• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Как установить границы дозволенного

Как установить границы дозволенного

Выстраивание границ с ребёнком может привести к двум крайностям. Первая — когда ребёнок знает, что любое нарушение правил и даже недовольство взрослого может обернуться наказанием. Или когда позволяется буквально всё, и родитель уже сам боится поведения маленького упрямца. В статье Монтессори-педагог Людмила Камышанская рассказывает, как говорить чтобы маленькие дети вас слушались: что нельзя говорить ребёнку, а что можно. И о том, как устанавливать границы со взаимным уважением к интересам обеих сторон.

Когда моему сыну было 2 года, он очень любил купаться в ванной и не хотел из неё выходить несмотря на мои просьбы закончить играть и на то, что было уже поздно и пора ложиться спать. Нужно ли говорить, что из ванны я вынимала его со слезами, и чувствовала себя уставшей и расстроенной. Я понимаю, насколько родителям трудно устанавливать границы для ребёнка, так как нелегко видеть слёзы малыша, и ещё тяжелее быть их причиной.

Поэтому говоря о границах, советую научиться сочетать две вещи: устанавливать чёткие и понятные для ребёнка правила, а также иметь силы и время для того, чтобы помочь малышу успокоиться, если он расстроится.

Как устанавливать правила ребёнку бережно, без скандалов и криков, и почему это важно, рассказываем в мини-курсе для родителей «Без наказаний»

Вот несколько советов, которые помогут родителям в установлении границ с упрямым ребёнком.

Обозначайте ребёнку правила, принятые в семье

Установите ограничения, которые предваряют действия, чтобы ребёнок заранее знал пределы и мог следовать правилам. Очень важна форма, в которой мы их формулируем. Старайтесь, чтобы ваши правила были «позитивными» — говорите как нужно делать, вместо запретов. Когда ребёнок слышит только «не делай», он понимает, что делает что-то не так. Но не знает, как действовать именно сейчас.

Что нельзя говорить ребёнку:

  • Не бегай!
  • Не надо так кричать.
  • Не ходи с едой по дому.
  • Нельзя драться.

Что говорить, чтобы дети слушались:

  • В этом месте мы ходим осторожно.
  • Дома мы разговариваем друг с другом спокойно.
  • Мы едим за столом.
  • Говорим словами, а не кулаками.

Изменить привычные реакции сразу бывает сложно. Продолжайте практиковаться, и вы заметите, что одно только изменение формулировок правил может изменить поведение ребёнка. Используя позитивный, точный язык, вы становитесь твёрдым, нежным и рациональным авторитетом, который строит отношения, основанные на доверии.

Если вы злитесь, то прежде, чем начать устанавливать границы с ребёнком постарайтесь воспользоваться классическим способом: сделать несколько глубоких вдохов-выдохов или сосчитать до 10, чтобы прийти в равновесие.

Для того чтобы показать важность правила, слов может быть недостаточно. Когда мы хотим оградить маленького ребёнка от возможной опасности, то не ждём от малыша самостоятельного действия. Например, при переходе дороги, берём малыша за руку или отодвигаем его от горячей плиты, используя слова лишь в качестве дополнения: «Осторожно, очень горячо!» Слова с подкреплённым действием помогают ребёнку понять, что это важно для его безопасности.

Проговаривайте вслух чувства ребёнка

Будьте готовы понять и проговорить чувства ребёнка, если он будет расстроен или напуган: «Я вижу, что тебе страшно зайти в комнату без света, но давай попробуй», вместо «Ты уже большой и не должен бояться».

Обязательно подойдите к ребёнку, не кричите из дальнего угла комнаты. Присядьте так, чтобы ребёнок мог видеть ваше лицо, посмотрите в глаза и скажите: «Я понимаю, ты очень расстроился, потому что я не разрешила отбирать игрушку у Тани».

Если ребёнок кричит и плачет, когда вы уходите с прогулки: «Ты очень хотел погулять в этом парке, а сейчас очень расстроился, потому что мы уходим».

Если ребёнок всё ещё расстраивается и сопротивляется, пытается ударить вас или повредить себя, можно обнять его, немного сдерживая, и подождать пока он сам успокоится. Не кричите в этот момент, ваше воздействие должно быть спокойным, но последовательным.

Объясняйте причину запрета

Как правильно отказать ребёнку? Иногда, на вопрос ребёнка: «А почему?» проще ответить: «Так нужно/я так сказал». Но объясняя причину, мы учим детей пониманию причинно-следственных связей, вводим в культуру своей семьи.

  • Будем поливать цветы, когда земля станет сухой. Сейчас земля в горшках очень мокрая и цветы могут погибнуть.
  • Давай кидать мяч друг другу, собака боится этого мяча.
  • Выключим воду, иначе она польётся через край и намочит пол.

Ищите совместное решение

Взрослым людям не нравится, когда их постоянно контролируют и говорят, что делать. Это относится и к детям. Поэтому иногда следует поискать совместное решение. Задавая вопрос, убедитесь, что ребёнок слышит вас, выслушивайте ответ и обсуждайте предложение ребёнка.

Ребёнок хочет залезть на высокую горку. Задача вызвать его на диалог и объяснить свою позицию: «Я понимаю, что ты хочешь залезть на эту высокую горку. Но для меня важно, чтобы ты был в безопасности. Как же нам это сделать?»

Ребёнок не хочет одеваться. Можно спросить: «Мне нужно выходить на работу, а тебе — в сад. Что нужно сейчас, чтобы ты оделся?»

Ребёнок вечером не засыпает. Вы: «Нужно, чтобы ты утром была полна сил. Для этого тебе нужно пойти спать. Что нам нужно сделать, чтобы ты легла в кровать?»

Меняйте границы по мере взросления ребёнка

Выстраивайте границы в соответствии с возрастом вашего ребёнка.

Двухлетнему ребёнку мы обычно предлагаем выбор из двух вариантов:

  • «Ты оденешь красные или синие шорты?», но не: «А что ты хочешь надеть?»
  • «Ты будешь на завтрак кашу или омлет?», а не «Что тебе приготовить?»
  • «Выбирай: мы пойдём в парк или на детскую площадку», вместо: «Куда ты хочешь пойти?»

Но по мере роста ребёнка растут и его возможности выбора и границы его ответственности также должны пересматриваться. И ребёнок 4 лет уже сам способен выбрать себе одежду, а в пятилетнем возрасте — самостоятельно решить, что он будет есть.

Ребёнок двух лет должен держать взрослого за руку, в то время как вы переходите дорогу. Но более взрослый дошкольник, который знает правила безопасности, может переходить дорогу самостоятельно.

Только мы, родители, можем сформировать у ребёнка принципы правильного поведения без давления, наказаний, запретов и страха. Деликатно устанавливая границы дозволенного, мы помогаем даже самому упрямому ребёнку стать во взрослой жизни более адаптированным и успешным.

Пример: как реагировать, если ребёнок постоянно бросает цветок

Это пример из практики нашего эксперта Анны Федосовой. Мама ребёнка 1,4 лет обратилась с вопросом: «У нас на полу стоит один-единственный цветок. И ребёнок его постоянно щипает, роняет, терзает. Я говорю: «Стоп!», но его только раззадоривает. Что мне делать? Малыш должен уметь обращаться с разными предметами, так что убирать всё с пола — не вариант».

Во многих книгах для родителей написано, что количество и суть требований должны быть посильны ребёнку с учётом его возраста и личных особенностей, поэтому подробно останавливаться на этом я не буду. Просто напомню, что для малыша количество правил должно сосчитываться на пальцах рук, а лучше – одной руки. Каждое правило должно быть сформулировано буквально в нескольких словах, каждое из которых должно быть понятно ребёнку.

Любой человек охотнее пойдёт вам навстречу, если вы предлагаете что-то взамен, а переполненный желаниями и стеснённый в возможностях малыш – особенно. Поэтому ваша задача понять, что нравится сыну в недопустимых действиях, и предложить максимум альтернатив:

  • Что можно щипать?
  • Что можно передвигать, чтобы научиться не ронять?
  • Что можно бросать, чтобы понять, как ведут себя падающие предметы?
  • С чем приемлемо манипулировать таким образом, что в отношении цветка описывается словом «терзает»?

Ребёнок не хочет досадить вам, он следует зову своей потребности в развитии. Он жаждет жизненного опыта, на базе которого будет тренировать свою нервную систему и тело в целом. Он активно строит фундамент собственной личности через собственную активность. При этом он ограничен тем, что предлагаете ему вы и созданный вами дом.

Если вас не устраивает, какую возможность для развития усмотрел малыш в манипуляциях с одним объектом – предложите другие. Вообще, полив цветов очень привлекает детей, и если выделить им личное растение, горшок которого будет стоять в другом, большом и глубоком, горшке, то кроха сможет поливать цветок сколько душе угодно: весь излишек воды стечёт вниз. Личному растению можно протирать листья, опрыскивать его водой и просто любоваться им.

Даниэль поливает рассаду

Важно понимать, что ограничение в значительной степени носит воспитательный характер. Вы надеетесь на лучшее, но должны быть готовы к худшему. То, что ребёнок не справится с ограничением и не будет реагировать на запреты родителей, может быть крайне нежелательным, но не должно быть катастрофическим. Это значит, что фамильный китайский фарфор и смертельные яды мы не доверяем никакому замечательному в своей сознательности и самостоятельности тоддлеру, сколькими бы другими возможностями мы бы его не окружили.

В отношении же приемлемых запретных зон и предметов, полезно принять некоторые меры:

  • Чтобы сделать ограничение предельно простым, постарайтесь затруднить совершение ошибок. Дразнящий цветок раздора должен всё-таки стоять в устойчивом горшке. Может быть, где-то его можно для подстраховки подвязать к батарее, мебели или чему-то ещё. Чтобы меньше рассыпалась земля, её можно укрепить декоративными камнями, мхом, укрывным материалом. Действуйте по обстановке, подойдите к проблеме творчески.
  • Когда вы всё подготовили, приступайте к процессу установления правила для ребёнка. Со всем пониманием, что это процесс. Что сначала вам придётся какое-то время бдительно пресекать нежелательные действия. Вежливо, доброжелательно и своевременно отстраняйте ребёнка от растения.

Чтобы меньше сердиться, сосредоточьтесь на том, что сын нуждается в повторениях, чтобы научиться, что ему действительно нелегко справиться со своими желаниями, что ему важны ваши твёрдость и сочувствие. Чтобы меньше сердился он, помогите ему сосредоточиться на альтернативах, и они должны быть именно с его точки зрения достойной заменой.

Через какое-то время возникнет понимание правила, и только на этом этапе будет достаточно короткого напоминания (скорее всего, не общим словом «стоп», а каким-либо более конкретным словом или фразой «это мой цветок», относящимся к цветку, или приемлемым вариантом действия вроде «полей свой» или «помнишь, где лежит твоя вата для раздёргивания?»). Только по прошествии некоторого периода такого внешнего напоминания привычка исключать из зоны активности цветок, наконец, станет внутренней, и за соблюдением ограничения сын будет следить сам.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться