• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Как выбрать правильный Монтессори-сад

Так сложилось, что любой сад может повесить на фасад вывеску Монтессори, но при этом не придерживаться стандартов. В этой статье Монтессори-педагог Анна Федосова поделится рекомендациями, которые помогут не ошибиться с выбором Монтессори-сада.
Как выбрать правильный Монтессори-сад


Посмотрите страницы Монтессори-сада в интернете

В наш цифровой век знакомство с садом лучше начать с его сайта или соцсетей. Важно и общее впечатление, и содержание. Если оформление отражает вложенные средства, то наполнение презентует философию и миссию. Разумеется, визитная карточка отражает не то, чем является организация. Но понимание того, какой она хочет казаться – тоже даёт очень многое.

Уже на этом этапе бывает можно выяснить график посещения и работы в классе. Для того, чтобы совершить самостоятельные открытия в подготовленной среде, ребёнку нужно достаточно времени. Пятидневное посещение желательно. Нужно проводить не меньше 2,5–3 часов в так называемой свободной работе, чтобы накопить достаточный опыт и сделать выводы, отточить навыки, усвоить изучаемое.

Узнайте, как много в саду дополнительных занятий

Показательно и то, как много и каких дополнительных занятий проводится в школе. В случае Монтессори: меньше —значит лучше.

Зонированная подготовленная среда правильно выстроенного класса покрывает большинство образовательных потребностей ребёнка, и может быть дополнена занятиями спортом на свежем воздухе, языковой практикой (хотя лучше билингвальный класс, а не формат языкового клуба), классами для занятия ремёслами, художественными и музыкальными активностями.

Не может быть занятий по подготовке к школе, отдельных, привязанных к конкретному времени уроков математики, родного языка. Работа в классе сложная, часто индивидуальная, нередко — групповая. Но это не те уроки, в которых взрослый выбирает время и содержание, а совместная самоподготовка и объединение по интересу к конкретной группе материалов.

Узнайте, как делятся информацией с родителями

Отсутствие систематической структурированной отчётности приемлемо только для малышей до 3 лет (хотя и там в какой-то форме педагоги делятся с родителями информацией о том, как ребёнок продвигается в работе в классе).

Для старших дошкольников и школьников существует система самооценки и маршрутный лист или индивидуальная карта, в которых отображаются успехи и достижения конкретного ребёнка. Да, эта отчётность не имеет ничего общего с отметочной системой. В ней фиксируются качественные изменения, освоение новых личностных компетенций, приобретение новых качеств личности или способов выполнения какой-то работы. В ней достижения ребёнка сравниваются с его предшествующими результатами, а не отметками других детей.

Соответственно, если никакой отчётности нет или она напоминает школьный дневник — это подозрительно не похоже на Монтессори.

Посмотрите на Монтессори-класс

Это класс, где материалы располагаются в доступе ребёнка на открытых стеллажах. В принципе, в любом детском саду есть какое-то количество полок с игрушками и детская мебель по росту. Но в Монтессори-саду полок будет больше, а стоять на них будут разные наборы чего-то на подносах, коробки с геометрическими телами, крупными вырезанными буквами, карточки, деревянные пазлы с картами и другой обучающей информацией.

И школьный класс Монтессори (для детей до 12 лет) по-прежнему будет иметь сходный вид: большое количество материалов в доступе и место для самостоятельной работы и занятий малых групп учеников. Как выглядит традиционный школьный класс, вы, вероятно, знаете.

Обязательно у детей есть доступ к воде, и перед занятиями родителей дошкольников предупредят о том, что нужен достаточный запас одежды на случай, если малыш промокнет, используя воду.

Обязательно есть доступ к приготовлению пищи, посуде, сервировке и уборке. Конкретное воплощение зависит от возраста и обеспеченности школы: где-то есть полноценная кухня для детей, и совместно со взрослыми они регулярно что-то запекают, режут, смешивают. Но даже там, где класс мал, и кухонной техники нет, всё равно есть наборы для готовки, возможность накрыть на стол, и т. п.

Монтессори-центр Отрада

Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Приготовление и совместная трапеза — важная часть жизни, и в Монтессори ей уделяется много внимания. Кроме того, это легко различимый родителем пример отношения педагогов к самостоятельности и независимости ребёнка в школе. Если ребёнка опекают даже в бытовых моментах, маловероятно, что взрослые способны правильно дозировать своё вмешательство в самообучение по всем остальным направлениям. Условно говоря, тот, кто не даёт ребёнку самому приготовить себе перекус, скорее всего, и при изучении букв будет слишком много подсказывать.

В этом-то и дело, что Монтессори-метод в первую очередь не в дидактических пособиях, а в поведении педагога. Можно накупить правильных материалов, но учить с их помощью, а не давать научиться. Часто это называют «обучением с элементами Монтессори», и пытаются сочетать с другими прекрасными и не очень педагогическими находками. Монтессори-метод системен, потому самодостаточен. Он не стоит на месте, и постепенно развивается, но аккуратно. Новые материалы добавляются редко, это всегда взвешенный шаг.

Спросите про образование педагогов

Если по предыдущим параметрам исследуемая школа похожа на Монтессори, — то, скорее всего, у руководителя и сотрудников есть специализированное образование. В любом случае не стесняйтесь расспросить об образовании педагогов и руководителя. Отлично, если профильное образование есть и у тех, кто непосредственно работает с детьми, и у того, кто отвечает за направление развития организации в целом. Любое качественное психологическое образование, скорее всего, дружественно Монтессори-методу.

Обилие регалий и успехов в традиционном образовании Монтессори-педагогу не пригодится, так что вряд ли он будет ставить эти свои заслуги на первое место. Сама школа тоже может соблюдать определённые требования и участвовать в программам соответствия или выполнить стандарты непосредственно АМИ.

Можно сказать, что международный диплом АМИ у педагогов — это почти наверняка гарантия соблюдения стандартов Монтессори-образования.



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *