• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Память — одна из самых важных способностей человека. Её развитием нужно заниматься с раннего возраста и полезно тренировать на протяжении всей жизни. Для детей дошкольного возраста необходимо проводить игры и упражнения для развития памяти, которые соответствуют их интересам и учитывают особенности развития дошкольников. Ведь именно способность воспринимать и запоминать информацию пригодится для успешной и продуктивной учёбы в школе.

Память и её виды

Память — это способность мозга запоминать информацию. Существует несколько классификаций памяти по разным критериям.

По продолжительности сохранения новой информации:

  • Кратковременная память. Изначально именно в кратковременную память попадает вся новая информация. Затем она может остаться, а может исчезнуть за ненадобностью.
  • Оперативная память. Здесь новая информация может храниться в течение многих дней. Как правило, она связана с определёнными действиями и с выполнением текущих задач. Но при многократном повторении эта информация отправляется в долговременную память.
  • Долговременная память позволяет хранить неограниченные объёмы информации на протяжении десятилетий. В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения и навыки, которые он получает за счёт обучения и воспитания.

По характеру психической активности, которая преобладает в деятельности:

  • Моторная или двигательная память. Ребёнок сначала повторяет за вами последовательность движений под песню, а потом самостоятельно воспроизводит их, стоит ему услышать знакомую мелодию.
  • Эмоциональная память. Ребёнок запоминает чувства, связанные с событиями: если ребёнок испытал страх от лающей на него собаки, то потом он с боязнью будет подходить и к другим собакам тоже.
  • Образная память. Ребёнок использует 5 органов чувств для восприятия информации, соответственно работают слуховая, зрительная, тактильная, обонятельная и вкусовая память. Малыш берёт цветок, видит его, чувствует аромат, трогает лепестки руками, может даже попробовать на вкус, слышит название — роза. Потом он лишь почувствовав запах цветов, сможет угадать розу.
  • Словесно-логическая память. Ребёнок запоминает сюжет книги, которую вы ему прочитали, а потом пересказывает его бабушке.

По критерию участия воли в процессе запоминания:

  • Непроизвольная память. Малыш до 4 лет запоминает информацию непреднамеренно, при этом не прикладывает особенных усилий. Потому что в этом возрасте активна в основном непроизвольная память.
  • Произвольная память. Этот вид памяти начинает развиваться у детей в возрасте 4 лет, ребёнок уже может намеренно запомнить и вспомнить что-либо. В это время важно предложить детям подходящие игры и упражнения для развития памяти.занятия для дошкольников

Важные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дети в возрасте до 3-4 лет запоминают всё благодаря своей непроизвольной памяти. И чем более привлекательный материал, чем больше он вызывает эмоций, чем больше он контрастирует со всем вокруг, тем лучше ребёнок его запоминает.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания в 1-3 года к произвольному в 3-6 лет. Именно произвольная память лежит в основе процессов обучения. При этом, когда дошкольник уже осознаёт цель «запомнить и вспомнить» и прикладывает усилия, ему всё также легче запоминать забавное, смешное, удивительное и выразительное. Запоминать яркие образы, тесно связанные с сильными впечатлениями.

Для развития памяти ребёнка дошкольного возраста важно:

  • Во время занятий включать его в активную деятельность с материалом. Например, не просто рассматривать карточки, а сортировать их по группам.
  • При этом ещё эффективнее будет подключать к деятельности речь малыша: пусть он называет каждый изображённый предмет и старается объяснить тот или иной выбор при сортировке.

В дошкольном возрасте родителям нужно мотивировать ребёнка на произвольное запоминание, учить его специальным приёмам логического запоминания. Это поможет ему в будущем успешно учиться в школе и не только.

Чтобы произвольная память развивалась лучше, взрослый может чаще ставить перед ребёнком цель «вспомнить»: как играть, чем закончилась сказка, как прошёл день. Дошкольник охотнее будет выполнять упражнения для развития памяти, если они будут частью интересной для него деятельности:

  • Если ребёнку интересны разные машины, то можно для игр на развитие памяти использовать модели машин.
  • Если у малыша есть любимые мягкие игрушки, то именно их можно использовать для игры «Что изменилось?».
  • Если дошкольник интересуется космосом, то можно приобрести тематический набор парных карточек на эту тему и играть в «Найди пару» и т.д.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Найди отличия. Чтобы это популярное упражнение для развития внимания стало ещё и полезным для развития памяти, можно его немного видоизменить. Сначала покажите ребёнку одну карточку и попросите запомнить изображение, а потом уберите её из поля зрения. Затем покажите малышу вторую карточку и попросите найти отличие, вспомнив первую картинку. Чем старше ребёнок, тем больше отличных элементов может быть у карточек.

Восстанови последовательность. Это упражнение развивает тактильную память, потому что ребёнок выполняет его закрытыми глазами. Когда завяжете ребёнку глаза, положите перед ним на стол 5-6 предметов в ряд. Предложите пощупать каждый предмет, запоминая их последовательность. Затем уберите все предметы в корзинку и предложите малышу разложить их в изначальном порядке.

Найди лишнее. Для развития зрительной памяти можно упражняться с карточками или игрушками. Когда ребёнок закрывает глаза, добавляйте новый элемент, а потом спрашивайте об изменениях. Для развития слуховой памяти можно упражняться со словами. Назовите несколько слов, не связанных между собой (дом, свитер, космос и т.п.), и попросите ребёнка повторить за вами. Затем назовите эти же слова и добавьте новые — пусть малыш расскажет, какие слова он не слышал в первый раз.

Пересказ. Во время чтения сказок и любимых книг для детей тоже можно развивать память. После каждой главы предлагайте ребёнку вспомнить и рассказать вам её сюжет. Чтобы ребёнку было легче запоминать сюжет, читайте выразительно, меняйте интонацию и делайте акценты. Также можно не только читать стихотворения, но и учить их наизусть уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с четверостиший.

Сюжетные картинки. Для развития словесно-логической памяти можно делать упражнение с сюжетными картинками, которые являются частью единой истории. Смотря на картинки, ребёнок самостоятельно или с вашей помощью придумывает историю и рассказывает её вам. Спустя время, перемешайте картинки и попросите малыша восстановить последовательность и вспомнить свой рассказ.занятие для развития памяти

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста

Найди пару. Настольная игра для всей семьи, которая развивает память и внимание детей и родителей. Несколько парных карточек переворачиваются «рубашкой» вверх и каждый участник игры открывает по две. Если карточки оказываются парными, участник забирает их себе, а если нет — переворачиваются обратно, и ходит следующий. Победителем считается тот, кто собрал больше парных карточек в конце игры.

Комплект карточек для этой игры можно купить в магазинах. Особенно интересно играть в тематические карточки и узнавать новые факты про страну, столицу, космос, животных и т.д. Обычно интересная информация собрана в мини-книгу, которая идёт в комплекте с карточками. Факты озвучиваются во время игры, когда игроки находят очередную пару.

Танцуй как я. Развивать моторную память можно в танце. Взрослый показывает последовательность движений под музыку и останавливается, а ребёнок их повторяет по памяти. Чтобы ребёнку было легче и интереснее во время первых занятий, для этой игры можно использовать песни, в которых сам текст подсказывает правильные движения.

Магазин. Ролевая игра, где ребёнок примеряет на себя роль взрослого, который идёт в магазин за продуктами. Список продуктов, которые нужно купить в воображаемом магазине, малыш должен запомнить на слух со слов родителей. Чем младше ребёнок, тем короче должен быть список покупок.

Снежный ком. У этой игры много вариаций, но один и тот же смысл. В неё можно играть вдвоём, но чем больше игроков, тем интереснее. Сначала нужно выбрать зачин: «Бабушка укладывает в свой чемодан …», или «Я поеду на море и возьму с собой …», или «Мы пойдём гулять и встретим …».

Затем первый игрок заканчивает фразу: «Я поеду на море и возьму плавки». Следующий игрок повторяет фразу первого целиком и добавляет своё слово: «Я поеду на море и возьму плавки и маску». Игра может продолжаться, пока дети могут запомнить все предметы, которых становится всё больше с каждым ходом.

Я – фотоаппарат. Эта игра для детей-дошкольников, которая помогает развивать образную зрительную память. Предложите ребёнку как бы сфотографировать и сохранить в своей памяти картинку или ситуацию, которую нужно запомнить. Можно предложить запомнить незнакомую картинку, расположение предметов на письменном столе или игрушек на полке. Затем попросите ребёнка рассказать вам, что он «сфотографировал».

Ребёнку постарше предложите выдать вам «готовый снимок», то есть нарисовать то, что он запомнил.

прогулка с ребёнком

Любые развивающие игры для детей дошкольного возраста будут улучшать память, если заниматься регулярно и умеренно. Кроме специальных упражнений и занятий, важно правильно питаться, хорошо высыпаться и вовремя отдыхать, заниматься спортом и дышать свежим воздухом. Ведь здоровый образ жизни тоже положительно влияет на развитие памяти у детей и их родителей.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться