• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Опыт Монтессори-мамы: гаджеты и ТВ в жизни детей

Опыт Монтессори-мамы: гаджеты и ТВ в жизни детей

Последнее время проблема использования гаджетов детьми встаёт перед любой мамой. Что выбрать? Позволить ребёнку пользоваться гаджетами? Ведь все дети пользуются ими, а учёные доказали, что компьютерные игры даже способствуют развитию некоторых способностей. Кроме того, у мамы много дел. Чем занять ребёнка, если не просмотром любимого мультфильма?

Существует и другая точка зрения о том, что гаджеты вредны для детей в принципе: действуют возбуждающе, снижают концентрацию внимания. Желательно полностью исключить компьютерные игры и просмотр мультфильмов. Кроме того, всё то время, пока ребёнок проводит с гаджетами, он не занимается другой, важной для его развития, деятельностью.

Что же выбрать?

Расскажу о нашем личном опыте поиска золотой середины в использовании гаджетов.

Сразу оговорюсь, что я не могу сообщить вам правильного решения. Вопрос гаджетов – очень сложный, и для нашей семьи в том числе. Поэтому, я считаю, мы всё ещё ищем возможные варианты его решения.

Вот ответы на часто возникающие вопросы, которые мы получили после 7 лет личного опыта воспитания детей и параллельного изучения вопросов детского развития в связи с моей профессиональной деятельностью.

телевизор и гаджеты в детстве

Больше вреда или пользы?

Когда мой старший сын был маленьким, он проводил очень много времени с гаджетами. Тогда мне не казалось, что его было много, так как все вокруг проводили столько же времени или даже больше. Сын смотрел «Маленьких Эйнштейнов» и другие обучающие мультфильмы, «рекомендованные» (пишу в кавычках, потому что неизвестно, кем они рекомендованы) к просмотру практически с рождения. Потом мы поняли, что обычно ребёнка проще покормить, пока он смотрит мультфильм. С компьютером мы тоже познакомили сына очень рано.

К трём годам я не видела ни одного плюса гаджетов, зато огромное количество минусов: после них сын становился раздражительным, сбивался сон и вообще режим. И главное: хотел смотреть всё больше мультфильмов и играть в компьютер. Надо заметить, что многое зависит от ребёнка.

Вам срочно нужно думать о том, чтобы максимально сократить время перед экраном, а когда ребёнку ещё нет двух лет, исключить любые контакты с гаджетами, если он проявляет один или несколько из следующих признаков:

  • склонен к гиперактивности;
  • плохо засыпает;
  • чувствительный, сильно переживает и часто плачет по мелочам;
  • начинает проявлять зависимость от гаджетов: устраивает истерики, когда вы выключаете телевизор, по многу раз в день просит, требует включить мультик или дать компьютерную игру.

Убрать гаджеты полностью или сократить время у экрана?

Когда я поняла, что нам нужно сократить время гаджетов, я задалась вопросом: как это сделать наилучшим образом? Сначала я просто убрала все гаджеты из жизни сына. Тогда стало особенно заметно, как сильна была его привязанность к ним: сын очень просил мультики и часто отказывался есть без телевизора. Надо сказать, с этого момента я ни разу не включала телевизор детям во время еды, потому что переучить ребёнка есть без мультфильмов очень сложно (да и без других развлечений, которые мы использовали, типа «ложку за маму, ложку за папу»).

После нескольких месяцев жизни без гаджетов я стала сомневаться в правильности своего решения. Другие дети смотрели мультфильмы, обсуждали героев и играли в них на площадке. Мой сын был маленьким и не особенно в этом нуждался. Так что если у вас есть возможность полностью исключить гаджеты до 3–4 лет – никакого вреда от этого не будет.

Дальнейшее неиспользование никаких гаджетов, по моему личному мнению, может сказаться на социализации ребёнка. Старшие дети смотрят и обсуждают мультфильмы и компьютерные игры. Играют в компьютерные игры вместе, играют в сюжетные игры, основанные на событиях любимых мультфильмов.

Кроме того, меня всегда пугало то, что запретный плод сладок. В моём окружении встречались дети, проводившие часы у телевизора в гостях, не имея возможности смотреть мультфильмы дома, или дети, лишённые сладостей, поедавшие конфеты коробками к удивлению своих сверстников.

Поэтому мы решили не запретить, а ограничить время гаджетов.

Сколько времени можно проводить у экрана?

Насколько уменьшить время с гаджетами? Тут нет никакой сложности, так как существуют рекомендации педиатров по данному вопросу. Да, они варьируются в зависимости от источников, но в них есть логика. Дети до 2-х лет не должны смотреть телевизор. Дети 2–4-х лет могут находиться у экрана не более 30 минут в день, то есть посмотреть короткий мультфильм, соответствующий возрасту. Дети после 4-х лет могут посмотреть часовой мультфильм. Время, проведённое у телевизора или компьютера, в любом возрасте не должно превышать двух часов в день.ТВ и гаджеты в воспитании

Сократить количество часов или дней?

Итак, я решила, что мои дети могут смотреть телевизор и играть в компьютер. Но не более 30 минут в день. К сожалению, испробовав такое правило, я поняла, что оно не действует: детки, просмотрев мультфильм, просили ещё. Каждый день «экранное время» заканчивалось слезами. Кроме того, мультфильмы мы смотрели обычно вечером, так как утром сын ходил в сад, а днём мы обедали, спали и гуляли. После мультфильмов я видела его, как и раньше, перевозбуждённым, были проблемы со сном.

Тогда я нашла выход: никаких гаджетов в рабочие дни. В выходные дети смотрят мультфильмы. Сын ещё играет в компьютерные игры. Это правило прижилось у нас просто отлично. Ни сын, ни младшая дочка теперь даже не вспоминают о гаджетах в будние дни. В выходные же они с удовольствием смотрят мультфильмы утром или днём (но никогда за едой). Я рассчитываю время так, чтобы закончить просмотр к чему-то интересному: прогулке, приходу гостей, совместному приготовлению любимого блюда к обеду. Тогда нет слёз, когда приходится выключить мультфильмы.

Как выбирать передачи?

Ещё один вопрос, который беспокоил меня, – выбор передач. Лично я склоняюсь к тому, чтобы показывать детям то, что смотрят сверстники (проверяя мультфильмы на возрастные ограничения). Важно включать записи мультфильмов или передач, чтобы дети не сталкивались с навязчивой рекламой.

Могут ли родители смотреть телевизор?

А что же родители? Может, нам можно включить новости во время ужина? Ответ на этот вопрос однозначный, если мы задумались об ограничении гаджетов в жизни ребёнка: нет. Телевизор, работающий фоном во время детской игры или других занятий, действует на психику ребёнка не менее пагубно (а может и более), чем просмотр детских передач. Последствия такие же: сильная возбудимость, отвлекаемость, дети не могут полностью сконцентрироваться на своем занятии. Кроме того, могут появиться страхи от случайно увиденного или услышанного во взрослой передаче. Так что если вы хотите посмотреть телевизор, смело включайте в выходной день хороший мультфильм или семейный фильм, и смотрите всей семьёй! А просмотр взрослых передач перенесите на время, когда дети уже спят.

Что мы выбираем вместо гаджетов?

Если вы решили ограничить время гаджетов в жизни вашего ребёнка, вам необходимо сразу задуматься, чем вы займёте время, ранее проводимое за экраном. Составьте подробный режим дня и поделитесь им с ребёнком. Важно постоянное переключение деятельности: после спокойной игры может следовать прогулка, после развивающих занятий – чтение книг.

Помните, что ребёнку каждый день необходимо время на свободную игру. Часто дети не умеют играть сами именно из-за того, что проводят слишком много времени с гаджетами. Когда ребёнок приходит к вам и говорит, что ему скучно, возникает желание занять малыша мультфильмом. Однако таким образом вы формируете замкнутый круг: чем больше времени ребёнок проводит у экрана, тем меньше он занимается свободной игрой. Таким образом малыш не учится занимать себя самостоятельно, ему становится скучно, и он просит включить мультфильм.

Читать по теме

Раннее детство без телевизора: участие в повседневных делах

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться