•  

    Книга о развитии до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Ребёнок 2 года развивается

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • 150 занятий для детей

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

5 необходимых вещей для малышей с рождения до 10 месяцев

5 необходимых вещей для малышей с рождения до 10 месяцев

Монтессори-педагог из Австралии и автор блога At home with Montessori рассказывается о 5 вещах, которые вы можете создать и предложить вашему ребёнку в каждый из месяцев его первого года жизни.

5 вещей для новорождённого малыша

Сознание новорождённого ребёнка полностью сосредоточено на непосредственных телесных переживаниях. Обустройте место для сна, похожее на материнскую утробу. Лучше всего для этого подходит небольшая плетёная корзина (традиционно такие корзины для сна используются Монтессори в симбиотический период).

Корзинка для новорождённого младенца

Ребёнку нужно привыкнуть к тому, что его держат и носят на руках. Помогите ему ощутить себя в безопасности, сделав топпончино — небольшой мягкий матрас, который используется для ношения, укачивания и переноса спящего ребёнка с одного места на другое.

Ежедневный уход за новорождённым малышом даёт наилучшую возможность наладить с ним контакт. Подготовьте место, где вы будете менять подгузники, пеленать и переодевать ребёнка, чтобы у вас была возможность, не отвлекаясь и не спеша, общаться с ним.

Место для пеленания новорождённого малыша

Перемещение из материнского лона во внешний мир стремительно и волнующе. Чтобы ребёнок легче адаптировался к новой среде, удостоверьтесь, что ему всегда доступны те ориентиры, к которым он привык, находясь в утробе. Ориентиры матери – это её сердцебиение и голос, ориентиры ребёнка – возможность двигаться, возможность прикасаться к лицу и рту, возможность шевелить руками.

В последние недели беременности ребёнок начинает готовиться к жизни в новом ритме. Чтобы ребёнок успешно адаптировался к новой среде, к его биологическим ритмам нужно относиться с уважением. Ребёнок засыпает, когда устаёт, а ест, когда голоден. Внимательно наблюдайте за тем, как выражаются его потребности, это поможет дальнейшему развитию ребёнка.

В 2 месяца

Обучитесь искусству детского массажа – это поможет вам успокоить малыша при необходимости и даст благоприятные возможности для установления контакта на физическом уровне. Также это удовлетворит потребность ребёнка в контакте лицом к лицу, который необходим для развития речи.

В течение этого месяца ребёнок будет готов ко сну в напольной постели. Постель на полу даёт возможность ребёнку свободно двигаться и наблюдать за окружающим миром – а это важные условия, необходимые в сенситивный период развития внутреннего порядка.

Низкая кровать – это то, что нужно малышу от 2-х месяцев

Зеркало на уровне пола даёт малышу возможность наблюдать за собой со стороны и помогает ему осознать себя и движения собственного тела.

Зеркало необходимо двухмесячному малышу

Повесьте какое-нибудь произведение искусства на уровне глаз ребёнка, но избегайте визуального беспорядка: не вешайте много картин сразу, лучше заменяйте одну на другую, когда картина перестанет быть интересной.

В этот месяц можно начинать вешать визуальные мобили. Начните с мобиля Мунари, созданного специально для неразвитого глазного аппарата ребёнка и для стимулирования его природных математических способностей.

Ребёнок лежит и смотрит на Монтессори-мобиль

В 4 месяца

Возможно, вы уже заметили, как ваш ребёнок пытается дотянуться до мобилей или размахивает руками, пытаясь ударить различные вещи. Повесьте над ребёнком колокольчик на ленте, чтобы он практиковался в стучании.

Колокольчик на ленте

А не опасны ли для малыша колокольчики? Некоторых родителей смущают колокольчики: кажется, что они могут поранить малыша. Да и в целом облизывание металла не кажется хорошей идеей. Вот что думает по этому поводу наш эксперт Анна Федосова.

Этот материал для малышей 3–4 месяцев предназначен для того, чтобы трогать, держать, трясти, слышать звук и брать в рот. Опасения в отношении бубенчика справедливы: безопасен он может быть только в том случае, если он прочно закреплён и имеет негнущиеся и непружинящие лепестки, очень узкие щели, гладкие края лепестков; изготовлен из нейтрального металла, лучше без покрытия. При этих условиях бубенчики вполне «съедобны».

Во всякой погремушке важен звук, ведь погремушка – это одна из первых возможностей ребёнка как-то самостоятельно, предсказуемо и целенаправленно влиять на мир: он трясёт погремушку и производит звук. Большинство погремушек не могут похвастаться мелодичностью. Бубенцы дают отличный образец звука, который ребёнок может извлекать самостоятельно. Ручка цилиндра с бубенчиками также делается удобной для ребёнка. Увы, большинство погремушек, которые можно купить, помимо многих других недостатков, грешат тем, что ручка их слишком толстая, а часто и сложной формы. Такие материалы сделаны для взрослой руки, а не для младенческой.

Что касается возможной травмы, то, гипотетически, ребёнок может ударить или оцарапать себя любой из погремушек, но практически малыш до, да и после года напряжённо трудится как раз над тем, чтобы освоить управление своим телом. Это обучение происходит на основе обратной связи от мира и результатов совершаемых ребёнком действий. Путь к умению владеть собой проходит через череду проб и ошибок, поэтому мы предлагаем малышу относительно безопасные предметы (достаточно маленькие, чтобы быть удобными, но достаточно большие, чтобы не подавиться или не засунуть в нос, без выступающих, острых или ломких краёв и элементов и т. д.) и даём возможность ошибаться и ушибаться, манипулируя ими. Я видела много детей, которые предпочитали твердые грызуны, такие как долио, например, и терзали их с таким остервенением, что казалось, они или палочку перекусят, или засунут так глубоко в рот, что впору будет доставать грызун из уха. Но никаких травм они всё-таки себе не наносили и плакали только тогда, когда у них пытались отобрать кажущийся опасным предмет.

В свете этого я бы порекомендовала понаблюдать за ребёнком:

  1. Если вы увидите, что ребёнок вредит себе, вы сможете своевременно это прекратить. Ребёнок себе не враг, поэтому, возможно, пары таких промахов будет достаточно, чтобы малыш стал более осторожным.
  2. Если же такая ситуация будет повторяться, выберите другие варианты погремушек. Например, те же бубенчики можно зашить в тканую погремушку-валик или вшить в валик трубочку с чем-то звенящим. Серебряная погремушка чудесна по звуку и может быть другой, чем обсуждаемый материал, формы (хотя надо внимательно выбирать нетяжёлую и имеющую тонкую удобную ручку игрушку). Её минус – только в цене, которая означает необходимость потратить эту сумму и некоторое беспокойство о том, чтобы не потерять дорогую погремушку, что может утомлять и ребёнка, и вас.
  3. Если же вы увидите, что ребёнок доволен и не травмирован, то пусть использует погремушку так, как ему кажется нужным. В возрасте 3–4 месяцев рот – важный орган познания мира, и всякий раз, когда мы можем позволить ребёнку свободно им распоряжаться, мы вносим ценный вклад в копилку опыта «я могу» и «я сам».

Слух ребёнка теперь почти такой же острый, как у взрослого. Малыши будут заинтересованы не только звуками, но и возможностью контролировать их появление. Давайте ребёнку различные погремушки и другие шумные игрушки, чтобы он практиковался извлекать из них звуки. Также можно сделать специальный подвес для игрушек.

Подвес для игрушек

Рефлективный захват постепенно вытесняется осознанным, хотя движения ребёнка пока всё ещё резкие. Набор внешне привлекательных, лёгких, небольших, сделанных из натуральных материалов игрушек даст ребёнку много шансов для тренировки захвата. Не предлагайте больше трёх игрушек за один раз, а когда ребёнок теряет интерес, заменяйте их на другие.

Игрушки по Монтессори

До этого основной формой коммуникации ребёнка был плач. Теперь ребёнок всё чаще начинает гулить, когда счастлив, расслаблен или чем-то увлечён. Попробуйте разговаривать с ним, имитируя звуки, которые он издаёт, и терпеливо ждите его ответа.

Ребёнок начинает переворачиваться и вообще становится всё подвижнее. Боритесь с искушением помочь ему. Физическое развитие – это то, что ребёнок способен осилить без помощи извне, и ему необходимо сделать это самостоятельно. Движение – это часть сензитивного периода младенца, и часть очень важная. Помогайте ребёнку, признавая первые попытки двигаться как самую настоящую работу.

В 5 месяцев

Ребёнок совершенствует свои навыки владения рукой: от простого захвата переходит к воздействию на предметы, которые держит. Тренировать новый навык – работу двумя руками одновременно – можно с помощью специальных дисков.

Пять месяцев

Детям присущ интерес к человеческому лицу, поэтому им обязательно понравятся простые куклы. Вальдорфские куклы – отличное дополнение к детским игрушкам из-за того, что они сделаны из натуральных материалов и у них простые черты лица.

У ребёнка появляется интерес к собственным ножкам. Чтобы побудить ребёнка их изучать, надевайте на него носки, на мысках которых нашиты какие-нибудь интересные предметы.

Комната ребёнка в 5 месяцев

Ребёнок постепенно учится выбирать. Чтобы этот навык лучше развивался, предложите ему на выбор три игрушки на низкой полке. Заменяйте игрушки по одной за раз, не больше. У ребёнка сильно развито чувство порядка и потребность в однообразии – любые изменения должны происходить медленно.

Книги для ребёнка пяти месяцев

Когда читаете ребёнку, предложите ему выбрать из трёх книг. Даже такой маленький выбор даёт большой скачок в развитии независимости и чувства уверенности в себе. Чтобы разнообразить выбор, предложите ему любимую книгу, уже прочитанную и новую.

В полгода

К этому времени ребёнок уже полюбит детские стишки, колыбельные, пальчиковые игры и другую коммуникативную деятельность. Если вы можете найти группу, работающую по методике музыкального развития Сузуки, запишитесь туда. Методы Сузуки и Монтессори отлично сочетаются.

Ребёнок становится способен ощущать предвкушение и неожиданность. Игра «Ку-ку» и игрушки с сюрпризом (юла, неваляшка, акробат-кувырунчик) удивляют ребёнка и дают повод вместе повеселиться.

У ребёнка просыпается интерес к книгам, теперь он хочет сам держать их и переворачивать страницы. Сделайте книжку из нескольких пустых страниц, среди которых спрятана страница с узором.

Шесть месяцев ребёнку

Семья и ваши близкие друзья становятся самыми любимыми людьми вашего ребёнка по мере того, как его социум расширяется. Сделайте книгу с фотографиями любимых людей из мягкого фотоальбома или картона.

В этом возрасте у ребёнка начинают резаться зубы, чтобы облегчить неприятные ощущения, давайте игрушки, которые можно жевать и кусать. Деревянное кольцо на резинке, которое использовалось для тренировки захвата рукой, станет отличным прорезывателем, если его снять с резинки.

В 7 месяцев

Ребёнка теперь привлекают игрушки, которые можно доставать и складывать обратно в контейнеры. Играя с обычным ведёрком и мячиком, ребёнок не просто тратит время, а плодотворно развивается.

Корзина сокровищ – прекрасная возможность для ребёнка самостоятельно и безопасно исследовать объекты. Подберите около 8 интересных предметов, которые невозможно проглотить, и сложите их в корзинку. Пусть ребёнок копается в корзинке, берёт из неё то, что понравится, и знакомится с разнообразием текстур.

Корзина сокровищ

У ребёнка появляется интерес к совместным играм. Разрешите ему сломать башню из мягких кубиков, которую вы для него построили. Наблюдайте за тем, как растёт его нетерпение, пока вы строите башню, и с каким удовлетворением он её рушит вновь.

Мягкие кубики подходят малышам от семи месяцев

Настало время знакомства с твёрдой пищей. У ребёнка уже выросли один или несколько зубов, и он начинает проявлять интерес к тому, что вы едите. Поставьте детские стул и стол для кормления и давайте ему есть из обычных чашек.

Малышу 7 месяцев уже пора иметь свой стол, за которым он мог бы есть

Ребёнок в этом возрасте начинает ползать или, по крайней мере, уже начинает вставать на четвереньки, готовясь к тому, что скоро поползёт. Очень важно подобрать правильную одежду, чтобы ребёнку легче было обучаться этому важному умению. Миленькие платьица и симпатичные джинсы выглядят отлично, но превратят попытки ребёнка ползать и передвигаться в настоящее мучение.

В 8 месяцев

Если ребёнок уже ползает или пытается ползать, стимулируйте его ползать больше/чаще. Для этого отлично подходят шары-головоломки (мячи Такане), которые откатываются как раз на такое расстояние, которое малыш может преодолеть, но не с лёгкостью, а с небольшим усилием.

Корзина с мячами полюбится любому ребёнку этого возраста. Наполните её шарами разных цветов, текстур и форм.

Корзина с мячами

Возьмите небольшие бутылки и наполните их цветной водой и интересным содержимым (блёстки, бусины, камешки). Если вы используете стеклянные банки, то не оставляйте ребёнка без присмотра, пока он с ними играет. Не превращайте эту игру в тренировку мелкой моторики: эти бутылочки нужны для пробуждения чувств ребёнка, а их прозрачность нужна для того, чтобы малыш видел, что является источником звука.

Цветные баночки

В этом возрасте ребёнку понравится играть на простейших музыкальных инструментах. Для начала попробуйте напольный барабан с мягким молоточком. Помните, что ребёнок впитывает из окружающей среды абсолютно всё и использует всю усвоенную информацию для построения своей базы знаний. Именно поэтому очень важно не экономить и пользоваться инструментами самого лучшего качества, какое вы можете себе позволить.

Барабан

Сложите в корзинку кусочки разнофактурных тканей. Выбирайте ткани одного оттенка, чтобы ребёнок не отвлекался на различные цвета и узоры, а концентрировался именно на фактуре.

Корзина с разными тканями

В 9 месяцев

Ребёнок начинает понимать, как вещи взаимодействуют между собой, он всё лучше и лучше ориентируется в окружающем пространстве. Покажите ему, как вынимать цилиндр-вкладыш и как вставлять его обратно, и дайте ему попробовать сделать это самостоятельно. Также ребёнку могут понравиться аналогичные игры с яйцом и подставкой для яйца.

Вещи для малыша девяти месяцев

Сензитивный период развития речи начинается с рождения и не прекращается в течение первого года жизни. Не забывайте о том, что ребёнок настроен на звук вашего голоса и автоматически начинает следить за вашим ртом, пока вы говорите, даже если вы показываете новое занятие или способ что-либо делать. Совершайте движения, не проговаривая свои действия вслух, чтобы ребёнок фокусировался на ваших руках. Только когда он начнёт копировать ваши движения, начинайте называть действия.

Ребёнок начинает применять пинцетный захват. Пазлы с ручками удовлетворят его тягу к «вкладыванию одних вещей в другие», они прекрасно подходят для тренировки пинцетного захвата, и, главное, обязательно понравятся ребёнку. Поначалу предлагайте пазлы одинаковой формы. Круг – самая простая форма, с которой можно начинать, потому что у него нет сторон, которые могут не подойти к выемке, и ребёнку необязательно держать его единственно верным способом. Другой хороший вариант: цилиндр с ручкой, размер которой лишь чуть-чуть меньше самого цилиндра. И, разумеется, пища, которую можно есть руками, тоже развивает пинцетный захват.

Вещи для малыша девяти месяцев

Ребёнок начинает понимать концепцию «постоянства объекта». Он осознаёт, что предмет существует, даже если его не видно. С этого времени у ребёнка начинается период развития кратковременной памяти – а без неё невозможно развитие самостоятельности. Дайте ребёнку коробочки с отверстиями, в которые можно прятать шарики и другие предметы, чтобы помочь ему усвоить эту концепцию.

Вещи для малыша девяти месяцев

Ребёнка увлекают тактильные ощущения, но он ещё не готов к тому, чтобы трогать вещи, не видя их. Для этого требуется умение мыслить абстрактно – а этот навык в свою очередь требует, чтобы ребёнок осознавал постоянство объекта и имел развитую долговременную память. Детям может понравиться подобная «таинственная коробка», сквозь прозрачную сторону которой ребёнок видит, что именно он трогает, а также её можно перевернуть, чтобы скрыть предмет. Подобным образом прозрачная музыкальная шкатулка даёт возможность связать слуховое переживание со зрительным опытом.

Вещи для малыша девяти месяцев

В 10 месяцев

Кажется, в этом возрасте больше всего детям нравится стоять. Нельзя отрицать, что некоторые дети начинают стоять, ещё когда им нет десять месяцев, но также справедливо и то, что другие начинают стоять намного позже. Двое моих детей оказались по разные стороны диапазона, но для обоих мы подготовили место, где они могли бы безопасно тренироваться вставать на ножки. К стене мы тщательно прикрепили деревянную штангу, за которой находится зеркало, чтобы ребёнок видел себя, пока он выполняет все необходимые движения для того, чтобы перейти из сидячего положения в стоячее. Перекладина закреплена на высоте 45 см, для оптимальной достижимости, и должна быть неширокой, чтобы ребёнок без проблем обхватил её своей рукой.

Ещё детям очень нравится забираться по ступеням. В нашем доме целых две лестницы, так что у детей много возможностей учиться этому важному навыку, но если ваш дом одноуровневый, то ищите лестницы, где бы вы ни находились, и давайте ребёнку лазить по ним столько времени, сколько сможет выдержать ваша психика! Подстраховывайте ребёнка, пока он не научится уверенно лазить по лестницам без вашего присмотра.

Ваш ребёнок когда-нибудь опустошал целую коробку бумажных носовых платков? Если вашему малышу уже десять месяцев, то долго ждать, пока это произойдёт, не придётся. Когда дети впервые открыли радость от вытаскивания платочков наружу, я позволила им опустошить ту коробку, но все остальные я некоторое время тщательно убирала туда, где дети не смогли бы их достать. Не стоит отказываться от салфеток совсем, ведь позже детей необходимо будет научить самостоятельно вытирать нос! Но сейчас этому учить ещё рановато, у ребёнка пока недостаточно развиты самосознание и самоконтроль! Предложите ему альтернативу, наполнив коробку от влажных салфеток яркими кусочками ткани. Также мы обклеили коробку чипсов Pringles тканью, сделали в крышке небольшое отверстие, в дырку просунули ленту, а на её концах пришили по крупной бусине, чтобы лента не проскальзывала. Ленту засунули в коробку, закрыли крышку и отдали ребёнку, чтобы он оторвался по полной.

Ребёнок начинает показывать на вещи: вещи, которые он хочет, вещи, которые он видит, вещи, название которых он хочет узнать. Причина в том, что дети как раз достигли той точки в развитии речи, где они осознали связь между звуками и значениями: «Когда я показываю на что-либо, он называет это!» Настоящий момент озарения! Помогайте ребёнку и дальше развивать речь, играя с ним в игры на называние.

Ознакомьтесь с методикой «трёхступенчатого урока», которая используется в классах Монтессори для расширения словарного запаса детей. Из этих уроков вы можете почерпнуть основные правила для самостоятельных игр в называние. Но имейте в виду, что поначалу вы будете осваивать только первую ступень. Когда и вы, и ребёнок хорошо освоитесь с этим, то можете начать включать игры из второй ступени. Но мы почти никогда не пользуемся третьей ступенью (кроме редких случаев исключительно одарённого в языке ребёнка), обучая детей младше трёх лет. Так что не добивайтесь от ребёнка, чтобы он говорил слова – эта мозговая деятельность совершенно не связана с желанием узнать, как называются вещи, а это именно то, в чем ребёнок заинтересован в данный момент. В первый период жизни (от 0 до 3 лет) более выражена пассивная речь, а не экспрессивная.

Ребёнок окончательно усваивает концепцию постоянства объекта по мере того, как он понимает, что предметы действительно существуют, даже если их и не видно в данный момент. Поэтому в десятимесячном возрасте ребёнку очень нравятся игры в прятки. Когда вы на глазах у ребёнка спрячете под тряпочку медвежонка, а затем спросите:«Где медвежонок?», он придёт в восторг.

На следующем этапе можно прятать вещь в коробку с крышкой. Можете попробовать упрощённую игру в напёрстки, взяв шарик и три перевёрнутые кружки. Положите шарик под одну из чашек так, чтобы ребёнок видел, затем медленно двигайте кружки, меняя их местами. Можете даже попробовать спрятать шарик в руке, а не в кружке! Интерес к этой игре у ребёнка идёт от развивающегося чувства внутреннего порядка. В третьей главе «Секрет детства», в разделе под названием «Ориентация через порядок», Мария Монтессори пишет о том, как группа двухлеток играла в прятки. Дети поочередно прятались в одном и том же месте, и радостно кричали, когда «находили» своих товарищей в уже известном месте.

Перевод Евгении Ефимовой

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вероника

Очень интересные и полезные статьи

22 Мая 2020 Ответить

Редакция

Спасибо)

23 Мая 2020 Ответить