• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Какие игрушки выбирает Монтессори-мама

Какие игрушки выбирает Монтессори-мама

За последние годы я много писала и рассказывала о Монтессори-материалах. Но, хочу признаться, в данный момент у меня дома нет Монтессори-материалов вообще. Конечно, у нас есть низкие полочки, шкафчики с посудой только для детей, до всего можно достать, встав на скамеечки, и все остальные неотъемлемые части Монтессори-интерьера. Но самих материалов у нас на данный момент практически нет.

Дело в том, что мои дети ходят в Монтессори-сад. Поэтому мы решили, что они достаточное время работают с материалами. Раньше я много думала над тем, как дополнить Монтессори-среду сада в домашних условиях наилучшим образом. Но все же решила не перегружать детей материалами.

Дома же дети играют другими игрушками. Тем не менее мы приветствуем не все игрушки дома, стараясь выбирать наиболее, на наш взгляд, подходящие для детей. Часть из них я выбрала экспериментальным путем, часть дополняют среду нашего Монтессори-сада на прогулках, и мы решили использовать их и дома.

Книги

Детям очень полезно привыкать к чтению с самого раннего возраста. Для малышей мы выбирали сенсорные книжки и книжки с простыми картинками без сюжета. Для детей постарше (2–5 лет) — с простыми рассказами из реальной жизни или с совсем простыми детскими сказками («Репка», «Колобок» и т. п.). Дети после 5 лет обычно читают такие книги сами. А для совместного чтения после 5 лет мы выбираем более сложные книги, иногда и с фантастическими сюжетами. Дело в том, что до этого возраста детям сложно отличать вымысел от реальности, поэтому лучше не использовать книги с фантастическими сюжетами.

Творческие материалы

У нас дома обязательно есть в свободном доступе (с полутора лет или позже, когда ваш ребёнок перестаёт тянуть всё в рот) разнообразные материалы для творчества: обычная и цветная бумага, рисунки для раскрашивания (мы используем абстрактные рисунки, различные орнаменты), разные карандаши, гуашевые и акварельные краски, ножницы, клей, пластилин или солёное тесто, а также природные материалы, крупы для коллажей.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Старшему сыну (после 5 лет) мы предлагаем гончарный круг и глину, пяльцы для вышивания, крючок и нитки для вязания, детский ткацкий станочек.

Помимо этого, я предлагаю детям разные творческие работы. Работаем мы более в вальдорфском стиле: я делаю свою работу, а дети могут повторять либо придумывать что-то свое. Это даёт нам возможность узнавать новые техники в творчестве.

Помимо самого творческого развития, такие занятия помогают деткам развивать мелкую моторику рук.

«Лего» и строительные блоки

С самого раннего детства я покупала детям «Лего»: сначала из больших деталей, потом детальки помельче. «Лего» прекрасно развивает воображение, внимание, мелкую моторику. Его можно использовать как работая по образцу, так и строить то, что захотелось в данный момент. Ребёнок может легко организовать с ним сюжетную игру.

Кинетический песок или сенсорные коробочки

В некоторых Монтессори-садах используют сенсорные коробочки. Однако такие коробочки не являются классическим Монтессори-материалом. Обычно составляющими бывают песок, мягкая крупа, природные материалы. Дети очень любят заниматься с такими материалами. Они способствуют сенсорному развитию, развитию моторики, снимают эмоциональное напряжение. В тёплое время года сенсорные коробочки могут полностью заменить игры в песочнице.

Зимой же вы можете наполнить коробку крупой или песком (мы используем кинестетический песок). Старшие дети очень любят формировать коробочки по темам: например, морское дно, ферма или пустыня. Дети долгое время проводят с подобными коробочками, иногда организуя и сюжетную игру с фигурками, дополняющими коробочку.

Сюжетные игрушки: куклы, машинки

Видя, с каким удовольствием дети играют с машинками и куклами (хотя в саду они с таким же удовольствием работают с материалами), я решила не оставлять детей без обычных сюжетных игрушек. Однако игрушек не должно быть слишком много. Для игры вполне хватает нескольких машинок, кукол и (или) мягких игрушек; у нас есть и любимая колясочка, чтобы возить куклу, фигурки животных и персонажей любимых рассказов и мультфильмов.

Чем меньше у вас будет игрушек, тем больше дети будут их делать самостоятельно, даже куклу можно сделать самим. И уж точно дети могут сами сшить одежду для кукол, из лоскутков ткани устроить кроватку и покормить куклу из старой бутылочки сестрички. Игрушки-заменители, придуманные самим ребёнком, гораздо лучше развивают воображение, чем обычные покупные. Мы стараемся избегать слишком ярких, негармоничных игрушек, тем более издающих много шума.

Природные материалы и крупы

Природные материалы мы используем в играх достаточно часто. Это всевозможные ракушки, камушки, жёлуди, каштаны, листья, веточки и всё, что угодно! У них есть множество применений: коллекционировать, раскладывать по коробочкам, сортировать, считать, использовать в творческих работах и сенсорных коробочках.

С некоторым удивлением я узнала, что природные материалы годятся и для сюжетно-ролевых игр. Например, оказалось, что совсем не обязательно покупать специальные наборы для игры в магазин, кафе, больницу… Достаточно всегда иметь под рукой природные материалы, крупы и позволять детям использовать окружающие предметы. «Повар» сварит вам суп из желудей, «покупатель» в магазине расплатится ракушками, а «доктор» посмотрит горло палочкой и пропишет сухую фасоль в качестве таблеток.

В Монтессори-педагогике детей учат социальным навыкам: проигрывая сценки «в больнице», «в поезде» или «на дне рождения», мы помогаем детям в реальных жизненных ситуациях. Желательно выбирать для подобных игр реалистичные сюжеты.

Сундук с костюмами

Ещё одна идея, которой я научилась в гостях у друзей, — сделать сундук с костюмами. Однажды мы пришли в гости, и дети с удовольствием доставали и надевали разные костюмы. Игра продолжалась, на удивление, долго. Это было похоже на театр, где дети примеряли на себя роли различных персонажей.

Мы наполнили наш сундук совершенно разными вещами. Настоящих карнавальных костюмов там всего несколько. Остальные вещи — старые шляпы, юбки, платки, самодельные маски; элементы костюмов: ушки, усы, парики, пиратские повязки на глаз… Такое разнообразие, в отличие от готовых костюмов, развивает воображение детей. Мои дети проводят очень много времени, придумывая наряды, особенно когда приходят друзья.

Настольные игры

У нас достаточно большая коллекция настольных игр. Игры могут быть самыми разными: простыми для малышей и сложными для всей семьи (когда взрослые могут играть в команде с малышом), могут быть шумные или спокойные. Обычно дети с 5 лет особенно любят различные настольные игры.

Спортивные игры: скакалка, мячи

У нас много спортивных игр.: с самого раннего детства детям нужно много двигаться. Дети постарше хотят заниматься более структурированной деятельность, поэтому всегда нужно иметь под рукой различный спортивный инвентарь для улицы и дома. Дома вы можете использовать мягкие мячи, туннели, подушки, играть в кегли, резиночки… Для улицы можно использовать различные игры с ракетками (бадминтон, теннис, ракетку с мячом на липучке для малышей), мячи, скакалки, мелки для игры в классики.

Замечательно, если родители могут выходить с детьми на прогулку с велосипедами (беговелом для малышей), самокатами, роликами и кататься на лыжах зимой.

Игрушки для ванной

Ещё давно я обратила внимание на то, что детей очень успокаивают игры с водой. В Монтессори-группах часто есть зона упражнений с водой. Мы же устроили такую зону прямо в ванной. Деткам особенно полезно поплескаться перед сном. В ванной у нас лежат как небольшие фигурки (для сюжетных игр), так и большой набор различных предметов для переливания: водные мельницы, сосуды разной формы, половники, шприцы без иголок и т. п. Дети купаются по полчаса, что очень способствует крепкому сну.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться