии Монтессори

Топ-10 вопросов родителей о педагогике Марии Монтессори

Организация Age of Montessori десятилетиями обучает педагогов и родителей в США, Европе и Австралии. По их опыту, мамам и папам мало просто ознакомиться с педагогическими идеями Монтессори, им нужны факты. Эксперты собрали 10 наиболее распространённых вопросов родителей о педагогике Марии Монтессори и ответили на них.
Топ-10 вопросов родителей о педагогике Марии Монтессори


1. Действительно ли Монтессори-образование для избранных?

Многие полагают, что образовательная система Монтессори доступна исключительно для состоятельных слоёв населения.

Это представление появилось в 50-х и 60-х годах XX века. В то время дошкольника можно было устроить только в дорогую частную школу, государственных дошкольных учреждений почти не было. Одновременно с этим в США пришла педагогика Марии Монтессори. Возможно, поэтому он до сих пор ассоциируется с дороговизной и элитарностью.

В действительности же, всё начиналось очень скромно. До 1907 года Мария работала в психиатрической лечебнице. Её пациентами были дети, которых называли «неполноценными» и «душевнобольными». Они целый день проводили в абсолютно пустых комнатах клиники. Им нечем было заняться — не было ничего, с чем они могли бы играть. Доктор Монтессори начала внимательно наблюдать за ними. Вскоре она обнаружила, что юные пациенты нуждаются в психической и сенсорной стимуляции и разработала для них учебные материалы.

Два года спустя многие из этих так называемых неполноценных детей могли читать, писать и считать на уровне, сопоставимом с уровнем развития «нормальных» детей того же возраста. Вдохновлённая первыми успехами, Мария продолжила исследования в области теории воспитания и развития ребёнка. Когда ей предложили возглавить детское учреждение в трущобах Сан-Лоренцо, Мария согласилась.

Так появилась первая Монтессори-школа Casa dei Bambini. Её учениками стали дети из неблагополучных семей Рима. Педагогические идеи Монтессори сработали — воспитанники демонстрировали невиданные успехи. К следующему году в Италии было открыто уже пять школ Casa dei Bambini. Новости о потрясающем методе распространились по всей Европе, а позже и по всему миру. Сегодня насчитывается несколько десятков тысяч Монтессори-школ по всему миру. В них учатся 2 млн детей.

От редакции: в России стоимость посещения Монтессори-центра примерно такая же, как в частных детских садах.

2. Не следует говорить детям, что им делать или не делать, верно?

Весьма распространённым является неверное представление о том, что детям, воспитывающимся по системе Марии Монтессори, разрешено делать «всё, что вздумается». На самом деле окончательная цель — научить их самодисциплине. Но она не возникает в одночасье.

Свобода и дисциплина — две стороны одной монеты. В классе детям предоставлена свобода выбора той деятельности, которая в данный момент наиболее интересна для них. Это делается для того, чтобы в максимальной степени использовать сензитивные периоды (периоды особого интереса) для развития тех или иных способностей. Ученики выбирают деятельность, находясь в тщательно подготовленной среде. И это является ключевым моментом. Без подготовленной среды мы не можем предоставить ребёнку истинную свободу выбора.

Благодаря внимательному наблюдению за детьми учителя (и родители) могут предложить им ту деятельность, которая необходима для развития в данный момент, и которая в результате приведёт к спонтанной деятельности. Спонтанная деятельность способствует концентрации, которая, в свою очередь, приводит к нормализации.

Что такое нормализация. Оказавшись в правильно организованной среде, имея свободу выбора занятий и собственного темпа, даже самые энергичные дети становятся спокойным и невероятно сосредоточенными. Это перемена называется нормализацией, и это основополагающий принцип Монтессори. Смысл заключается в том, чтобы помочь детям обрести внутреннее спокойствие, концентрацию, а природная жажда познания является врождённой характеристикой.

Мария обнаружила, что все дети от природы имеют стремление учиться. Они будут усердно трудиться над решением задач, которые отвечают потребностям и соответствуют уровню их развития. Ребёнок, потребности которого неудовлетворены, становится импульсивным, беспокойным, и «непослушным».

В подходящей среде дети сами выбирают занятие. А родители и учителя помогают им двигаться в направлении развития концентрации и самодисциплины.

Самодисциплина — это «жизненно важная компетенция, которая является центральным элементом всяческого успеха. Это способность выявлять и регулировать эмоции, сдерживать порывы, откладывать момент удовольствия, делать взвешенный и осознанный выбор и добиваться поставленных целей». Это не конечный пункт в детском развитии, а путешествие; один из важнейших жизненных навыков, помогающий стать успешным в обучении и в жизни.

 

3. В школах Монтессори не поощряется использование воображения?

Многие слышали, что школы Монтессори не поощряют креативность, фантазию и воображение. Чтобы прояснить этот вопрос, дадим определения каждому из этих понятий, поскольку они имеют схожее значение, но не являются тождественными.

Согласно Оксфордскому словарю:
Фантазия — это способность представлять вещи или события, прежде всего маловероятные или невозможные.
Креативность — использование воображения или оригинальных идей, прежде всего при создании художественных произведений.
Воображение — способность или действия, направленные на создание новых идей, образов или понятий внешних объектов, не существующих в реальности.

Фантазия — это использование воображения для создания образа или идеи, не существующих в реальности. Монтессори не была против игр, в которых дети используют своё воображение. Но она заметила, что когда детям младше шести лет предлагали выбор, они предпочитали реальность выдуманной игре. Раз за разом маленькие дети выбирали уборку, кулинарию и другую практическую деятельность, нежели вымышленную игру.

Доктор Монтессори продолжала наблюдать за маленькими детьми и обнаружила, что их очень интересовало различие между реальным и воображаемым. Они часто просили разъяснения: «А это реально?». Это говорило о том, что у маленьких детей есть врождённая потребность понимать, что является фантазией, а что действительностью. Так они пытаются разобраться в окружающем их мире. Поэтому педагогика Монтессори направлена на то, чтобы насколько это возможно помочь маленьким детям получить реальные представления об окружающей среде и мире.

Однако, это не значит, что дети не должны использовать воображение. Оно имеет важное значение для человеческой способности понимать то, что реально, но сложно себе представить.

«Человеческое сознание входит в мир, словно светящийся шар воображения. Всё то, что человек когда-либо изобрёл, материально или психически, является плодом его воображения. В изучении истории и географии мы беспомощны без воображения, и когда мы намереваемся представит Вселенную ребёнку, что, как не воображение, полезно нам? Я считаю преступлением преподносить некоторые предметы лишь посредством воображаемого. Секрет хорошего обучения состоит в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, на котором могут быть посеяны семена, где они будут расти под теплом пылающего воображения. Наша цель, таким образом, не просто заставить ребёнка понять что-то и ещё меньше — принудить его к запоминанию, но в том, чтобы затронуть его воображение так, чтобы привести в движение сокровенные струны. Мы не хотим воспитать просто старательных учеников, но хотим страстных. Мы стремимся посеять скорее жизнь, чем теории, помочь в росте умственном и эмоциональном, так же как в физическом». — М. Монтессори. Формирование человеческого потенциала

4. Приобретёт ли мой ребёнок социальные навыки?

Недавно, во время чтения дискуссии на форуме, я столкнулась со следующим комментарием:

«Метод Монтессори не уделяет внимание социальному взаимодействию детей. Он способствует развитию независимости посредством выполнения соответствующей их возрасту работы. Можно увидеть, насколько они самостоятельные и уверенные. Однако, как правило, в таких классах гораздо тише по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку большинство учеников работают самостоятельно или в группах по 2—3 человека. Таким образом, больше внимания уделяется проекту, и в меньше — взаимодействию, решению проблем, социальным навыкам. Основой того, в чём нуждаются дети, по крайней мере на этапе дошкольного образования, является умение строить отношения со сверстниками в рамках подготовки к начальной школе, родными братьями и сёстрами и т. д.» (Хуан, С. 2012, 25 апреля. Как обстоят дела с образовательным подходом Монтессори? Quora. Получено 12 ноября 2014 г. http://qr.ae/myFGU.)

Воспитание в Монтессори действительно способствует развитию независимости через индивидуальную работу. Дети младше шести лет чаще выбирают самостоятельную работу. Но наряду с этим, метод придаёт огромное значение развитию социальных навыков.

Монтессори заметила, что все дети развиваются в соответствии с внутренним этапам развития, заложенными природой. Дети младше шести лет строят свою личность и самосознание. Они могут работать рядом с другими детьми, они могут даже наблюдать и учиться у них, но в большей степени они сосредоточены на самостоятельной работе. Чем старше становится ребёнок, тем проявляет большую заинтересованность в совместной деятельности.

Педагогика Монтессори учитывает все эти естественные склонности организма. Дети могут выбрать самостоятельную работу, когда им это необходимо. Подобным же образом дети могут принять решение работать в группах и помогать друг другу.

Мы учим детей, как быть любезными, вежливыми, и почтительными в соответствии с обычаями местной культуры. Эту часть программы называют «уроками изящества и любезности». Каждый день дети учатся приветствовать друг друга, благодарить, говорить «пожалуйста», устанавливать в момент общения зрительный контакт. Ежедневные групповые занятия позволяют научиться внимательно слушать, говорить по очереди и следовать указаниям. Детям рекомендуют вежливо выражать чувства и уважать взрослых и сверстников.

Уважение является важной составляющей класса. С детьми говорят с почтением, учат ценить друг друга, взрослых и окружающую среду. Когда с ними обращаются уважительно, как они того заслуживают, дети учатся внимательно относиться друг к другу.

На первый взгляд, спокойная атмосфера класса Монтессори не слишком располагает к общению. Но на самом деле воспитанники учатся быть вежливыми, почтительными, решать проблемы и сотрудничать в рамках их сообщества. В большей степени так называемое «тихое» поведение, которое, как многие полагают, является результатом «строгости», есть результат удовлетворения потребностей. Дети, потребности которых удовлетворены, становятся радостными учениками и уважаемыми членами своих сообществ.

5. Как мой ребёнок адаптируется к традиционной школе после обучения в Монтессори-школе?

Будь то детский сад, школа или какой-нибудь промежуточный этап, большинство учащихся из Монтессори-среды в конечном счёте переходят на обучение другого типа. Родители волнуются, что дети, обучавшиеся по Монтессори, столкнутся с трудностями в процессе адаптации к другой школьной среде.

Истина в том, что каждого из нас в жизни ждут перемены. И это на самом деле даже полезно, поскольку у нас есть все необходимые средства для адаптации. Умение детей приспосабливаться к изменениям, не испытывая при этом чрезмерного страха или тревоги, является одним из ключевых жизненных навыков.

У детей, обучающихся по системе Монтессори, есть преимущество: здесь всё направлено на создание атмосферы доверия, укрепления независимости и навыков решения проблем. Поэтому выпускники более легко адаптируются к новым условиям, нежели их сверстники, не имеющие опыта обучения в Монтессори-школе.

Моменты, которые больше всего беспокоят родителей, могут быть объединены в две основные категории: учебную и социальную. Некоторые полагают, что, поскольку метод предполагает предоставление свободы выбора и почти никаких тестирований и домашней работы, то ученики Монтессори отстают академически. К счастью, была доказана необоснованность подобных страхов. Как правило, дети Монтессори добиваются большего успеха на оценочных испытаниях, чем учащиеся традиционных школ.

Оценка эффективности Монтессори-образования

Взрослые могут помочь детям адаптироваться к изменениям. Мы не должны забывать о формировании положительного отношения к происходящим переменам. Порой мы настолько погружены в собственные проблемы, связанными с этим этапом, что забываем подать детям хороший пример. Они учатся у нас, как адаптироваться (есть или нет повод для тревоги). Поэтому, мы должны постараться относиться к изменениям как к требующей решения задаче, и не опасаться или избегать их.

Когда наступают социальные перемены, у детей, обучающихся по Монтессори снова есть преимущество. Получив опыт в Монтессори-классах, они умеют быть вежливыми, почтительными, умеют принимать положительные решения и разрешать конфликтные ситуации. Эти навыки помогут им, когда они пойдут в другую школу и встретят новых людей.

6. Действительно ли педагогика Монтессори работает только с дошкольниками?

У многих создаётся впечатление, что дети старшего возраста нуждаются в более традиционной модели образования, и что система Монтессори не эффективна для школьников. Это не так, ведь она основана на понимании того, как в действительности работает и развивается мозг.

Нельзя всех мерить одной меркой. Большинство школ, которые мы посещали в детстве, основывалось на единой универсальной модели. Мы все сидели в одном классе, изучали одни и те же предметы и работали в одном темпе. Некоторые школы предлагали разные уровни для продвинутых учеников. Но занятия по-прежнему были сосредоточены вокруг учителя, который давал урок всем ученикам сразу. Лишь изредка уроки были интерактивными или практическими. А независимое мышление не практиковалось и не поощрялось.

Хотя бывают исключения, но сегодняшние школы во многом схожи — не принимаются во внимание индивидуальные потребности учеников. Дети часто скучают или разочаровываются и теряют интерес к школе в совсем юном возрасте. Им приходится сидеть в течение школьного дня всё дольше и дольше. Игры, прогулки, движение, музыка и практическое обучение — всё это считается несущественным и пустой тратой времени.

В классе Монтессори обстановка меняется в зависимости от потребностей ребёнка. Вместо того, чтобы читать лекции всему классу, учитель перемещается по классной комнате, наблюдая за прогрессом каждого ученика, предлагая соответствующие инструкции. Дети Монтессори часто учатся друг у друга, работая в маленьких группах, более продвинутые (в этом конкретном задании) демонстрируют знания другим.

Педагогика Монтессори уделяет большое внимание практическим навыкам и физическому развитию. Дети фокусируются на знаниях и целостном понимании, вместо тестов и оценок. Это не означает, что учащиеся Монтессори-школ плохо справляются со стандартизированным тестированием. Напротив, они обладают лучшими навыками чтения и математики, чем их сверстники, посещающие традиционные школы.

7. Что означают «четыре зоны обучения»?

Для дошкольников от 2,5 до 6 лет педагогика М. Монтессори строится вокруг основных четырёх направлений:

  1. Практическая жизнь.
  2. Сенсорное развитие.
  3. Развитие языка.
  4. Развитие математического мышления.

Практическая жизнь. Упражнения практической жизни способствуют развитию координации движений, концентрации и независимости. Благодаря им дети обретают чувство порядка и базовые социальные навыки. Эти упражнения делятся на уход за собой, заботу об окружающей среде, изящество и вежливость, развитие движений.

Уход за собой включает в себя такие упражнения, как застёгивание молнии, мытьё рук. Забота об окружающей среде — вытирание пыли, мытьё стола или подметание. Уроки изящества и вежливости учат детей манерам поведения: приветствие, знакомство, рукопожатие. Они могут отличаться в зависимости от местных обычаев. В зоне развития движений дети учатся управлять собственным телом с помощью таких действий, как маршировка, танцы или ходьба по линии.

Сенсорное развитие. Упражнения в зоне сенсорики направлены на развитие пяти чувств: зрение, звук, обоняние, вкус и осязание. Сенсорное развитие способствует утончению чувств и готовит ребёнка к более глубокому пониманию математики, науки и музыки.

Развитие языка. Дети начинают изучать язык с рождения (а, возможно, и раньше) и легко усваивают слова и их значения в течение первых лет жизни. Уроки развития языка начинаются с базового устного языка, пополнения словарного запаса и изучения фонем. Далее дети переходят к изучению букв, слов и составлению предложений. Всё это приводит к развитию навыков чтения и письма.

Ранняя подготовка математического мышления. Для обучения детей абстрактным понятиям математики педагогика Монтессори использует конкретные материалы. Дети постигают основные математические принципы, которые, в свою очередь, закладывают базу для изучения арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

В такой среде дети обретают уверенность в собственных силах на ранних этапах обучения и действуют в соответствии со своими внутренними потребностями. Им весело учиться и осваивать новые горизонты.

8. Ожидается, что нормализованный ребёнок будет соответствовать какому-то установленному стандарту?

Педагогика Монтессори не пытается сделать из детей нечто «нормальное». Напротив, идея заключается в том, чтобы помочь обрести свою истинную сущность: уверенность, концентрацию, желание познания, свойственное каждому ребёнку. Более века назад М. Монтессори открыла, что «нормальные» дети действительно любят учиться, и будут неустанно трудиться над решением тех задач, которые отвечают их потребностям.

Ребёнок, потребности которого не удовлетворяются, становится беспокойным и попросту неуправляемыми.
Не всегда бывает просто понять, как удовлетворить индивидуальные потребности, возникающие в процессе развития; особенно, когда занятия проводят по единому плану. Именно в этом заключается истинная магия системы Монтессори.

В правильно организованной среде дети будут выбирать то, в чём нуждается, следуя голосу своего внутреннего учителя и врожденному желанию учиться. Родители и учителя могут направить детей к той деятельности, которая будет способствовать развитию таких навыков, как концентрация и самодисциплина. После периода интенсивной концентрации ребёнок словно пробуждается, он чрезвычайно доволен и умиротворён. Так выглядит процесс, который мы называем «нормализацией».

Мы склонны считать, что маленькие дети по своей природе не могут концентрироваться длительный период времени и обучаться. Но это не так. Дети до 6 лет вполне способны научиться читать, писать и понимать математику. Но самое важное — благодаря нормализации, дети учатся любить учебный процесс.

9. Существует ли Монтессори-школы для детей младшего школьного возраста?

Самая первая Монтессори-школа была создана для детей до семи лет, но Мария на протяжении всей своей жизни продолжала разрабатывать метод для всех возрастов.

Одним из фундаментальных открытий доктора Монтессори было то, что она назвала «стадиями развития». Она заметила, что все дети проходят шестилетние циклы. В них развитие сначала резко ускоряется в первые три года, а затем вступает в более спокойный трёхлетний период. Каждая из этих стадий имеет свои цели, уникальные характеристики и сензитивные периоды.

От рождения до 6 лет — впитывающий разум. Дети, находящиеся на этом этапе, «впитывают» информацию, как губка впитывает воду: спонтанно и без сознательных усилий.

От 6 до 12 лет — рассуждающий разум. На этом этапе развитие происходит совсем по-другому. Дети становятся менее склонны к подражанию и повторению, но более склонны к абстрактному мышлению. Они приобретают важные социальные навыки — растёт интерес во взаимодействии с окружающими.

Эти дети переходят от работы (и игры), выполняемой рядом со сверстниками, к работе, выполняемой совместно или групповой работе. Они также интересуются отношениями в своём сообществе и стремятся к познанию мира.

В этом возрасте дети проявляют особый интерес к вопросам морали. Они стремятся научиться отличать хорошее от плохого, понять, что есть справедливость и беспристрастность. Важно, чтобы ребёнок имел в своём окружении ролевую модель, обладающую высокими моральными ценностями. Нужно рассказывать ему истории о доброте, честности, мужестве и чести. Значимые взрослые должны проявлять по отношению к детям уважение, любовь и понимание.

Период обучения в начальной школе — это период развития воображения. Ребёнок, который ранее получал опыт через ощущения, теперь может вообразить идеи без установления физического контакта. Захваченный воображением, он стремится к познанию науки, истории, географии, поскольку эти предметы об окружающем мире и Вселенной.

Программа начальной школы Монтессори предоставляет ученикам широкий круг возможностей для изучения окружающего мира — через исследование различных культур, языка, истории, географии и науки.

10. Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?

Правда. Ученикам Монтессори-школ предлагается взять ответственность за обучение на себя. Это важный шаг в развитии естественного внутреннего стремления впитывать знания.

Почему такой подход? Потому что дети с внутренней мотивацией гораздо чаще становятся ответственными, самодисциплинированными, уверенными в себе, инициативными, обладающими высокими академическими знаниями и неугасаемой тягой к знаниям. Это ключ к образованию в том виде, в каком оно должно существовать. Так дети будут действительно получать знания.

Учебники ограничивают. Учебники не вписываются в эту систему, потому что они ограничивают ребёнка. Представьте, когда для поиска ответа есть только учебник. А теперь заберите его. Что произойдёт? Ученики не смогут найти необходимую информацию.

Например, дети заполняют рабочие тетради, содержание которых точно соответствует порядку информации в учебнике. Зачастую ответы даже выделены жирным шрифтом или курсивом. Дети учатся лишь копировать то, что видят перед собой. Это способ не учит их добывать информацию.

В подходе Монтессори используются практические уроки, различные формы движения, манипулирование объектами, сбор информации и другие способы. Они позволяют детям научиться мыслить и быть независимыми.

Ещё один ограничивающий фактор учебников в том, что все присутствующие в классе должны следовать одному направлению. Но каждому ребёнку свойственно учиться в своём темпе и в разном возрасте он проявляет интерес к различным вещам.

Сензитивные периоды, в течение которых дети наделены особой восприимчивостью к конкретной информации, определяют их интересы. Педагогика Монтессори использует их по максимуму. Так дети беспрепятственно и своевременно получают доступ к необходимой им информации.

Проблемы, связанные с домашней работой. Домашняя работа — довольно редкое явление для ученика класса Монтессори. Не нужно озадачивать ребёнка работой в школе, или дома. Дома родителям рекомендуется поддерживать идеи детей.

Это не означает, что у вас дома не должно быть правил или границ, или что вы должны позволять делать всё, что детям заблагорассудится. Родители могут обеспечить безопасную, богатую и способствующую новым открытиями среду, которая отвечает естественным интересам ребёнка. В этом случае он может продолжить свою «работу» дома по собственному желанию.

Не следует забывать, что существует множество повседневных домашних дел, которые сами по себе могут быть домашней работой. Такие практические занятия, как помощь в сервировке стола или складывание белья, способствуют математическим и/или языковым навыкам, увеличивают ловкость и повышают уверенность в себе. Ежедневное чтение с детьми — это ещё одно увлекательное занятие и приятный способ общения и отдыха для всей семьи.

Оценочные листы. Вместо оценок монтессорианцы концентрируются на «мастерстве». Они работают над полным и всесторонним пониманием сути вещей. Что совсем не то, что запоминание информации для прохождения теста.

Чтобы проиллюстрировать разницу, позвольте мне спросить: сколько раз вы сдавали экзамен, получали хорошую оценку и вскоре всё забывали? Большинство из нас заучивали материал, чтобы закончить учебный год и двигаться дальше. Но насколько всё выглядело бы иначе, если бы всё ваше время и усилия были направлены на получение знаний, которые бы обогатили вашу жизнь? И представьте, что вы бы наслаждались процессом обучения и хотели узнать ещё больше? И в этом разница между образованием, ориентированным на тесты, и педагогикой Марии Монтессори.

Благодаря методу Монтессори дети развиваются более всесторонне, получают радость от естественного процесса познания, делая это без учебников, домашних заданий или оценок.

Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?

В двух словах: изучение педагогики М. Монтессори улучшает жизнь родителей. Это больше, чем просто стиль обучения, это естественный и радостный способ воспитания. Вы начинаете понимать, как работает ум вашего ребёнка и как он на самом деле учится. Вы узнаёте, как подготовить среду по потребностям своего малыша и используете по максимуму все сензитивные периоды. Так вы помогаете ему раскрыть весь потенциал, заложенный природой.

Курсы для родителей от онлайн-школы «Монтессори.Дети»

Статья написана экспертами Age of Montessori 

Перевод: Светлана Соловьёва

Фото предоставлены ММЦ «Отрада»

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опыт родителей

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Опыт родителей

Как мой сын в 4 года помогал делать ремонт

Опыт родителей

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Опыт родителей

От Монтессори-мамы до курсов для родителей

Опыт родителей

Как я обустроила дома Монтессори-среду

Опыт родителей

Как мотивировать ребёнка заниматься спортом