Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Мнемотехника для развития памяти и речи детей дошкольного возраста
Содержание
Что такое мнемотехника и мнемотаблицы?
Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию.
Существует несколько мнемотехник, все они основаны на ассоциациях. Одна из техник предполагает использование наглядных материалов, которые помогают человеку быстрее и эффективнее запоминать что-либо. Так, существует несколько вариантов мнемотехнических материалов, которые подходят для развития памяти детей дошкольного возраста: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадраты — схематичное изображение, в котором закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Закодированы могут быть как предметы, так и действия. Например, «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной.
Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т.п.
Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.
Использование мнемотехники в развитии ребёнка
Мнемотехника активно используется для развития памяти детей дошкольного возраста, так как у них преобладает зрительно-образная память. А когда ребёнок слышит текст, который вы озвучиваете и видит последовательность картинок, которые его иллюстрируют, работают сразу 2 типа восприятия — визуальное и слуховое.
Это позволяет ребёнку запомнить и воспроизвести по памяти даже большой объём текста, глядя на картинки-подсказки.
Польза применения мнемотехники:
- Помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность ребёнка.
- Вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам.
- Способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника.
- Расширяет объём знаний об окружающем мире.
Познакомить ребёнка с мнемотехникой можно с помощью мнемоквадратов. Затем следует перейти к мнемодорожкам из 4-5 картинок, в которых будет закодирован рассказ в 2-3 предложения. Мнемотаблица — это более сложная структура, которую следует предлагать после того, как ребёнок уже хорошо справляется с запоминанием и воспроизведением информации по мнемоквадратам и мнемодорожкам.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше создавать мнемотаблицы из цветных изображений, потому что в памяти остаются отдельные образы: волк — серый, ёлочка — зелёная.
А для детей старшего дошкольного возраста, наоборот, подойдут мнемотаблицы с изображениями одного цвета (например, чёрно-белые), чтобы яркостью рисунка не отвлекать их внимание от смысла.
Как организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники
- Подготовьте текст и соответствующий ему материал: мнемоквадраты, мнемодорожку или мнемотаблицу.
- Прочитайте ребёнку весь текст, выразительно и не спеша. Делайте паузы, чтобы помочь ему воспринять информацию.
- Прочитайте текст повторно, но в этот раз останавливайтесь для изучения изображений из дорожки или таблицы.
- Рассмотрите рисунки, обсудите и уточните их значение. Если у ребёнка возникают трудности с пониманием значения изображения — замените его на более подходящее.
- Прочитайте текст ещё раз, разделив на отрывки по смыслу.
- Предложите ребёнку пересказать текст, опираясь на подсказку — мнемодорожку или мнемотаблицу. Когда это необходимо — помогайте ребёнку продолжать рассказ.
Можно предлагать ребёнку как готовые мнемотаблицы, так и таблицы с пробелами. Во втором случае ребёнок старшего дошкольного возраста сможет сам нарисовать недостающие изображения, заключив в них часть повествования или стихотворения.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно
Вы можете создать мнемотаблицу на основе подходящего текста самостоятельно. Для составления таблицы вам потребуется бумага, линейка, карандаши/фломастеры/краски с кистью.
- Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
- Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
- Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
- В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
- Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.
Для детей в возрасте 3-5 лет подбирайте и создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.
В основе вашей мнемотаблицы могут быть как стихотворения, так и небольшие рассказы на интересные темы. Например, можно запоминать особенности, которыми обладают времена года: лето, весна, зима и осень. Либо учить стихи, загадки и скороговорки.
Мнемотаблицы для детей дошкольного возраста: примеры
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Весна
Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась залёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.
С. Михалков «Заяц – портной»
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошел. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.
Теперь у вас в руках есть отличный инструмент для развития памяти и речи вашего малыша. Ориентируйтесь на интересы ребёнка при выборе стихотворений и рассказов, помогайте запоминать увлекательные факты об окружающем мире для развития кругозора и используйте мнемотехнику, когда необходимо запомнить что-то конкретное.
Источник примеров: Картотека «Мнемотаблицы стихотворений по лексическим темам»| Образовательная социальная сеть nsportal.ru
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов