• Обложка книги до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Комната для детей разного возраста

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • Как выглядит электронная книга

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Раннее детство без телевизора: чем занять ребёнка дома

Раннее детство без телевизора: чем занять ребёнка дома

Это статья о том, как минимизировать телевизор в жизни ребёнка до 3 лет. Я расскажу, почему мы стремимся оградить ребёнка от телевизора, о подготовке домашней среды, которая бы стимулировала игры без использования гаджетов, а также поделюсь несколькими идеями для сенсорного стола и повседневных дел.

Почему мы против экранов для ребёнка

Прежде всего я хочу подчеркнуть, что мы не семья, свободная от СМИ: у нас есть DVD-плеер, 26-дюймовый телевизор, Интернет и два смартфона. Лидия сидела со мной и своим отцом, пока мы смотрели взрослые телешоу на нашем компьютере или фильмы Pixar. Муж иногда показывает ей на YouTube видео смеющихся младенцев или собак, играющих на пианино на своем телефоне, дочь видела «Любопытного Джорджа» и «Улики Блю» в домах других людей.

Но мы никогда не ставили мультфильмы или видео о маленьком Эйнштейне только для нее, и мы надеемся, что так будет продолжаться как можно дольше.

Вот почему я стараюсь оградить ребёнка от телевизора:

  1. Я терпеть не могу программы, предназначенные для очень маленьких детей — эти скрипучие голоса и звенящая музыка, кривые выражения лица, невозможно такое смотреть.
  2. Это соответствует нашим ценностям: семья с низким уровнем медиа меньше потребляет электроэнергии и рекламы.
  3. Стоимость. У нас нет Netflix, спутника, кабеля, ноутбука и планшета для детей, игровой приставки — жизнь без всего этого значительно снизила наши расходы.
  4. Чтобы спасти свой рассудок. С просмотром телепередач связано слишком много негативного поведения, включая истерики, капризность и гиперактивность, с которыми я просто не хочу иметь дел. Мне неинтересно тратить драгоценные моменты своего дня на то, чтобы торговаться с ребёнком за экранное время. Однажды мы позволили Лидии посмотреть пять минут Багза Банни в нашем гостиничном номере, и она не могла перестать говорить о просмотре «фиолетового кролика» в течение нескольких дней. Нет, спасибо.
  5. Ещё одна причина, по которой мы избегаем телевидения, — это реклама. Мне не нужен ребенок, просящий о фонтанировании, фруктовых роллах или щенячьем сюрпризе. Вместо этого я хотела бы развить в своей дочери способность к самостоятельному творчеству и концентрации. Я также хочу дать ей как можно больше возможностей для движения, полезных занятий, чтения, творческих игр и наслаждения природой. Экранное время отнимает у всего этого.

Я пришла к выводу, что важная часть поддержания образа жизни без телевизора заключается в правильной домашней обстановке, которая поощряет более полезное времяпрепровождение, а именно самостоятельную игру: она помогает двигательной активности, мультисенсорной стимуляции, развивает концентрацию внимания и чувство порядка. Чему, как вы понимаете, сидение перед экраном не способствует.

Вот несколько идей, которые сработали у нас. Возможно, они вдохновят вас на небольшие эксперименты.

Держите все экраны вне поля зрения или в недоступном месте

Достаточно сложно постоянно смотреть телевизор, если он установлен так, что его не видно. У нас есть телевизор, но не на первом этаже, где мы проводим 98% времени — мы установили его в гостиной, в подвале. То есть если мы хотим посмотреть фильм, нам приходится специально идти вниз. Летом мы идём в подвал примерно раз в месяц, хотя зимой бывает и пару раз в неделю. Остальную часть времени телевизор остаётся вне поля зрения и вне наших мыслей. Лидия даже не знает, что у нас есть DVD.

В спальне (в которой также спит наша дочь) или где-нибудь в доме у нас нет телевизоров.

Ещё у нас есть настольный компьютер, который установлен в кабинете. Кроме того, мы завели правило убирать смартфоны со стола во время еды.

При отсутствии отдельного этажа для просмотра телевизора мы бы либо вовсе от него отказались (моё мнение), либо хранили в шкафу, изредка доставая специально (мнение моего мужа).

С тех пор как телевизор перестал быть частью нашей обычной жизни, Лидия и не просит его включить. И у меня в мыслях нет предложить ей телевизор. Когда мне с ней тяжело, всё, что я, как правило, думаю, сводится к следующему:

  • может быть, сейчас очередь мужа вести её на прогулку;
  • может ли она «помочь» мне с тем, что я делаю;
  • может, если включить музыку, это поможет (изредка мы включаем музыкальные записи);
  • может, предложить ей поиграть с игрушками или с тестом для лепки в другой комнате.

Телевизор не фигурирует ни в одном из этих пунктов.

Игрушки стоят на открытых полках

Храните игрушки на открытых полках и в открытых корзинах

Этот совет работает по тому же принципу, что и первый: вероятнее всего внимание ребёнка будет обращено на те вещи, которые он видит, а не на те, что он не видит. Вместо того чтобы забросить все игрушки Лидии в одну коробку, – ей придётся копаться в беспорядочно запутанной горе пластика для поиска желаемого, – мы храним всё на низких, доступных для ребёнка, полках. Мы согласны с Монтессори-педагогами и другими учителями, которые считают, что такой подход делает материалы для игры гораздо более привлекательными.

Игрушки на открытых полках легко увидеть, они как будто приглашают ребёнка заниматься. Полки также поощряют проявлять уважение к каждому отдельному предмету: ничего не потеряно и не раздавлено, как это бывает с игрушками, которые оказались на дне коробки. Полки помогают организовать игровые материалы, что привлекает внимание ребёнка.

Игрушки, которые состоят из большого количества мелких деталей (например, конструкторы, пазлы и т. д.), мы храним на полках в открытых корзинах или на подносах. Лидия может посмотреть, что в них лежит, и выбрать, чем ей хочется заниматься. Это помогает развивать чувство порядка.

Открытые полки и корзины способствуют развитию самостоятельности, потому что ребёнок может сам взять то, что хочет, и перенести туда, куда хочет. Если Лидия хочет играть тестом для лепки, она может взять поднос с ним, поставить на стол и начать делать «змей» (её любимая игра с тестом для лепки) без нашей помощи.

Книги на открытых полках

Храните книги на стеллажах или полках так, чтобы было видно их обложку

Опять же дети обратят своё внимание на то, что они могут увидеть. Книги – прекрасная альтернатива мультфильмам, но они гораздо менее привлекательны, когда на полке видны только их тоненькие корешки. Поэтому мы расположили книги так, чтобы их обложки можно было легко увидеть.

Муж купил и установил водосточные желоба на стене, на них мы разместили книги Лидии так, чтобы она сразу видела их обложки. Теперь, когда все любимые книги Лидии находятся в её уголке для чтения, я заметила, что она тратит гораздо больше времени на самостоятельное чтение (это означает больше времени для меня. Ура!).

Для того чтобы малышу было комфортно читать в своём уголке для чтения, можно разместить рядом с книжками удобный ковёр, стул или подушку. Мне нравится овечья шкура из «Икеи».

Теперь, когда книги и игрушки нашей дочери расположены на видных местах, а телевизор убран из виду, она может играть и исследовать то, что находится вокруг, а не сидеть перед экраном.

Предложите ребёнку интересные занятия

Находясь в поисках того, что бы предложить своей дочери вместо развлекательных средств массовой информации, я прочитала о Марии Монтессори и очень вдохновилась её методикой. Меня даже близко нельзя назвать экспертом в этой области: я всего лишь прочитала пару книг и несколько блогов и попыталась использовать некоторые идеи в своём доме. Но мне очень понравилась общая философия и многие из приёмов её методики. Поэтому я хочу поделиться с вами тем, что мы пробовали.

идеи занятий по методике Монтессори

Но для начала немного общей информации. Помимо всего прочего, метод Монтессори подчеркивает особую важность практических жизненных навыков для детей младшего возраста. Дети учатся заботиться о себе и о том, что их окружает, развивая самостоятельность и чувство собственного достоинства. Поэтому в большинстве книг о том, как применять методику Монтессори дома, вы увидите примеры занятий, помогающие детям научиться самостоятельно одеваться, есть и выполнять различные домашние дела.

Монтессори-педагоги используют специальные задания, направленные на отработку отдельных частей различных дел из повседневной жизни, чтобы помочь развить эти навыки в целом. Например, чтобы научиться сервировать стол и принимать пищу, дети сначала практикуют перекладывание предметов ложкой и переливание жидкости из кувшина в чашку. Для того чтобы научиться одеваться, дети сначала застегивают пуговицы на специальной рамке. И так далее.

Мне действительно нравится выполнять многие из таких занятий с моей дочерью. Я поражена, насколько ей тоже это нравится: она готова повторять одни и те же простые шаги снова и снова просто ради удовольствия.

примеры занятий по Монтессори

Особо важное значение в Монтессори-образовании отводится концентрации внимания. Это основополагающий элемент в будущей учебной и творческой деятельности ребёнка.

Ребёнок, который может сосредоточиться, способен выполнить задачу от начала до конца и испытать чувство выполненного долга. Малыш, который может сконцентрироваться на раскладывании карточек или нарезании банана, начинает осваивать фундаментальный навык, необходимый в будущем для того, чтобы он смог сам прочитать целый роман или научиться играть на скрипке.

Это так прекрасно видеть 20-месячного малыша, который сосредоточенно наливает себе стакан воды или нанизывает бусинки на верёвочку. Ребёнок, поглощённый своей задачей, которую он выполняет просто ради удовольствия, слишком занят, чтобы ныть из-за мультиков. Он чрезвычайно увлечён отработкой ценных жизненных навыков и очень горд этим, ему не до истерики.

Это одна из многих причин, почему я считаю, что занятия по Монтессори отлично подходят тем родителям, которые решили растить ребёнка без телевизора.

Моей дочери нравятся занятия на сопоставление и сортировку:

  • Нужно найти фигурку животного и картинку, его изображающего.
  • Сложить пуговицы по тарелкам, соответствующего цвета.

Идеи Монтессори-занятий

Сенсорный стол

Когда Лидия была ещё совсем маленькой, одна моя подруга спросила меня: собираюсь ли я сделать для дочки сенсорный стол. Я никогда раньше не слышала о сенсорных столах, но подумала, что это звучит глупо. Разве мир вокруг нас сам по себе не обеспечивает ребёнка достаточной сенсорной стимуляцией? Зачем нам нужно стараться максимизировать её? И я ответила: «Наверное, нет».

А теперь перенесёмся на полтора года вперёд, и вот сенсорный стол – один из моих лучших друзей. Мы используем его почти каждый день.

Сенсорный стол — это просто красивое название для низкого столика, в котором установлены один или два контейнера с различными материалами для малышей, чтобы они могли его исследовать. Песок и вода – стандартные наполнения для контейнеров, но варианты безграничны. Ещё весьма распространён вариант сенсорных коробок или «тазов»: вы ставите ёмкость с материалом на пол или другую поверхность. То есть на самом деле вам не нужен стол. Стол просто удобен, потому что во время игры ребёнок может играть стоя и не опрокинет контейнер.

детский сенсорный стол

Сенсорный стол – это не только стимуляция чувств, хотя и это тоже. Здесь можно многому научиться. Вы просто помещаете несколько разных видов ковшиков, чашечек и игрушек вместе с основным материалом, и у вас источник неограниченных возможностей для обучения. Это прекрасное место для развития мелкой моторики маленьких детей, исследования свойств различных материалов, а также изучения причинно-следственной связи. Без помощи взрослых, без их наставлений маленькие дети могут выполнять такие важные действия, как переливание и перекладывание. Они на практике узнают, как твёрдые материалы (например, песок) отличаются от жидкостей или как их смешивание создаёт что-то совершенно новое.

Все эти учебные опыты намного больше подходят для маленьких мозгов, чем то, что они могли бы узнать с экрана телевизора.

Но что самое лучшее в сенсорном столе? То, что он может надолго занять вашего малыша, а вы получите драгоценные минуты спокойствия, чтобы сделать все ваши дела, не прибегая при этом к помощи телевизора.

Мой муж сделал сенсорный стол из досок, взяв за основу идею конструкции из Интернета. Фактически он сделал низкий прочный стол с двумя отверстиями для контейнеров в столешнице. Хотя есть и другие конструкции сенсорных столов: можно просто прикрепить что-то вроде реек для удерживания контейнера на одном месте.

Нам понравился дизайн стола с двумя контейнерами, закрывающимися крышками. Потом я поняла, что одного контейнера было бы достаточно: мы редко используем более одного материала за раз. Но два тоже хорошо: я обычно просто оставляю одну ёмкость пустой, и Лидия может перекладывать содержимое одного контейнера в другой. Стол с двумя контейнерами ещё может быть удобен, если у вас двое и больше детей: каждый из них может играть в своём собственном контейнере.

сенсорный стол для ребёнка

Наш опыт и несколько советов:

  • Мы сделали наш сенсорный стол, когда Лидии было около полутора лет, но она действительно полюбила с ним играть только ближе к двум годам.
  • У нас сенсорный стол – это «уличная» игрушка. Мне так и не удалось научить её не бросать всё на пол. Это, должно быть, моя вина: я всегда хотела использовать время игры за сенсорным столом для своих дел и не сидела с ней, чтобы научить, как правильно с ним играть. Так что пользы от сенсорного стола зимой особо не было – игра была слишком грязная. Как только установилась тёплая погода, мы разместили его на крыльце. Теперь мы используем его почти каждый день. В конце каждой игры я просто подметаю мусор.
  • Купите несколько ёмкостей с крышками и постоянно храните в них материалы (кроме воды). Мы обнаружили, что для нас лучший способ максимально использовать сенсорный стол – это купить пять контейнеров (по одному на каждый день недели за вычетом выходных) и промаркировать их. В понедельник я беру ёмкость с надписью «понедельник» и так далее. Таким образом, все они используются одинаково, и ребёнку не надоедает один и тот же материал. Так как стол у нас стоит на переднем крыльце, я храню контейнеры в прихожей на полке для обуви.
  • Добавьте игрушки к материалам. Сначала я хотела просто дать Лидии полный контейнер песка или листьев и думала, что этого будет достаточно, но ей быстро стало скучно. После того как я начала класть в материал игрушки и лопатки, ей стало гораздо интересней, и она может играть с ними намного дольше. Ей нравятся чашки, ложки и лопатки. Маленькие игрушки можно спрятать в материале.

Что можно использовать в качестве материала для сенсорного стола:

  • Песок (с небольшими лопатками, чашками, ложками и граблями).
  • Вода с пеной и игрушки для ванной (я просто добавила немного средства для мытья посуды).
  • Опилки и бабочки.
  • Воздушное тесто и декоративные камни.

материалы для сенсорного стола

Для воздушного теста просто беру муку и дешёвое растительное масло: примерно 8 частей муки и 1 часть масла. Я добавила золотые блёстки, чтобы было красивее. Многие используют детское масло, но растительное масло даёт тот же результат. Из теста можно лепить, но оно рассыпчатое и мягкое.

Как я и говорила, варианты безграничны. Экспериментируйте, смешивайте и сочетайте разные материалы, как только ваш ребёнок теряет интерес.

Привлекайте ребёнка к повседневным делам

Одна из главных причин, почему многие родители включают телевизор ребёнку, заключается в том, что они хотят занять его на какое-то время, чтобы самим сделать свои дела. Я совершенно согласна с этим. Я примерно в сто раз менее эффективна, когда моя дочь крутится под ногами — настолько непродуктивна в течение шести часов с момента пробуждения утром, что ко времени дневного сна просто парализована, понимая, сколько всего мне придётся сделать в ближайшие полтора часа.

Трудно всё успевать, когда рядом с тобой малыш. Это тяжело, потому что он постоянно требует внимания, просит прочитать книги или наряжать вместе кукол. Это очень утомляет: стоит только на секунду отвернуться, а он уже пописал в штаны или пролил молоко, или выбросил всё из мусорного бака на пол.

Иногда вы просто хотите, чтобы что-то волшебным образом заставило его сидеть тихо и спокойно, и у вас бы появилось двадцать минут, за которые вы смогли бы спокойно накрыть на стол. Разве не фантастика? Я знаю. Я тоже так хочу. Но в долгосрочной перспективе я не думаю, что телевизор — это лучший вариант. Нет, не самый ужасный, но есть и другие, и я хочу сначала попробовать их.

Один из таких способов – вовлечь ребёнка в то, что ты делаешь.

ребёнок и домашние дела

Повторюсь, я знаю, это тяжело. Это действительно самое сложное из того, что я делаю. Когда мой ребёнок постоянно рядом со мной каждую секунду 24 часа в сутки, даже во время сна и похода в туалет, последнее, что я хочу, так это то, чтобы её маленькие ручки трогали тесто или лазили в посудомоечной машине. Я бы совершенно точно с большим удовольствием сделала бы эту работу в одиночку.

Ну да, они любят помогать. И если вы сможете так всё организовать, что они будут помогать, – все будут счастливы. Малыш, который занят, помогая папе строить гараж или маме, подметая пол, не ноет, пытаясь обратить на себя внимание: он погружён в завораживающий ритм стука молотка или шорканья метлы. Когда моя дочь с наслаждением посыпает шарики из теста мукой, она чувствует себя самостоятельной и полезной, испытывает гордость за свой вклад в повседневную жизнь.

В такие моменты я тоже ею горжусь.

Для себя я выделила два важных момента организации участия малыша в повседневных делах: правильное отношение и правильные инструменты.

Я кратко расскажу про оба.

Отношение. Я работаю над тем, чтобы видеть мою дочь в качестве члена семьи, который хочет и может принимать участие в различных делах. Я считаю, что, когда я поручаю ей небольшие обязанности и даю возможность присоединиться ко мне в работе, это помогает повысить свою самооценку и уверенность в своих силах. Я действительно верю, что маленьким детям нравится выполнять работу по дому, если мы делаем это с радостью и вместе.

И когда ничего не помогает – я в отчаянье и хочу, чтобы она оставила меня в покое, –напоминаю себе, что всё-таки совместная работа будет полезна нам обеим. Уж лучше пусть она везде ходит за мной со своим маленьким веничком, чем устраивает истерику, потому что хочет посмотреть ещё одну серию «Доры».

Так. Это я сказала.

ребёнок и повседневные дела

Инструменты. Чтобы облегчить участие моей дочери в повседневных делах, я нашла несколько невероятно полезных инструментов.

Важно, чтобы у ребёнка были свои красивые, хорошего качества и детского размера инструменты и мебель. И не дешёвые пластмассовые игрушки-имитации, которые сломаются через два месяца, а реальные инструменты.

В прошлое Рождество мы подарили дочке маленький веник. В это Рождество я планирую приобрести швабру, грабли, лопату и несколько ножей, чтобы расширить её возможности.

Башня помощника

Башня маленького помощника (Learning Tower): моя лучшая покупка!

Так как я провожу много времени на кухне, я нашла совершенно замечательную вещь для того, чтобы моя дочь помогала мне, – башню маленького помощника. Если вы можете себе это позволить и у вас достаточно места на кухне, я очень её рекомендую.

Нам очень повезло, мы нашли нашу в комиссионном магазине, чего я и не ожидала. Мы заплатили за нее 40 $, тогда как были готовы купить на Амазоне и выложить 200 $. Мне не платят за рекламу, мне просто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО она нравится.

Лидия пользуется своей башней маленького помощника каждый день. Она позволяет ей безопасно наблюдать за всем, что я делаю. Это безопаснее, чем стул или табуретка (если ребёнок теряет равновесие, он просто придерживается за одну из сторон и встаёт обратно). Можно отрегулировать высоту, так что мы будет использовать свою башню ещё много лет.

повседневные домашние дела

Дочка помогает мне:

  • мыть посуду;
  • выпекать;
  • перекладывать кусочки продуктов в контейнеры;
  • просто наблюдает за тем, как я готовлю, исследуя запахи, цвета и текстуры продуктов, участвующих в приготовлении;
  • помыть игрушки;
  • положить грязное бельё в корзину;
  • вытереть лужи, включая «аварии»;
  • поливать растения;
  • раскладывать столовые приборы.

домашние повседневные дела для ребёнка

Мы не делаем ещё многого из того, чего бы я хотела с ней делать. Например, я хочу, чтобы она начала сама накрывать и вытирать свой стол на кухне. Мы двигаемся в эту сторону маленькими шажками.

Источник: becomingpeculiar.com

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Lena

Добрый день! Моему сыну 2 года. Мы ходим уже месяц в Монтессори школу и дома я пытаюсь приучать его к порядку, но... он все разбрасывает или бросает на пол пути и бежит играть дальше. Лезет со словами "Памагати", а в итоге у меня появляется еще минут 10 на уборку. Идем на прогулку - берет с земли песок и камни и бросает через голову, в песочнице песок сыпет за ее пределы, с крупами то же самое, о сортировке вообще речь не идет. Даю и посуду мыть - вода на полу и кругом, он ставит стаканчик не на края мойки, где вода в нее же и утечет, а за ее пределы. Ложки-вилки только достает и везде швыряет... Я терплю, убираю, не делаю лишних движений и не сержусь, но разливание и разбрасывание надоело. Природные материалы ему вообще не интересны. Как быть? Ждать, пока перерастет или перестать с ним вообще чем-то заниматься?

15 Сентября 2016 Ответить

Елена

Трудности с порядком и у нас были. Воспитывают дочь в подобном же стиле. Привлекаю ко всему. Бывает она заинтересуется и сделает что-то аккуратно, чаще разбрасывает и раскидывает. НО сейчас нам 2,6 и меня безумно стало радовать, что она возьмёт и уберет за собой. Вытереть лужицы, правда коряво, это ее четкая обязанность и желание. Игрушки начала убирать, даже муж понял что метод работает. Главное терпение подавать пример. Минимум уборки для них! 10 игрушек убрать не реально, а 4 убирает по собственному желанию. Поняла почему все минимизировано. Пару вещичку своих убрать в корзину хочет, а 6 просто не может. Ее тянет все разбросать. Много хитрю. Пришла к выводу, что сколько они могут за собой убрать столько и должно быть в их обиходе. Для важен пример и режим, для нас - терпение и юмор.

16 Августа 2018 Ответить