• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Если ребёнок держит ножницы двумя руками

Если ребёнок держит ножницы двумя руками

Дочь в 2 года 1 мес. всегда отзывается желанием резать ножницами. Держит их двумя руками, а я держу узкую бумажку с линиями. Предлагаю показать, как резать одной рукой, на что получаю бурную отрицательную реакцию. Она мне даже не позволяет ножницы в свою ручку вставить. Что делать?

Жанна, с ножницами я бы предложила не помогать совсем. Многие дети берут в обе руки ножницы. И пусть себе берут, двигают, разбираются в этой хитроумной механике. Но вот дальше, если с вашей помощью ребёнок начинает двумя руками резать, то он отрабатывает навык, который не ведёт к самостоятельному использованию ножниц. Как виртуозно не научись резать двумя руками, это не приближает к умению резать самостоятельно. Поэтому помогать в этом и быть третьей рукой, которой в ближайшее время своей не предвидится, — медвежья услуга.

Оставьте девочку с фактом, что «либо дудочка, либо кувшинчик»: если две руки уже заняты ножницами, то придерживать полоску бумаги уже нечем. Рано или поздно она в таком случае придёт к тому, что что-то будет делать с ножницами одной рукой. Сама, заметьте, придёт.

Вы же можете в поле её зрения резать своими ножницами что хотите и как хотите. Захочет она посмотреть, как у вас получается — посмотрит. Не захочет — не надо, значит, у неё пока другое про эти ножницы в приоритете.

Не надо запихивать её пальцы в ножницы — ваша цель не в ножницы её засунуть, а дать ей возможность научиться самой. Когда уже умеешь сам, мучительно смотреть, как другой ещё не умеет и только начинает пробовать. Но не сделаешь сам — не научишься. Если вашей помощи не просят, бывает полезно найти себе другое занятие, пока научающийся научается.

Смотреть на это и бездействовать — очень трудно, действительно. Все млекопитающие, а люди — в особенной мере — заточены под сопереживание. И те же механизмы, которые позволяют вашей дочери посмотреть, как вы делаете, и повторить самой действие, у вас включаются, когда вы смотрите, как делает она. У неё не получилось (пока!) — и вы ощущаете, как у вас не получилось, и хотите сделать, чтобы получилось. Но полезно пойти и сделать своё — а у дочери должно получиться её, когда она сама поймёт всё, что ей нужно, про то, что делает.

Анна Владимировна, спасибо! Из видеоуроков мне почему-то казалось, что когда презентуется материал ребёнку, то берётся один комплект и мама показывает, как можно делать, а потом даётся материал ребёнку. Но наверное, нужно, чтобы у каждого был свой комплект — и у ребёнка, и у мамы? А то получается, что я показываю ей, как резать, а она пытается у меня ножницы взять. А я настаиваю, чтобы она сначала посмотрела, как нужно это делать. Она в ответ психует.

Жанна, обычно достаточно одного комплекта. Вы показываете, сколько успеваете, прежде чем ребёнок подключится, вставляете дальше свои пять копеек, если есть пауза/запрос. И постепенно сложные презентации показываете в несколько заходов.

А с ножницами, во-первых, легко взять себе свои — для этого не нужен дубликат презентации, вы просто можете резать своими ножницами своё. И, во-вторых, ножницы часто полезны вторые — потому что ножницы настолько вожделенны, что и хочется посмотреть ещё разок, как вы это делаете, да нет сил выпустить из рук ножницы. Вдруг вы их отберёте и не отдадите обратно, чтобы шторы не пострадали?

Анна Владимировна, хочу поделиться результатами. Сделала так, как вы советовали: дочке свои ножницы и листок, мне свои. Всё так и получилось, как вы говорили. Я резала листочек, она взяла свои двумя руками, но когда поняла, что листок взять нечем, взяла ножницы в одну руку (правда, не теми пальчиками, но я пока не давлю на неё, что не правильно, а просто показываю, как я держу). Она смотрит, как я режу и пытается делать надрезы. Пока получается плоховато, но это же первые разы! 

Правда, здесь столкнулась с проблемой другого плана, ей нужны мои ножницы большие, а не свои маленькие. Всё время пытается их у меня забрать, а я стараюсь объяснить, что они слишком большие для её пальчиков и ей будет неудобно. Но пока мои ножницы вызывают явно больший интерес. В любом случае процесс использования ножниц у нас двинулся в нужном направлении. Спасибо!

Жанна, я очень рада, что процесс у вас стал радостнее и в нём все желающие участвовать — участвуют и идут своим путём.

Очевидно, что ваши ножницы ловчее режут. Гипотеза, что дело в ножницах — не лишена смысла. Насколько неудобны большие ножницы, не проверишь — не узнаешь. По крайней мере тому, кто не вооружён вашим жизненным опытом, ответ не очевиден. Однако, ножницы ваши, и вы можете их не давать, если не хотите, ваше право. Никакая красивая гипотеза другого не обязывает вас делиться своими вещами, если вы не хотите. И сказать об этом прямо — тоже возможный вариант действий.

Вопросы задавала наша читательница Жанна Лапина, отвечала Анна Федосова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться