Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Может ли переделка игровой комнаты изменить детей
Наша игровая комната была переполнена мигающими и жужжащими игрушками, аккуратно хранящимися пазлами и играми, полками с красочными книжками, любимыми куклами и картинами на стенах. Это казалось раем для троих наших малышей. Пока Симона Дэвис, педагог и автор книг, не перевернула всё вверх дном. Она помогла обустроить нашу детскую по Монтессори и создала условия для развития самостоятельности.
В чём польза детской по Монтессори
Симона Дэвис, Монтессори-педагог из Нидерландов и автор книги The Montessori Toddler, обучает родителей применять принципы Монтессори в домашней среде. Точно так же, как Мари Кондо помогает людям наводить порядок в доме, Симона помогает родителям создавать в доме более функциональное пространство для всей семьи, прививать самостоятельность самым маленьким её членам, сеять атмосферу умиротворения — и всё это в духе Монтессори.
Она приехала к нам в Нью-Джерси несколько недель назад, чтобы помочь мне обустроить комнату. Чтобы она отвечала интересам детей, а не моим представлениями об идеальном игровом пространстве. Я была настроена скептически: что же ещё такого можно придумать, чтобы заметно улучшить нашу жизнь?
Метод Монтессори был разработан в конце XIX века итальянским учёным Марией Монтессори. Сегодня он стал общепризнанной педагогической системой, целью которой является предоставление детям самостоятельности в процессе обучения. «В традиционном образовании на первый план выходит учитель и ведёт за собой класс», — говорит мисс Дэвис. — «В подходе, ориентированном на ребёнка, мы предлагаем ему учиться через игру, учитывая свои интересы».
Какова цель применения этих принципов дома? Самостоятельность и вовлечённость; сокращение времени на организацию занятий для детей. Дома «мы помогаем детям делать собственные открытия, предоставляем им свободу и вводим ограничения, а также создаём условия для успешной деятельности, обустраивая наши дома так, чтобы дети могли активно участвовать в повседневной жизни», — пишет Симона.
Раньше у нас был стеллаж с книгами и игрушками, которые всегда на виду
С чего мы начали изменения в игровой комнате
Мои дети будут играть, не нуждаясь в моём вмешательстве? Именно эта перспектива понравилась мне больше всего. Теоретически это звучало здорово. Мы с мужем оба ездим на работу, а дети (1, 4 и 7 лет) остаются с помощницей по хозяйству или с бабушкой и дедушкой.
В моём доме всё всегда лежало на своих местах, но присутствие разных людей, присматривающих за детьми, приводило к тому, что вещи оказывались не там, где они должны были быть, и это расстраивало меня. Вот если бы каждый ребёнок сам поддерживал порядок в игровой комнате, возможно, разочарование было бы не столь сильным.
Когда мисс Дэвис стала доставать каждый предмет из тщательно организованного мной шкафа, я начала слегка нервничать.
«Какие игрушки нравятся вашим детям?», — спросила она.
«Их iPad и Kindle», — пошутила я.
Мисс Дэвис освободила стеллаж от большей части его содержимого, включая все книги
Итак, за работу. Нужно было всё рассортировать. Мы нашли все недостающие части пазлов. Мольберт был перекрашен в нейтральный серый цвет, чтобы детские рисунки выделялись на нём. Убрали из игровой комнаты большие, отвлекающие или шумные игрушки, лежавшие на полу, и заменили их на более сдержанные деревянные.
Мы использовали уже имеющиеся в доме предметы и этим сэкономили бюджет на переоборудование детской.
И произошло чудо: игровая комната стала более аккуратной, спокойной и привлекательной.
Вот некоторые изменения, которые оказались наиболее эффективными.
Уголок для чтения по Монтессори
В новом уголке для чтения теперь есть незагромождённый стеллаж и мягкое местечко, где можно уютно устроиться с хорошей книгой
Мои старшие доставали книги из переполненного стеллажа и часто оставляли их по всему дому.
Симона отвела уголок для чтения, где уютно расположились старенькое стёганое одеяльце, брошенные на пол подушки и любимые мягкие игрушки. К моему большому удивлению она убрала из стеллажа все книги, сгруппировала в соответствии с интересами каждого ребёнка, убрала в шкаф и всего несколько штук положила в корзины. На стеллаже разместились небольшие растения, которые я купила за 9 долларов, детские фотографии и их любимые сувениры.
Без переполненного книгами стеллажа уголок стал спокойным. «Дети чувствуют себя более расслабленными в более сдержанном пространстве», — говорит Симона. Пока что моим дочерям очень нравятся их новые обязанности в стиле Монтессори — поливать раз в неделю цветы. Посмотрим, как долго это продлится.
Лотки, корзинки и контейнеры
«Обычно мы убираем вещи подальше от детей, но если мы хотим, чтобы ребёнок с чем-то играл, мы должны обеспечить ему беспрепятственный доступ к этой вещи», — говорит Симона. Она кладёт предметы в неглубокие контейнеры и на подносы, а не прячет их.
Наряду с корзинками для книг, на полу разместились две текстильные корзинки с игрушками для малыша, ранее использовавшиеся для хранения вещей в шкафу. В одной из них лежат четыре мягких шарика, в другой — несколько моделей автомобилей разных видов и размеров.
«Кладите столько, сколько вы в состоянии прибрать».
«Могу я оставить их пустыми?», — спрашиваю я.
На полках разместились небольшие пластиковые подносы (по 3 доллара каждый) с материалами для детей постарше: один для блоков конструктора, другой — с ножницами, бумагой и наклейками для творчества, а третий — с маленькими пластиковыми бабочками и игрушечными биноклями.
«Ребёнок видит связь между предметами, которые лежат на подносе», — говорит Симона.
Когда в день переделки комнаты мои дочери вернулись домой из школы, одна из них сразу же подошла к подносу с материалами для творчества и начала вырезать, пока другая устраивала на подносе сценку «бабочки-йоги»
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, наиболее полезный для меня вывод заключается в том, что дети играют дольше, когда у них меньше игрушек.
Вместо стоящей на столе коробки с карандашами мы повесили на стену контейнеры и поместили в них дюжину карандашей (17 долларов за четыре магнитные полосы, 9 долларов за магнитный контейнер).
Чтобы разместить игрушки на виду, взрослому необходимо приложить определённые усилия, но благодаря этому комната становится более интересной для детей. Ещё одно преимущество заключается в том, что поскольку теперь они не играют с большим количеством крошечных элементов, то убирать их становится гораздо проще. А ребёнок постарше может справиться с этим самостоятельно.
Вместо того чтобы достать все 300 элементов конструктора, которые хранились в гигантском мешке, Монтессори-эксперт разместила на подносе около 20 частей различной формы, а остальные положила обратно в шкаф.
Из огромного числа элементов Лего, хранившихся в большом мешке, мы отобрали значительно меньше и разместили в контейнере
«Детям не нужно так много, как нам кажется», — говорит Симона, — «Когда вокруг немного вещей, они становятся более креативными».
Нужны простые деревянные игрушки, в которых заложена одна цель. Например, скатывание по дорожке автомобилей, помещение в щель монеток, нажатие кнопки для извлечения музыки; вместо ярко окрашенных, мигающих и шумных, по которым я точно не буду скучать. Скоро мы с радостью их раздадим.
После изменений большая часть беспорядка переместилась в шкаф. На нижних полках разместились игрушки для малыша, которые привлекательны для маленьких ручек и их легко прибрать
Рациональное использование пространства
Мой годовалый малыш сразу же влюбился в маленький, предназначенный для него уголок со стоящей на полке простой игрушкой в пределах досягаемости его маленьких ручек. Симона опустила картины на уровень ребёнка; но из-за этих маленьких хватающих ручек их пришлось снова поднять.
Уже более самостоятельный годовалый малыш с удовольствием проводит время в новом игровом пространстве
Моей четырёхлетней дочке понравилось, когда я вдруг оставила ей ножницы и клей, чтобы она воспользовалась ими по своему усмотрению, поскольку поднос, в котором они лежали, дал ей понять, что она может вырезать и клеить.
Поначалу я была немного скептически настроена по отношению к методу Монтессори, но на практике убедилась в том, что в нём есть определённая логика, и я могу применять принципы Монтессори также и в других областях. Мисс Дэвис предложила использовать перечень обязательных утренних дел с описанием и изображениями, чтобы ребятам было легче самостоятельно собираться. С помощью небольшого совка и щётки дети могут убраться после еды на кухне. Воспользуются ли они ими? В любом случае попробовать нужно.
В итоге из полученного опыта, я сделала несколько полезных выводов. Если я настраиваю ребёнка на успех, он справляется лучше. Ему не нужно такое количество игрушек, книг и игр, в которое вас заставляют поверить реклама, бабушки, дедушки и нытьё ваших детей. И я абсолютно уверена, что изменения пространства, какими бы они ни были, отвлечёт детей от экранов. Во всяком случае, пришло время отложить планшет и предложить ту деятельность, которая необходима их развивающемуся разуму.
Автор — Карен Бэрроу
Фотографии Джины Мун
Перевод Светланы Соловьёвой
Источник:
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов