• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Может ли переделка игровой комнаты изменить детей

Наша игровая комната была переполнена мигающими и жужжащими игрушками, аккуратно хранящимися пазлами и играми, полками с красочными книжками, любимыми куклами и картинами на стенах. Это казалось раем для троих наших малышей. Пока Симона Дэвис, педагог и автор книг, не перевернула всё вверх дном. Она помогла обустроить нашу детскую по Монтессори и создала условия для развития самостоятельности.
Может ли переделка игровой комнаты изменить детей

В чём польза детской по Монтессори

Симона Дэвис, Монтессори-педагог из Нидерландов и автор книги The Montessori Toddler, обучает родителей применять принципы Монтессори в домашней среде. Точно так же, как Мари Кондо помогает людям наводить порядок в доме, Симона помогает родителям создавать в доме более функциональное пространство для всей семьи, прививать самостоятельность самым маленьким её членам, сеять атмосферу умиротворения — и всё это в духе Монтессори.

Она приехала к нам в Нью-Джерси несколько недель назад, чтобы помочь мне обустроить комнату. Чтобы она отвечала интересам детей, а не моим представлениями об идеальном игровом пространстве. Я была настроена скептически: что же ещё такого можно придумать, чтобы заметно улучшить нашу жизнь?

Метод Монтессори был разработан в конце XIX века итальянским учёным Марией Монтессори. Сегодня он стал общепризнанной педагогической системой, целью которой является предоставление детям самостоятельности в процессе обучения. «В традиционном образовании на первый план выходит учитель и ведёт за собой класс», — говорит мисс Дэвис. — «В подходе, ориентированном на ребёнка, мы предлагаем ему учиться через игру, учитывая свои интересы».

Какова цель применения этих принципов дома? Самостоятельность и вовлечённость; сокращение времени на организацию занятий для детей. Дома «мы помогаем детям делать собственные открытия, предоставляем им свободу и вводим ограничения, а также создаём условия для успешной деятельности, обустраивая наши дома так, чтобы дети могли активно участвовать в повседневной жизни», — пишет Симона.

Беспорядок в детской Раньше у нас был стеллаж с книгами и игрушками, которые всегда на виду

С чего мы начали изменения в игровой комнате

Мои дети будут играть, не нуждаясь в моём вмешательстве? Именно эта перспектива понравилась мне больше всего. Теоретически это звучало здорово. Мы с мужем оба ездим на работу, а дети (1, 4 и 7 лет) остаются с помощницей по хозяйству или с бабушкой и дедушкой.

В моём доме всё всегда лежало на своих местах, но присутствие разных людей, присматривающих за детьми, приводило к тому, что вещи оказывались не там, где они должны были быть, и это расстраивало меня. Вот если бы каждый ребёнок сам поддерживал порядок в игровой комнате, возможно, разочарование было бы не столь сильным.

Когда мисс Дэвис стала доставать каждый предмет из тщательно организованного мной шкафа, я начала слегка нервничать.

«Какие игрушки нравятся вашим детям?», — спросила она.
«Их iPad и Kindle», — пошутила я.

Разгружаем шкафы Мисс Дэвис освободила стеллаж от большей части его содержимого, включая все книги

Итак, за работу. Нужно было всё рассортировать. Мы нашли все недостающие части пазлов. Мольберт был перекрашен в нейтральный серый цвет, чтобы детские рисунки выделялись на нём. Убрали из игровой комнаты большие, отвлекающие или шумные игрушки, лежавшие на полу, и заменили их на более сдержанные деревянные.

Мы использовали уже имеющиеся в доме предметы и этим сэкономили бюджет на переоборудование детской.

И произошло чудо: игровая комната стала более аккуратной, спокойной и привлекательной.
Вот некоторые изменения, которые оказались наиболее эффективными.

Уголок для чтения по Монтессори

Устраиваем уголок для чтения В новом уголке для чтения теперь есть незагромождённый стеллаж и мягкое местечко, где можно уютно устроиться с хорошей книгой

Мои старшие доставали книги из переполненного стеллажа и часто оставляли их по всему дому.

Симона отвела уголок для чтения, где уютно расположились старенькое стёганое одеяльце, брошенные на пол подушки и любимые мягкие игрушки. К моему большому удивлению она убрала из стеллажа все книги, сгруппировала в соответствии с интересами каждого ребёнка, убрала в шкаф и всего несколько штук положила в корзины. На стеллаже разместились небольшие растения, которые я купила за 9 долларов, детские фотографии и их любимые сувениры.

Без переполненного книгами стеллажа уголок стал спокойным. «Дети чувствуют себя более расслабленными в более сдержанном пространстве», — говорит Симона. Пока что моим дочерям очень нравятся их новые обязанности в стиле Монтессори — поливать раз в неделю цветы. Посмотрим, как долго это продлится.

Лотки, корзинки и контейнеры

«Обычно мы убираем вещи подальше от детей, но если мы хотим, чтобы ребёнок с чем-то играл, мы должны обеспечить ему беспрепятственный доступ к этой вещи», — говорит Симона. Она кладёт предметы в неглубокие контейнеры и на подносы, а не прячет их.

Наряду с корзинками для книг, на полу разместились две текстильные корзинки с игрушками для малыша, ранее использовавшиеся для хранения вещей в шкафу. В одной из них лежат четыре мягких шарика, в другой — несколько моделей автомобилей разных видов и размеров.

«Кладите столько, сколько вы в состоянии прибрать».
«Могу я оставить их пустыми?», — спрашиваю я.

На полках разместились небольшие пластиковые подносы (по 3 доллара каждый) с материалами для детей постарше: один для блоков конструктора, другой — с ножницами, бумагой и наклейками для творчества, а третий — с маленькими пластиковыми бабочками и игрушечными биноклями.

«Ребёнок видит связь между предметами, которые лежат на подносе», — говорит Симона.

Поделки бабочек ребёнка Когда в день переделки комнаты мои дочери вернулись домой из школы, одна из них сразу же подошла к подносу с материалами для творчества и начала вырезать, пока другая устраивала на подносе сценку «бабочки-йоги»

Чем меньше, тем лучше

Пожалуй, наиболее полезный для меня вывод заключается в том, что дети играют дольше, когда у них меньше игрушек.

Вместо стоящей на столе коробки с карандашами мы повесили на стену контейнеры и поместили в них дюжину карандашей (17 долларов за четыре магнитные полосы, 9 долларов за магнитный контейнер).

Чтобы разместить игрушки на виду, взрослому необходимо приложить определённые усилия, но благодаря этому комната становится более интересной для детей. Ещё одно преимущество заключается в том, что поскольку теперь они не играют с большим количеством крошечных элементов, то убирать их становится гораздо проще. А ребёнок постарше может справиться с этим самостоятельно.

Вместо того чтобы достать все 300 элементов конструктора, которые хранились в гигантском мешке, Монтессори-эксперт разместила на подносе около 20 частей различной формы, а остальные положила обратно в шкаф.

Коробка с кубиками лего Из огромного числа элементов Лего, хранившихся в большом мешке, мы отобрали значительно меньше и разместили в контейнере

«Детям не нужно так много, как нам кажется», — говорит Симона, — «Когда вокруг немного вещей, они становятся более креативными».

Нужны простые деревянные игрушки, в которых заложена одна цель. Например, скатывание по дорожке автомобилей, помещение в щель монеток, нажатие кнопки для извлечения музыки; вместо ярко окрашенных, мигающих и шумных, по которым я точно не буду скучать. Скоро мы с радостью их раздадим.

Детская комната по Монтессори готова После изменений большая часть беспорядка переместилась в шкаф. На нижних полках разместились игрушки для малыша, которые привлекательны для маленьких ручек и их легко прибрать

Рациональное использование пространства

Мой годовалый малыш сразу же влюбился в маленький, предназначенный для него уголок со стоящей на полке простой игрушкой в пределах досягаемости его маленьких ручек. Симона опустила картины на уровень ребёнка; но из-за этих маленьких хватающих ручек их пришлось снова поднять.

Ребёнок и его игрушки Уже более самостоятельный годовалый малыш с удовольствием проводит время в новом игровом пространстве

Моей четырёхлетней дочке понравилось, когда я вдруг оставила ей ножницы и клей, чтобы она воспользовалась ими по своему усмотрению, поскольку поднос, в котором они лежали, дал ей понять, что она может вырезать и клеить.

Поначалу я была немного скептически настроена по отношению к методу Монтессори, но на практике убедилась в том, что в нём есть определённая логика, и я могу применять принципы Монтессори также и в других областях. Мисс Дэвис предложила использовать перечень обязательных утренних дел с описанием и изображениями, чтобы ребятам было легче самостоятельно собираться. С помощью небольшого совка и щётки дети могут убраться после еды на кухне. Воспользуются ли они ими? В любом случае попробовать нужно.

В итоге из полученного опыта, я сделала несколько полезных выводов. Если я настраиваю ребёнка на успех, он справляется лучше. Ему не нужно такое количество игрушек, книг и игр, в которое вас заставляют поверить реклама, бабушки, дедушки и нытьё ваших детей. И я абсолютно уверена, что изменения пространства, какими бы они ни были, отвлечёт детей от экранов. Во всяком случае, пришло время отложить планшет и предложить ту деятельность, которая необходима их развивающемуся разуму.

Автор — Карен Бэрроу
Фотографии Джины Мун
Перевод Светланы Соловьёвой
Источник: The New York Times

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать