• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Обучение детей финансовой грамотности в Монтессори-образовании

Обучение детей финансовой грамотности в Монтессори-образовании


Образование для жизни — так сама М. Монтессори характеризовала свои идеи к организации воспитания детей. Действительно, что бы ни осваивали дети на каждом этапе образовательной системы Монтессори, в этом есть практический смысл, расширяющий функциональную независимость ребёнка.

Дети не учатся писать и читать ради умения этого делать. Никто не оценивает эти навыки сами по себе, зато у детей есть множество возможностей воспользоваться письменностью, чтобы оставить сообщение или прочитать его. Монтессори-класс каждой ступени на посильном для учеников уровне предлагает большое разнообразие такого рода упражнений, которые либо в упрощённом и алгоритмизированном виде копируют рутинные действия взрослых, либо обыгрывают какую-то часть сложной деятельности, с которой любой взрослый сталкивается. Так же и в обучении детей финансовой грамотности.

Основы финансовой грамотности ребёнка: личные границы и межличностные контакты

В самом раннем возрасте важной основой финансовой грамотности детей становится построение ребёнком определённых личностных качеств. Правила поведения, принятые в классе, направлены на обучение уважительному отношению к пространству и выбранным занятиям каждого ребёнка. В чужих руках материал интереснее, чем на полках, и поначалу дети тратят значительное время на попытки отобрать друг у друга игрушки. Но постепенно они уясняют, что правило работает в обе стороны: «То, что я не вмешиваюсь в работу других детей без разрешения, означает, что и меня никто не потревожит, пока я увлечён чем-то важным для себя, если только я сам не захочу играть вместе».

Хорошо, когда родители поддерживают эту линию. Поверьте, ребёнка гораздо легче убедить в том, что нельзя брать чужие вещи, если у него есть его вещи, которые никому нельзя брать без его разрешения, когда у ребёнка есть возможность про какие-то предметы самому решать, хочет он ими делиться или нет. И в своё удовольствие не делиться. Только приобретя уверенность, что никто не отберёт у него любимую игрушку, ребёнок берёт на себя смелость дать её поиграть другому и испытывает от этого не страх, а радость и удовольствие совместной игры.

В результате малыш получает гораздо больше, чем понимание, что у вещей есть ценность и хозяин. Но в контексте финансовой грамотности, это, несомненно, базовое представление, которое должно быть у современного человека, живущего в обществе разделения труда и товарно-денежных отношений. Ребёнок в общих чертах способен уяснить эту идею к полутора-двум годам и, если жизненный опыт к тому располагает, относиться положительно к такому устройству мира вокруг.

Финансовая грамотность для дошкольников: начинаем считать

Старшие дошкольники занимаются в классе Монтессори со множеством материалов, подготавливающих и развивающих навыки счёта и арифметики. Одни из них предельно абстрактны, как кубики розовой башни или параллелепипеды коричневой лестницы, и помогают понять суть десятичной системы счисления, соотношения линейных размеров и объёма, веса и т. д. Другие могут знакомить детей с числами в реальной жизни: дети измеряют свой рост, размеры предметов, узнают примечательные факты, связанные с числами, и знакомятся с номиналами денежных единиц страны.

Работа с золотым материалом позволяет ощутить на кончиках пальцев, как единицы складываются в десятки, десятки – в сотни, сотни – в тысячи. С помощью золотого материала дети складывают и вычитают в пределах десятков тысяч. Для этого они постоянно преобразовывают единицы более крупного порядка в более мелкие и наоборот, что делает для них очевидными не только сложение и вычитание, но и частный случай этих операций, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, когда размениваем деньги, совершая покупки.

Сам процесс рутинных закупок для ситуации класса не типичен, зато представляет естественную часть жизни семьи, поэтому ребёнка можно и нужно к ней привлекать. Родители вполне могут советоваться с малышом, позволять ему сделать выбор из приемлемых вариантов. В зависимости от возраста и степени владения арифметикой, вы ставите перед ребёнком задачи посильной сложности.

Поначалу объясняете ему, например, что он может выбрать что-нибудь одно из разрешённых сладостей, потому что нужно потратить запланированное количество денег. Позже предлагаете купить себе что-то в пределах некоторой суммы – и вместо ноющего от скуки непоседы у вас будет задумчивый помощник, занятый подсчётом, сколько зефира он сможет купить в рамках своего бюджета, и не лучше ли остановиться на яблоках…

Дайте ребёнку самому оплатить свою покупку и разобраться со сдачей. Так вы научите его одному из главных навыков финансовой грамотности – умению обращаться с личными деньгами. В этом случае, правда, лучше его деликатно подстраховать, потому что, к сожалению, не все взрослые адекватно относятся к дошкольникам, которые что-то хотят купить.

Мы с сыном сталкивались с ситуацией, когда продавцы или официанты кафе игнорировали маленького покупателя, не принимая его всерьёз. Будьте готовы подхватить инициативу и обозначить другим взрослым, что вы доверяете ребёнку сделать покупку и нужно выслушать его по этому вопросу.

Карманные деньги и деньги в подарок

За пределами Монтессори-класса, но в пределах семейного воспитания, лежит вопрос о карманных деньгах и деньгах в подарок. Каждая семья по-разному решает, как поступать, но с позиций философии Монтессори и в этом вопросе полезно создать ребёнку пространство для посильной самостоятельности. Возможность распорядиться по своему усмотрению небольшой суммой, подаренной ко дню рождения или другому празднику, вдохновляет детей. Пусть это будет сумма, достаточно небольшая для вашего хладнокровия.

Может быть, поначалу она будет потрачена, на ваш взрослый взгляд, бестолково или неразумно. Позвольте человеку получить свой опыт. Если ему не понравится, как он распорядился своими деньгами – пусть так. А может оказаться, что он неожиданно будет счастлив получить что-то, что по-вашему так малоценно, что вы бы в жизни не додумались потратить на это ни копейки. В любом случае это будет бесценный опыт самостоятельности, который окупит потраченные деньги сполна.

Пока у ребёнка нет обстоятельств, в которых он может делать регулярные самостоятельные покупки, то есть, карманных расходов, в постоянно выдаваемых на такие расходы деньгах нет необходимости. Вероятнее, что не у дошкольника, а у школьника появится, к примеру, необходимость перекусывать в буфете между основными и дополнительными занятиями. Даже если вы сопровождаете ребёнка, будет здорово, если он сам сможет покупать свой полдник или даже кормить вас обоих.

Школьники: учимся планировать расходы

В начальной школе от 6 до 12 лет дети в ходе обучения планируют различные проекты по получению информации извне: посещение музея, выставки, эксперта. Дети учатся и формулировать запрос на информацию, и выбирать адекватный способ для её получения, и планировать такой выход, и воплощать задуманное в жизнь. Если нужно, они узнают о том, как добраться до места, что для этого нужно, сколько потребуется денег на проезд и билеты, какие другие расходы предстоят. Здесь финансовая грамотность школьников развивается в контексте решения более сложных жизненных задач.

Если ребёнок до 12 лет может совершать какие-то регулярные покупки и траты, это будет хорошей практикой. Правда, вариантов открывается не так уж много, если учесть, что в развитых странах обычно законодательно или негласно не принято детям этого возраста перемещаться вне дома без присмотра взрослых.

Обучение подростков финансовой грамотности в методе Монтессори

Следующая образовательная ступень (эрдкиндер), если она реализована в соответствии с принципами Монтессори-педагогики, предоставляет подросткам широчайшие возможности, чтобы в упрощённых условиях освоить навыки финансовой грамотности и бытового самообслуживания на уровне взрослого человека. Как правило, это пансион или полупансион, где дети живут почти самостоятельно. Они назначают систему дежурств и своими силами убирают, готовят пищу, ухаживают за территорией.

При школе есть какое-то хозяйство, животноводческое или растениеводческое, мастерские. Подростки разрабатывают бизнес-план, что-то выращивают, изготавливают на базе школы, затем реализуют готовую продукцию. Выручка частично расходуется на нужды эрдкиндера, частично распределяется в качестве заработка между участниками.

В школе, как правило, постоянно находится два куратора, исполняющие роль принимающей семьи, немногочисленные преподаватели чаще приезжают, а не живут постоянно на территории школы. Управление школой и её хозяйством лежит на детях. Если возникают какие-либо насущные нужды или проблемы сверх рутинных процессов, подростки также практически самостоятельно решают их.

Допустим, возникли проблемы с водоснабжением теплиц. Дети сами решают, смогут ли они найти неисправность или вызовут специалиста, составляют план расходов на ремонт, разбираются, что они могут сделать своими силами, а какие работы лучше оплатить, где и как выгоднее закупить запчасти. Взрослые, по возможности, не вмешиваются.

Помимо академической подготовки задача этой школьной ступени видится Монтессори-педагогикой в том, чтобы выпускники были готовы к самостоятельной жизни.

Далее им предстоит либо стать студентами вуза, либо осваивать какую-то профессиональную деятельность, непосредственно включившись в неё. Какой бы путь они не выбрали, планируют ли они жить отдельно от родителей или под одной крышей с ними, – выпускники покидают эрдкиндер уже достаточно компетентными в бытовых мелочах и обязанностях, в частности, осведомлёнными в финансовых вопросах.

Подростки имеют представление об основах финансовой грамотности, о планировании расходов, оплате счетов, заполнении деклараций, вложениях и прибыли, закупке и продаже, поскольку сталкивались со всем этим в своих школьных проектах. Они привыкли брать на себя ответственность за организацию быта. У них есть не только представление, как разумно тратить, но и как зарабатывать деньги.

С такими людьми определённо приятно делить дом, квартиру или студенческую комнату в общежитии, а дальнейшее совершенствование финансовой грамотности полностью переходит в область самообучения в жизни, а не подготовленной среде класса или школы.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться