У тех, кто воспитывает детей, нет времени, чтобы глубоко вникать в детали каждого метода, и велик запрос на обзоры, кратко приводящие доводы за и против разных подходов. Составители подобных «путеводителей» охотно берутся склонять фамилии Монтессори, Домана, Воскобовича, Спока и любую другую, коль скоро она на слуху.
Всемирная сеть даёт нам практически равный доступ и к грамотным справкам, и к весьма сомнительным. Не возьмусь судить, насколько верно отражаются иные подходы, но плюсы и минусы педагогики Монтессори зачастую явно формулируются на основе каких-то очень отрывочных и субъективных сведений. Трудно найти плюсы в системе Монтессори или дать обоснованную критику методу, если впечатление о нём автор заметки вынес, к примеру, из опыта развивающих занятий, где педагог упомянул, что использует в работе «элементы Монтессори».
Немало написано недостоверных описаний метода Монтессори за период информационного голода, который долгое время был в России. Сеть сохраняет всё, и не слишком точные данные порождают ещё более далёкие от истины аргументы за и против Монтессори, мифы о Монтессори множатся и приводят к печальным недоразумениям.
Я хочу немного уравновесить баланс сил и дать свои комментарии к некоторым достоинствам и недостаткам, приписываемым педагогике Монтессори.
За и против Монтессори: изложение ключевых идей метода
Если вы читаете какой-либо текст, излагающий основные принципы Монтессори-педагогики, вероятнее всего, он упоминает в большей степени внешнее, чем то, что на самом деле составляет её основы.
Материалы или подготовленный взрослый? Часто справедливо упоминаются особые материалы и их важность, но упускается главный элемент среды – подготовленный взрослый. Часто говорится о том, что педагог знает, что делать с Монтессори-материалами, и показывает эти способы ребёнку, но редко – о том, что важнейшее умение взрослого – правильно выбрать, когда следует что-то ребёнку показать, а когда и как – дать возможность действовать самостоятельно.
Самостоятельность или субъектность? Нередко в статьях о системе Монтессори упоминается развитие самостоятельности, которое, по сути, вторично. А вот передать в нескольких словах идею, что ребёнок – субъект своего самосозидания – трудно. Это долгий разговор: как и почему развитие наилучшим образом происходит в свободной работе, что самостоятельный выбор одного из всех богатств класса и есть тот механизм, который позволяет дать каждому ребёнку всё в момент, наилучший именно для него. И в механизме этом на поверхности лежит индивидуализированность подхода, о которой чаще всего упоминается, но в основе механизма лежат всеобщие законы развития, выраженные в человеческих тенденциях.
Воспитание или сохранение любознательности? Последнее часто становится предметом личных верований. Большинство и педагогов, и родителей убеждены, к примеру, что любознательность и интерес к учёбе нужно развивать. Когда Монтессори-педагоги заводят речь о том, что любознательность нужно беречь и не препятствовать ей развивать саму себя, их часто воспринимают как верящих в противоположное тому, во что верит большинство. Это не так: врождённость потребностей в познании, в любви и принятии, в общении доказана экспериментально и другими способами научного эмпирического познания (1). В разговорах о плюсах и минусах Монтессори чаще всего не упоминается, что полученные таким образом знания лежат в основе системы.
Индивидуализм или умение сотрудничать? Часто указывается, что Монтессори-педагогика развивает индивидуальность, но редко – что в классах дети прекрасно учатся взаимодействовать, сотрудничать, конструктивно разрешать споры. Более того, авторы обзоров часто ошибочно критикуют педагогику Монтессори за то, что дети не учатся делать что-либо совместно с другими. Вывод делается на основе неверных представлений о ходе Монтессори-занятия:
Якобы дети заняты одной только индивидуальной работой. Это неправда: чем старше дети, тем больше и чаще они работают в микрогруппах, причём в большинстве ситуаций организуются в них самостоятельно.
Будто бы дети в Монтессори-классе лишены сюжетно-ролевой игры. Снова неправда: дети просто объективно гораздо реже прибегают к сюжетно-ролевой игре в классе, где у них достаточно реальных ситуаций освоения мира взрослых и общения со сверстниками и взрослыми.
Что правила, которые охраняют неприкосновенность выбранного ребёнком занятия, воспитывают в нём эгоизм. На деле эти правила дают каждому уверенность в возможности без помех заниматься самым важным для себя делом – саморазвитием, и, свободный от беспокойства, ребёнок со временем проявляет искренний и радостный интерес к совместным занятиям и учится осознанно выбирать из равно приятных альтернатив одиночной работы и совместной.
Наконец, упускается из вида факт, что разновозрастность группы детей в Монтессори-классе даёт гораздо более богатый и разнообразный социальный опыт, чем в классах одногодков, где общение модерируется взрослым или ритмом фронтального занятия.
Нахождение или исправление ошибок? Можно встретить замечание, что важно дать возможность ребёнку самому заметить ошибку в работе, но важным аспектом метода является возможность исправить ошибку самостоятельно. Возможность самоконтроля только средство для достижения этой цели.
Самостоятельная уборка или самостоятельная работа в упорядоченном пространстве? В обзорных статьях о системе Монтессори отмечается такая приятная взрослым организованность, привычка убирать материалы на место, но не раскрывается тот факт, что дети учатся этому, копируя взрослых, которые убирают вещи на места, что приоритет при этом ставится на свободу выбрать и продолжать подходящее для себя здесь и сейчас занятие, на уважение к такому же праву у других детей и что порядок в вещах есть только одно из слагаемых успеха на этом пути.
Никто не обращает внимание читателей на тот факт, что в период сензитивного периода восприятия порядка ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно им себя полностью обеспечить. В то же время ошибкой было бы сказать, что Монтессори-класс прививает или формирует дисциплину. Ребёнок вырабатывает внутреннюю дисциплинированность как средство, которое помогает ему добиваться большего в том, что его интересует. Сосредотачивая внимание на интересующем его занятии, малыш тренирует настойчивость, волю, целеустремлённость и дисциплинированность.
Таким образом, даже на стадии вводного описания, обзоры бывают не точны, а то и вовсе указывают ложные опасности Монтессори, как эгоизм, например.
Критика Монтессори-педагогики или критика слухов о методе
Когда же дело доходит до перечисления плюсов и минусов методики Монтессори, от точности (и до этого не слишком высокой) часто, увы, не остаётся и следа.
Мнимое отсутствие индивидуального подхода. Можно встретить тезис, что у преподавателя, якобы, нет возможности уделить достаточно внимания каждому ребёнку и обеспечить индивидуальный подход, особенно детям с особыми потребностями (гиперактивность, чрезмерная робость и т. п.).
За этим стоит непонимание ключевого механизма метода Монтессори: следовании за внутренним ритмом развития, которое происходит, когда ребёнок сам выбирает занятие, среди подготовленных. Если этот ритм работает верно – ребёнок получает то, что ему нужнее всего в текущий момент его жизни, даже если у него есть какие-то особые потребности.
Вот если проблема глубока, и внутренний ритм искажён, как это иногда бывает у некоторых детей с расстройством аутического спектра или с синдромом Дауна, то ребёнку требуется коррекционный Монтессори-педагог, который знает, как учесть особенности ритма развития ребёнка, используя иные материалы и приёмы. Знания коррекционного Монтессори-педагога позволяют дать индивидуализированное образование тем, кто не может взять его сам так, как это обычно происходит в Монтессори-классе.
Мнимое отсутствие творческих занятий. Часто можно встретить критику метода Монтессори, основанную на превратном представлении, будто уделяется мало времени творчеству. Но, начиная с самого раннего возраста, дети находят в Монтессори-классе всё необходимое для занятий, традиционно причисляемым к «творческим». Позже, когда дети начинают реализовывать долгосрочные проекты, они проявляют себя как в придумывании, планировании самого проекта, так и в средствах воплощения его в жизнь.
Также в работе с абсолютно каждой презентацией, после того, как она дана, ребёнок свободно экспериментирует с материалом, и педагог остановит его, только если действия юного исследователя опасны или сильно мешают ему или другим. Если взрослый думает, что работа с материалом не решает тех задач, которые заложены в материал, гид деликатно предложит материалы, лучше подходящие текущим потребностям ребёнка. Но последнее слово за ребёнком: если он не делает что-то, что необходимо пресечь, увлечённо и сосредоточенно повторяя какой-то им придуманный алгоритм, – никто не будет мешать этому творческому порыву.
Мнимое отсутствие физической активности. Некоторые обзоры указывают на такой недостаток метода Монтессори, как малоподвижность, недостаток физической активности.
В школах, работающих по системе Монтессори, всегда можно найти пространство для подвижных игр, несмотря на то, что комплекс предлагаемых материалов сознательно подобран и размещён так, чтобы дошкольники (и даже младшие школьники) прилагали немало усилий, работая с ними. Дети постоянно что-то переносят, перекладывают, уносят вылить, переходят с места на место, и т. д. Развитие движения, в том числе и крупной моторики, – одно из фундаментальных направлений работы в классе, поскольку есть научные данные о том, что это развитие составляет основу всей личности, не только ума, но и характера, уверенности в себе, положительного самоотношения, бытовой независимости.
Мнимый перевес в сторону интеллектуального развития
Случается, что Монтессори-метод упрекают в чрезмерном сциентизме, концентрации на знаниях, якобы в ущерб чему-то другому. Это ничем не подтверждается. Монтессори постулирует, что ключевой компетенцией является умение самостоятельно находить плюсы и минусы, сходства и различия, выделять свойства и особенности, – то есть умение качественно создавать собственные знания, опираясь на опыт других. Содержание же личной эрудиции в серьёзной степени зависит от круга интересов ребёнка.
Если же посмотреть на ситуацию не глазами самих Монтессори-педагогов, то серьёзное исследование(2), сравнивавшее учащихся традиционных и Монтессори-школ, наиболее значительную разницу выявило не в академической успеваемости, а как раз в социальном интеллекте, в умении конструктивно взаимодействовать со сверстниками и в области мотивации обучения. Дети, проучившиеся несколько лет в Монтессори-классе, были существенно более успешны в этом.
Опасения, что «опасно привыкать к хорошему». При критике Монтессори-педагогики часто упоминают, что дети с трудом адаптируются после, если им в дальнейшем приходится возвращаться в обычный класс. Исследования показывают, что за счёт более высокой, не зависящей от внешней оценки, мотивации, внутренней дисциплинированности и самостоятельности (присущей (3), как было показано, детям, учившимся в Монтессори-школах) дети лучше справляются (4) в традиционной школе.
Можно ещё очень долго продолжать комментировать аргументы критики Монтессори-педагогики, но остановимся на тех, что уже рассмотрели. Их можно встретить чаще всего, и теперь у читателя есть немного больше информации, чтобы судить об их точности.
Весьма впечатляют в этой области эксперименты Харлоу и феномен госпитализма, интересны и опыты сенсорной депривации.
Кроме того довольно показателен отзыв Элен Хант о том, как даже недолгий период посещения Монтессори-школы наложил положительный отпечаток на её отношение к учёбе.