Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как увлечь ребёнка музыкой
В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос: «В группе периодически появляются статьи о музыкальных инструментах на детских полках: то нотные коробочки и нотный стан, то колокольчики Маккерони, то просто корзина с музыкальными инструментами. У нас дома тоже есть похожая корзина с бубном, маракасами, простыми колокольчиками. Но абсолютно никаким спросом она не пользуется, а если ребёнок (год и шесть месяцев) в неё и заглянет, то без всякого интереса пошумит и отложит в сторону на длительное время
К сожалению, никто из членов семьи не получил музыкальное образование и заинтересовать ребёнка, сыграв, к примеру, на скрипке, гитаре или пианино, не может. Я включаю иногда классическую музыку, но интереса ребёнка хватает только на первые пару секунд.
И вот вопрос: как, не имея музыкального образования, не умея играть и не зная нот, увлечь ребёнка музыкой, заинтересовать музыкальными инструментами? Как развивать его в этой сфере? С чего начать и чем продолжить?»
На вопрос отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.
Показать пример
Монтессори-путь воспитания и в целом, и во всяком отдельном вопросе всегда начинается и заканчивается взрослым. Сначала – взрослым, который в качестве родителя создаёт себя и свою жизнь, которые выступают образцом для детей. В конце – тем взрослым, которым становится ребёнок в результате собственного активного, творческого подражания родителям и другим взрослым.
Пассаж о начале значит, что вы не можете научить тому, чего не любите сами, и что не является частью вашей взрослой жизни. Пассаж об итоге – что после того как вы прекрасно, умело и по-Монтессори поделитесь тем, что любите и чем живёте, – повзрослевший ребёнок будет любить и жить чем-то своим. И вполне возможно, что музыка будет занимать в его жизни весьма скромное место.
Посмотрите на свой вопрос о музыкальном развитии ребёнка с этой точки зрения. Какая музыка занимает в вашей жизни ощутимое место сейчас? Что вы, может быть, хотели бы изменить? Чему научиться? С чем познакомиться сами? Исходя из ответов на эти вопросы, вы сможете сформулировать и то, с чем вы хотите познакомить малыша. Что так же важно, как и понять, с чем он сам хотел бы познакомиться поближе.
Включать детям музыку
Включать детям «классику для малышей» – модное занятие. В действительности это зачастую довольно специфическая, «оглокеншпиленная» музыка, не передающая всего богатства и многообразия музыкального наследия человечества. Ни в музыке, ни в освоении речи сюсюкание не приносит пользы, хотя дети, разумеется, не ко всему готовы сразу: что-то для малыша будет слишком сложным, грубым, далёким от его текущих нужд и возможностей.
Моя практика показывает, что дети с интересом слушают короткие музыкальные произведения (или под них танцуют, или лазят в спортивном уголке) самого разного рода. Фольклорные песни и танцевальные мелодии народов мира, кантри, фрагменты оперных увертюр или арий; пение а капелла и колокольные звоны; достойные образцы разноязычной эстрадной музыки; композиции, написанные для древних перкуссионных инструментов, для средневековых (как ситар или клавесин) или для ровесников века (как ханг) – всё это богатство стоит предложить к ознакомлению, но не навязывать.
Предлагать поиграть самому
Что касается самостоятельного музицирования, то в раннем возрасте это больше процесс познания свойств мира и возможность как-то себя проявить, как-то повлиять на мир. Одних детей это захватывает, другие остаются равнодушными, например, предпочитая вслушиваться в далёкие звуки от действий и предметов, которые невозможно видеть: шум машин за окном, звуки строительных работ у соседей, шум воды в стоке…
Практически у всех детей вызывает интерес «материаловедение для самых маленьких»: одинаково ли звучат деревянная миска и металлическая кастрюля, если по ним ударить ложкой; почему не шумит подушка; как журчит вода, когда включена тонкая струйка, а как – когда плещет сильный напор. Будоражат любопытство странные звуки: трещотка, свистулька, скрип губки при вытирании, хруст снега, треск растаптываемого ледка. Не у всех положительную, но почти у всех сильную эмоциональную реакцию вызывает, например, вибрация в руках заводной игрушки, чувство на грани звука и тактильного ощущения.
Играть красиво даже на самом примитивном музыкальном инструменте – нелегко, что огорчает малыша. А вот покрутить музыкальную шкатулку или потрясти неваляшку – интересно. Музыкальные инструменты перестанут быть «шумелками» наравне со звуковыми свойствами других предметов ближе к трём годам.
Тогда, наблюдая за проявлением интереса у ребёнка, можно предложить знакомство с подходящими музыкальными инструментами в том качестве, в каком они существуют в наших взрослых глазах. Но лучше быть морально готовыми к тому, что это может оказаться ребёнку неинтересно. Не все люди – музыканты, и даже не все – слушатели, в жизни которых музыка занимает серьёзное место. Но чтобы узнать, каков именно ваш ребёнок, разумеется, необходимо предоставить ему некоторый спектр возможностей и посмотреть, что он станет с ними делать.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов