
Можно просто остаться дома и поиграть
Прошлой весной я купила своему четырёхлетнему внуку набор садовых инструментов, и он помогал своему папе работать в саду. На следующий день он, по крайней мере час, копал одну яму. Сказал, что «ищет вещи в земле». Назавтра он вышел во двор и снова копал. Через некоторое время пришёл в дом за самосвалом и бульдозером и сообщил: «Строительная площадка готова!»
В нашу ориентированную на достижение цели эпоху мы так гонимся все запланировать и совсем забыли, что у наших детей есть потребность в свободной игре. Что случилось с беззаботными днями, когда можно было «просто играть» до тех пор, пока не пришло время обеда или сна? Как родители знаем ли мы, как перестать пичкать наших детей бесконечной деятельностью и перспективами?
Радость и чувство собственного достоинства не измеряются IQ или SAT тестами. Интеллект и креативность развиваются тогда, когда дети исследуют мир, самостоятельно выясняя, как работают вещи.
Запрограммированы на обучение
Одной из наиболее важных задач родителя является подготовка такой безопасной среды в доме и на улице, чтобы ваш ребёнок мог исследовать и играть в течение длительного периода времени самостоятельно без вашей помощи. Для подготовки такого пространства в вашем доме нужно следующее:
- Положите несколько игрушек на нижней полке, чтобы ваш ребёнок мог увидеть и достать их. Огромное количество игрушек, сваленное в коробке, может смутить и расстроить ребёнка. Лучше менять игрушки время от времени, чем выложить все сразу.
- Покажите ребёнку, как использовать новые игрушки, но дайте минимум словесных инструкций. Затем оставьте ребёнка для самостоятельной игры, чтобы он сам мог сделать свои собственные открытия и заняться творчеством.
- В зависимости от возраста ваших детей подготовьте материал для двигательной активности и развития воображения: каталку, конструктор, кукольный домик, кукол и мягкие игрушки, машинки, пазлы, принадлежности для занятий творчеством и т. д.
Обычные предметы домашнего обихода могут вдохновить ребёнка на долгую игру воображения. Коробочки разных размеров, шарфы или лоскутки, безопасные кухонные принадлежности и рабочие инструменты подарят детям часы изобретательской игры.
Родители не нужны всё время
Свободная игра – это время открытий и подсознательного обучения. Во время игры с игрушками и конструктором, инструментами и природными материалами ваш ребёнок учится очень многому, хотя непосредственно его никто не учит: вес и баланс, сила и координация движений, текстуры и цвета и т. д.
Игра позволяет детям научиться саморегулированию. Прислушайтесь к «правилам», которые дети придумывают во время их игры: часто это идеи, которые они слышали дома или в школе, и сейчас размышляют над ними.
В игру нужно вмешиваться только, если дети находятся в опасности или ломают игрушки. Не прерывайте или не попытайтесь улучшить то, что делает ребёнок. Ребёнок подсознательно будет чувствовать, что его оценивают, и может прекратить попытки из-за страха, что делает что-то неправильно. Маленький ребёнок никогда не построит такой же ровный и красивый замок из кубиков, как взрослый.
Разные игры для разного возраста
Малыш 1–2 лет может кормить куклу или указывать водителю самосвала, как грузить кубики. Трёхлетний ребёнок может играть вместе с другом, ему нравится быть в компании, но он ещё не так активно взаимодействует со сверстниками. Дети начнут играть вместе, как только они будут готовы к этому, так что нет никакой необходимости заставлять их. Пусть ваши дети берут на себя ведущую роль в игре.
Когда вы играете с вашими детьми, сами получайте от этого удовольствие! Пусть ваш ребёнок сам выберет, как и во что играть. Игры, которые требуют соблюдение правил, подходят для детей старше 5–6 лет. Выбирайте такие игры, где нет конкуренции, пусть каждый почувствует себя победителем.
Расслабьтесь и продолжайте играть
Время для свободной игры – это не просто ещё один пунктик, который нужно соблюдать, чтобы быть «хорошими родителями». Свободное время даёт всей семье время отдохнуть, подзарядиться и обдумать происходящее. Истина заключается в том, что ваш ребёнок будет расти, учиться и развиваться и без этого постоянного «организаторского безумства». Пусть у вас будет один или два дня в неделю с запланированным свободным временем, даже если придётся пропустить урок игры на скрипке или занятие с репетитором. Что случится, если вы не каждый день будете личным шофером ваших детей для развоза по занятиям и не будете аплодировать им на очередном выступлении? Так будет гораздо меньше стресса для всей семьи, больше времени, чтобы отдохнуть и поиграть.
Займитесь своей «игрой»: нарисуйте, свяжите или смастерите что-нибудь. Если вашему ребёнку интересно то, что вы делаете, пусть смотрит, но остается в своей свободной игре, не поддавайтесь искушению его отвлекать. Вы – ролевая модель для вашего ребёнка: покажите, как вы занимаетесь тем, чем вам интересно, как делаете свои собственные открытия и как вам это нравится.
Не нужно писать сценарий жизни ребёнка. У вашего ребёнка есть замечательные индивидуальные таланты, которые удивят вас, когда он овладеет этим способом обучения – свободной игрой!
«В настоящей игре, которая является абсолютной концентрацией, ребёнок не только вне времени, он вне себя. Он погрузился полностью в то, что он делает. Ребёнок играет, строит замок из песка, рисует картину полностью в том, что он делает» (Мадлен Л’Энгл, «В кольце покоя»).
Источник: montessoriservices.com
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Квиз о бережном воспитании
В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза
Пройти квиз
Комментарии (0)