• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов

Какие игрушки предложить ребёнку до года, чтобы помочь его развитию

Какие игрушки предложить ребёнку до года, чтобы помочь его развитию

В первый год жизни перед малышом стоят большие задачи по собственному развитию: ему нужно научиться ползать, сидеть и передвигаться в вертикальном положении, захватывать и удерживать в руках. Мы можем помочь детям до года освоить нужные навыки с помощью развивающих игрушек — в статье вы найдёте примеры покупных и тех, что можно сделать своими руками.

Игрушки для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики

Ещё одно важное умение в первые месяцы — это координация зрения, а затем и присоединение движения. То есть ребёнку необходимо научиться видеть и выбирать цель, и координировать свои движения для достижения этой цели. Вот какие игрушки помогут развитию зрительно-моторной координации до года.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Различные мобили для концентрации зрения. Первые мобили помогут малышу научиться фокусировать взгляд. Для новорождённых детей выбирайте чёрно-белые картинки, так как они пока могут различать только эти цвета. С 1–2 месяцев используйте разнообразные мобили основных или пастельных цветов. Это могут быть различные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела. Такие мобили просто сделать дома, не стоит покупать ярких крутящихся мобилей с музыкой.

Мобили, к которым ребёнок сможет тянуться для координации зрения с движением. С 3 месяцев мобили будут стимулировать развитие движения. Подвешивайте так, чтобы малыш имел возможность дотянуться и захватить их и притянуть к себе. Используйте деревянные фигурки пастельных или основных цветов, деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании маленьких ручек.

Мобиль для тренировки захвата

Развивающие игрушки для обучения захвату, предлагаем с 3 месяцев. Это должны быть предметы из натуральных материалов (в основном из дерева), сделанные так, чтобы малышу было удобно их брать в руки, учиться держать и перекладывать в последствии из руки в руку.

Классические игрушки на развитие захвата:

  • два соединённых диска;
  • несколько шариков, закреплённых шнурком на палочке;
  • несколько шариков, скреплённых шнурком.

ребёнок с игрушкой для захвата

Корзинка с сокровищами. С 6–7 месяцев ребёнок обычно уже хорошо осваивает захват, но всё ещё стремится к изучению окружающих его предметов. Для этого можно использовать коробку или корзинку с 5–6 знакомыми ребёнку предметами из окружающей среды. Они должны быть из разных материалов, приятными на цвет и на ощупь.

Ребёнок будет изучать эти предметы, перебирать их, исследуя свойства. Предметы необходимо менять время от времени. Вы можете сделать несколько подобных корзиночек, поставив их в разных комнатах.

Коробка сокровищ

Игрушки для установления причинно-следственных связей. Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в то же время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.

Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. А потом открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки.

копилка Монтессори

Пирамидки и вкладыши. Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрёшки, стаканчики: «Вот большое колечко пирамидки, а вот маленькое». Но не заставляйте, если ребёнок пока не проявляет интереса к таким занятиям, не стоит действовать его ручкой.

Сенсорные игрушки для детей в первый год жизни

Сенсорное развитие является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства. Для детей первых месяцев жизни не обязательно иметь сложные игрушки — достаточно дать им возможность исследовать мир с помощью всех органов чувств.

Примеры занятий для сенсорного развития:

  • Лучшей помощью послужит сама окружающая среда. Позволяйте ребёнку изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте его из коляски, давайте возможность посидеть на травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.
  • Развитие слуха. C самого рождения вы можете давать слушать приятную музыку и предлагать музыкальные игрушки. Это могут быть погремушки, колокольчики и другие простые, с приятным звучанием, музыкальные инструменты. Привлекайте внимание к звукам на улице: «Слышишь? Листики шуршат».
  • Как только вы начали вводить первый прикорм, готовьте на виду. Покажите ему фрукт или овощ, который он будет кушать до того, как перемолоть его в пюре. Дайте его потрогать, понюхать, облизать (если это возможно).
  • Показывайте, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.
  • Разные на ощупь материалы. C самого рождения вы можете гладить малыша разными на ощупь, но приятными материалами. Обычно детки замирают и с большим удовольствием принимают такую игру.
  • Показывайте разницу между контрастными материалами: гладким и шершавым, мягким и твёрдым, тёплым и холодным. Для этого проводите его ручкой по таким материалам и говорите: «это гладкое, это шершавое», опускайте его ручки сначала в холодную воду, а затем в тёплую.

А вот несколько игрушек, которые можно сделать своими руками.

Сенсорные мешочки или ткани, дорожки и книжки. Сшейте 4–5 пар одинаковых мешочков: 2 одинаковых мешочка с гречкой, 2 с пшеницей, 2 с манкой, 2 с горохом и 2 с рисом. Годовалому малышу предлагайте пока только ощупывать мешочки, получая новый сенсорный опыт. Когда ребёнок подрастёт, он будет искать пары с закрытыми глазами, так что такое пособие послужит долго.

Похожий материал – различные на ощупь ткани (также парные), порезанные на одинаковые квадраты. Работают с ними как и с мешочками: ощупывают лоскутки, обращая внимание на структуру.

сенсорные мешочки Монтессори

Как только ребёнок научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.

сенсорная дорожка

Сейчас продаётся множество сенсорных книжек, но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Сенсорная книжка

Предметы до года для развития движений

С самого рождения важно оборудовать комнату так, чтобы ребёнок мог свободно двигаться. В этом поможет матрас для двигательной активности, расстеленный на полу, низко подвешенное зеркало, а к концу первого года – перекладина около зеркала для того, чтобы он мог вставать и ходить.

Ребёнок обладает естественным стремлением к движению. Возможность постоянно свободно двигаться поможет ему не только научиться определённым навыкам (держать головку, переворачиваться, ползать, садиться, вставать), но и обеспечит основу для развития практически всех дальнейших умений.

Комната для малыша до года
Так может выглядеть развивающее пространство ребёнка до года — до игрушек легко дотянуться и их немного

Что потребуется для развития движений:

  • Матрас для двигательной активности. Это небольшой матрасик, расстеленный прямо на полу, где малыш будет проводить большую часть дня, учась переворачиваться, поднимать головку, вставать на колени.
  • Свести к минимуму пребывание в колясках, шезлонгах и других приспособлениях, ограничивающих активность.
  • Не мешать естественному ходу событий: раньше времени не сажать, не ставить на ножки, не заставлять ходить за ручку. Однако помните, что вы можете проделывать некоторые упражнения в виде гимнастики, они не навредят.
  • Когда ребёнок будет готов, понадобится обеспечить надёжную опору для возможности встать. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или домашняя мебель, которую он не сможет сдвинуть, опираясь на неё.

Самым значимым для развития до года выступает установление и поддержание эмоционального контакта с мамой (или заменяющим маму по каким-либо причинам взрослым). Если такого контакта нет, никакие игрушки не помогут ребёнку гармонично развиваться. Поэтому будьте со своим малышом, получайте удовольствие от общения с ним, улыбайтесь, разговаривайте, чаще держите на руках. Помните, что так он уже получает всё самое необходимое в свой первый год от эмоциональной близости с вами, даже без развивающих игрушек.

Фото предоставлены автором и Юлией Воробьёвой

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться