Как я обустроила дом для ребёнка в его 1 год 3 месяца

Как я обустроила дом для ребёнка в его 1 год 3 месяца

Что заставило меня задуматься о развитии ребёнка к его 1 году и 3 месяцам

Меня зовут Виктория, мы с сыном Артёмом живём в Воронеже. Когда родился мой мальчик, я решила, что он будет расти любимым и счастливым, а не удобным. Поэтому старалась не препятствовать его развитию: сын вдоволь наползался, брал любые предметы для изучения, пил воду из кружки и не боялся облиться, долго и неопрятно ел ложкой и валялся в песочнице, засунув руки в песок по самые плечи.

Мне казалось, что я всё правильно делаю. Но в какой-то момент расплата за эту вседозволенность оказалась слишком большой — меня ожидал полный хаос из игрушек, одежды, обуви, кастрюль, картошки, пролитой воды, утопленных комнатных тапочек и ещё много чего.

Чтобы исправить эти перекосы, я решила пройти обучение на онлайн-курсе «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».

С методикой Монтессори я была знакома давно, но поверхностно. Наблюдала результаты подхода у детей своих друзей, читала статьи и отзывы выпускниц курса. Как могла, двигалась в этом направлении:

  • приобрела башню помощника, чтобы сын мог стоять рядом и участвовать в готовке;
  • спрятала большую часть игрушек, чтобы облегчить ему выбор и уборку;
  • дала губку для уборки его столика;
  • убрала из доступа воду там, где нельзя;
  • дала возможность подольше сидеть и играть в воде вечером.

В самом начале обучения на курсе я была перфекционисткой и максималисткой. Мне хотелось сделать всё красиво, и чтобы сразу работало. Из-за этого я постоянно была в напряжении, а ребёнок не принимал изменений. Но с помощью экспертов курса я быстро это поняла, и уже не тратила время на закупку всего необходимого, а воплощала идеи с тем, что есть. Создать лучшие условия для своего малыша действительно можно без особых затрат.

В нашем случае стояла задача создать развивающее пространство ребёнку 1 года 3 месяцев на 33 кв. метрах, и чтобы оно было удобным и для сына, и для меня. Ниже поделюсь, что у нас получилось и не получилось.

Виктория с сыном Это мы с сыном

Изменения в общей комнате

Моё решение «есть слона по кусочкам» оказалось правильным: я вводила нововведения постепенно и в зависимости от реакции сына вносила изменения. Это ещё один плюс курса: я научилась наблюдать за своим ребёнком и создавать условия именно для него, с учётом его потребностей. Возможно, поэтому мало что получалось раньше — когда я пыталась повторить чужой опыт по картинкам в интернете. Каждому ребёнку нужен свой подход.

Зона для игр

Так выглядел игровой уголок Тёмы до нововведений.

Ребёнок в 1 г. 3 мес. играет с каталкой

После первого модуля я поняла, что часто сама перегружала сына. Например, Артём брал мячик и играл с ним: носил, катал, бросал, снова брал и нёс. Видя такую заинтересованность мячиком, я подсовывала ему ещё три мяча (а у человека руки-то две всего)! И на этом идиллия с мячом заканчивалась, начинался бардак из разбросанных мячей, добавлялись другие игрушки, сын терял интерес к игре. И я уже не говорю об игрушках, которые купила просто потому, что увидела в каком-то списке.

Первым делом я разделила игрушки на полезные и вредные. Полезные разложила по коробкам в соответствии с возрастом и интересами сына, вторые убрала совсем, чтобы пока просто не мешали.

Оставила в доступе Артёма пять полезных игрушек, заказала для них удобный стеллаж. Но так как малышу важнее своевременность, нежели идеальность, то временно сделала стеллаж из коврика-пазла. Только сыну эта новая «игрушка» зашла больше всех — он то и дело норовил эти пазлы разобрать.

Стеллаж для игрушек из коврика-пазла

Вскоре приехали полки из Икеи, игрушки переместились на красивый стеллаж, а коврик снова превратился в коврик.

Икеевский стеллаж для игрушек

Результат. Бардака стало значительно меньше. В связи с тем, что у каждой игрушки теперь имелось своё место, мои требования убирать их после игры на место зазвучали убедительнее и нагляднее. Почти сразу я заметила первые успехи: ребёнок в свои 1 год 3 месяца после игры убирал игрушку на место.

Уголок для чтения

С книгами у нас не складывалось долгое время — Артём их просто бросал, рвал, отказывался смотреть и слушать. Чтобы это исправить, я решила действовать строго по инструкции экспертов:

  1. Организовала уютное местечко и поставила книги так, чтобы их было удобно брать. Заметив, как Тёма любит посидеть в диванных подушках, сделала читальный уголок на диване. Над диваном у нас уже висели полки для фото. Сами фоторамки от пристального изучения изрядно пострадали, их пришлось спрятать, а полки пустовали; на них я и поставила новые книги. Позже в читальный уголок поставила уютное кресло, которое нравится сыну ещё больше.
  2. Купила актуальные книги для нашего возраста.
  3. Провела сыну презентацию: как брать книгу, смотреть и ставить на место.

Уголок для чтения ребёнка

Ребёнок читает в кресле

Потом оказалось, что сыну неудобно доставать книги, и я снова внесла изменения.

уголок с книгами

Результат. Каким было моё удивление, когда я увидела своего ребёнка, сидящего с книгой и что-то бормочущего, типа «ко-ко-ко». Он долго и внимательно рассматривал картинки, переворачивал страницы. А затем поставил книгу на полку и взял другую.

Разумеется, не все нововведения ребёнок с радостью принимает. Например, в какой-то момент Артём перестал ставить книги на место, а скидывал их за кресло. Я по сто раз повторяла одно и то же, что книги мы не бросаем, а ставим на полку. Предлагала или просила сына убрать на место или сама ставила, но обязательно проговаривала и показывала, что я поставила книгу на полку. В результате всё наладилось.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Наборы для творчества

Из предложенных на курсе творческих занятий я выбрала лепку. Ранее я предлагала сыну тесто для лепки, но он пытался его есть и бросать. После просмотра уроков я снова предложила этот вид творчества, но уже более организованно. Действовала по тому же плану, что и с книгами: подготовила сет для лепки, рассказала правила, провела презентацию.

Набор для лепки

Сначала Тёма то и дело пытался нарушить правила — катать тесто вне коврика, бросать его на пол, пробовать на зуб или вообще убегал с шариками теста в комнату. Я спокойно и уверенно возвращала малыша в границы — если ты закончил с лепкой, мы убираем материал и после идём заниматься другими делами. Освоение остальных творческих занятий оставила на более позднее время.

Результат. Материалы стояли на столе для творчества, Артём мог самостоятельно сесть за стол и позаниматься лепкой в любое время. Пару раз я наблюдала картину — сын садился за стол, брал поднос с материалами для лепки, стелил коврик, а затем просил открыть баночки с тестом и сидел, разрывая его на мелкие кусочки. Оказалось, что мой неугомоныш может быть очень увлечённым и сосредоточенным, если нашёл занятие по своим силам и интересам.

Место для сна

С рождения у нас совместный сон с Артёмом. Так как мы жили и живём вдвоём, то это было оптимально для нас обоих, пока он не стал спать поперёк кровати. Я понимала, что ребёнку уже нужно своё место для сна, но не было возможности поменять сразу всю мебель в нашей однушке.

У меня была очень высокая кровать с защитными барьерами, мы её продали буквально неделю назад и спим пока на диване. Теперь Артём имеет возможность самостоятельно забраться на диван и так же слезть, мне стало спокойнее за его здоровье.

Диван, на котором мы спим

А это новая кровать Артёма, которую мы приобрели буквально вчера. Сын ещё не спал на ней, но она тоже доступна для изучения и привыкания.

Детская кровать

Мы всё ещё на ГВ. Процесс завершения ГВ и переход к самостоятельному сну — это дело не одной-двух недель, хочется минимизировать стресс для нас обоих. Пока мы спим на диване, но в ближайших планах — разделение наших зон сна.

Зато у нас есть свой ритуал для отхода ко сну:

  • мы с сыном немного убираем игрушки и посуду;
  • затем купаемся, чистим нос, уши, надеваем пижаму;
  • включаем ночник, садимся в кресло для ГВ;
  • затем читаем книжку про трёх котят;
  • потом идём на диван, обнимаемся и засыпаем.

Уход за собой

Повесила небольшие зеркала на уровне ребёнка в прихожей и на комоде, поставила стульчики. В прихожей добавила крючки для верхней одежды на уровне детского роста, обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы.

Прихожая для ребёнка

А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны.

Шкаф для детской одежды

Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире. Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет туда же, куда ходят взрослые.

Место для детского горшка в ванной

До обучения и при просмотре уроков про приучение к горшку я не была морально готова к лужам на полу, диване и других поверхностях. Оттягивала этот этап, оправдывая маленьким возрастом сына, отсутствием достаточного количества трусов. Нужно отметить, что эксперты не настаивают на внедрении чего-то в жизнь, если маме это не подходит, не откликается совсем. И я, организовав пространство, осознанно не спешила заниматься приучением к горшку. Даже написала это в домашнем задании. В ответ я получила такой подробный, но ненавязчивый комментарий эксперта, что в ту же минуту заказала несколько комплектов трусов для Артёма в интернет-магазине.

И на следующий день мы начали — сняли подгузник и стали получать обратную связь от среды в виде мокрых трусиков, луж на полу, переодеваний, подмываний. Это оказалось не так ужасно, как я представляла, и даже были удачные попытки без луж. Правда, сын растерзал лоток с салфетками и туалетной бумагой, поэтому временно убрала из доступа, предложу позже.

Также убрала лишние предметы с бортика раковины, добавила небольшое зеркало на уровне ребёнка.

Уголок для умывания ребёнка

Ребёнок сам чистит зубы Тёма старается сам чистить зубы, и с каждым днём у него получается всё лучше

Кухня и домашние дела

В течение двух недель мы обустраивали кухню для своих малышей и привлекали их к домашним делам. Я не успела сделать многое: ребёнку только 1 год 3 месяца, и не все занятия ему пока по силам; плюс мы были у бабушки некоторое время. Но кое-что изменилось.

Ещё до обучения на курсе у Артёма было два места для приёма пищи: за общим столом и свой маленький стол со стульчиком. Во время общих трапез Тёма сидит за большим столом, а во время перекусов — за своим маленьким. Уже на два завтрака сделал себе гречку с молоком: ставлю ему тарелку с кашей и чашку с молоком, Тёма выливает молоко в тарелку и перемешивает.

Ребёнок ест сам в 1 год 3 месяца

В процессе обучения на этот же столик поставила сет с водой: на подносе стоят кувшин с водой, стакан, губка для вытирания пролитой воды.

Набор для питья

Пока Артём может просто выпить воду из кувшина, минуя процесс наливания в стакан, или же переливать воду из кувшина в стакан и обратно, потом разлить её на подносе и плескаться в ней руками, поставить стакан в кувшин, как матрёшку. Я спокойно и уверенно и возвращаю его к верному порядку.

Ох, уж эта волшебная вода. Немного забегая вперёд, отмечу, что некоторые хозяйственные дела нам не удались именно по причине того, что интерес к воде пока перекрывает все остальные. Поэтому в ванной у нас стоит башня помощника, на которую Артём то и дело взбирается, открывает воду и что-то моет, переливает, чистит зубы. Но есть уговор — воду лить только в раковину. Заигравшись, сын может налить луж вокруг, тогда мы закругляемся, вместе вытираем мокрый пол и уходим из ванной.

Помимо мест для приёма пищи, организовала Артёму полки в стеллажей и разместила на них его посуду. Сначала он её изучал в своей манере — стащил всё с подноса, разложил на полу, потом постучал, отнёс в комнату. Я объяснила, что это его посуда, из которой он будет кушать. Специально при нём брала тарелки с полок и накладывала в них еду.

Полка для посуды сына

Уже на следующий день попросила отнести тарелку на поднос, сын взял и отнёс. На стол пока накрываю я, но Тёма всё видит, обязательно рассказываю ему, что делаю, где беру. Грязную посуду он отодвигает в сторону, чтобы я её убрала. Это тоже прогресс — ещё месяц назад посуда летела со стола, если сын уже наелся.

Совместную готовку мы ещё мало освоили, но кое-что уже попробовали: Артём мыл перчики для фаршировки и смазывал пирожки яйцом перед запеканием.

Сын моет перчики в раковине

Одним из домашних заданий я выбрала аранжировку цветов, ведь у бабушки такие красивые розы, астры, ромашки в палисаднике.  Подготовила сет: кувшин, вазы, поднос, срезала самые красивые цветы, удалила все шипы с роз.

Набор для аранжировки

Пригласила Артёма. Он сначала пытался выпить воду из кувшина, затем просто разлил воду на поднос, поплескался в ней руками, покрутил цветок, замахнулся вазой (я поймала) и убежал по своим делам. Раньше мне было бы жаль потраченных усилий, сейчас же я просто поняла, что не вовремя предложила занятие и просто повторю его позже. У меня уже заготовлены сеты для мытья стёкол и ухода за цветком, в ближайшее время попробуем. Уверена, они ему понравятся на пике интереса к воде.

Также у Артёма есть свой инвентарь для уборки, но он ему интересен только если и я пользуюсь. Поэтому мы убираем мусор вместе его веником и совком — сначала я подметаю и собираю, потом пробует Артём. Мусор из совка выбрасывает сын (кстати, это непросто), а в качестве приятного бонуса он может протереть тряпочкой пол.

Детские инструменты для уборки

Взаимоотношения с ребёнком

Отдельный блок курса был про взаимоотношения с ребёнком. Там мы под руководством эксперта учились выстраивать границы со своими малышами, правильно реагировать на истерики и непослушание, строить доверительные отношения и восстанавливать свой родительский ресурс. Вроде бы я всё это знала и раньше (образование обязывает), но сейчас информация попала сразу куда надо.

Я заметила, что дети действительно очень любят правила и с удовольствием им следуют. Перестала бояться запрещать Тёме то, что не только опасно для его жизни, но и нарушает принятый в нашем доме порядок. Узнала, что слово «нельзя» специалисты рекомендуют приберечь для особых опасных случаев. А для других ситуаций можно использовать «не разрешаю», «мы так не делаем» и т. п. А если малыш настойчиво пытается делать что-то нежелательное для нас, но важное для его развития, создаём ему благоприятные условия. Как говорится, если что-то не удаётся предотвратить, это нужно возглавить.

У моего ребёнка в 1 год 3 месяца истерик ещё не было, но он уже проявляет недовольство и пытается отстаивать своё мнение. Теперь я вооружена знаниями и практическими приёмами, чтобы конструктивно среагировать при случае.

Ещё затронула тема «зрителей» во время истерики, для меня сложно не реагировать. Но я стараюсь уже сейчас отключать свою голову от мыслей «а что люди скажут». Это пока только касается того, что ребёнок громко интересуется всем, что видит вокруг — он показывает пальцем и громко произносит «ааа», «ууу» в автобусе, магазине, на улице.

А сегодня буквально была ситуация, когда он упал на улице и разбил губу, разумеется, сильно плакал. Неподалёку стоявшая бабушка с коляской что-то приговаривала в нашу сторону. Даже не знаю, что она говорила, но меня это ужасно раздражало. Даже в ситуации стресса я вспомнила слова эксперта о том, что надо отключиться от посторонних людей. Поэтому отвернулась и тут же забыла о ней. Вместо этого предприняла действия — пошли с сыном в аптеку, купили средства для обработки раны, водичку. Ребёнок посидел на стуле, попил воды (про неё тоже вспомнила из урока), переключился на покупателей в аптеке и полки с лекарствами. Уже успокоенные, мы вышли на улицу и продолжили свой путь.

Столько всего заметила, что нужно откорректировать. Например, эти двойные послания с именем — это просто бич нашей семьи. Я всю жизнь пытаюсь разгадать, на что обиделась мама, почему со мной не разговаривает, что я могу сделать, чтобы избежать этого навсегда. Ох, надо срочно исправляться ради ребёнка и себя.

Ниже хочу поделиться рекомендациями эксперта курса — психолога Елены Снарской. Они помогли мне продолжать действовать в интересах сына, но с заботой о себе.

Как сохранить себя в ресурсе во время изменений

Вы осознаёте проблему, у вас есть желание пойти другим путём и есть понимание того, в каком направлении двигаться. Теперь единственное, что вам нужно — это соблюдение техники безопасности и экологичное, бережное отношение к себе во время пути.

  1. Делайте маленькие шаги, дробите задачу на части и тренируйте что-то одно за один присест.
  2. Выбирайте ресурсное для себя время дня для тренировок.
  3. Тренируйте новый навык не более 15–20 минут за раз, даже если кажется, что «я ещё ого-го!». Этого достаточно, чтобы мозг начал нарабатывать новые связи, но не переутомился до такой степени, чтобы отлынивать.
  4. Научитесь себя останавливать и отключать контроль через 15–20 минут.
  5. Спокойно воспринимайте свои ляпы, которые будут вылетать во время тренировок и, тем более, за рамками тренировок. В этом деле замечать свои ляпы — это и есть прогресс. Только во время тренировок вы даёте задание мозгу переформулировать, а вне тренировок я этого делать не рекомендую — мозг мы напрягаем по расписанию. Вне тренировок действуем более привычным способом, отдыхаем. Тренировок вполне достаточно, чтобы процесс пошёл.
  6. Настройтесь на месяц-другой ежедневной работы.
  7. Делайте не более трёх подходов за день.
  8. Идите в своём темпе, ориентируйтесь на своё самочувствие: в какой-то день вашего ресурса хватит на один заход, в другой — на три. Если будет хотеться пойти на четвёртый, то см. пункт 7.
  9. Замечайте свои малейшие успехи и достижения, ставьте их вперёд критики. То, что пока не удаётся, это зона ближайшего развития и тема для ближайших тренировок, а никак не повод впадать в уныние или самоуничижение (они-то как раз не полезны и работают против нас и поставленной задачи). Нам полезно себя хвалить — направляем усилия мозга на поиски того, за что можно похвалить.

И помните, что овладение новыми навыками требует времени и повторений. Будьте бережны, терпеливы и милосердны к себе, принимайте свою человеческую природу и её ограничения. Мы не боги и не волшебники, чтобы измениться в одно мгновение. Мы изменимся, но постепенно.

Результаты к концу курса

Я очень люблю сына, но не очень люблю всю эту детскую историю с игрушками, песенками, стишками и прибаутками, но с детьми надо заниматься. Так меня угнетало это «надо», что придумывала себе кучу дел, а ребёнку позволяла по максимуму — выставлять границы в таких условиях было сложно. Не понимала, где развитие, а где уже беспредел. После курса я знаю, как, почему и чем заниматься с сыном (на несколько лет вперёд), и теперь мне это в удовольствие.

У нас теперь нет бардака в игрушках, появились новые книги, и Артём их не бросает. Трусы и салфетки лежат в доступе, и их назначение не вызывает у сына сомнений. Он сам выбирает одежду, которую наденет (пока из двух вариантов), сам подтягивает трусики, штаны, пытается обуться. Наконец-то у нас спала жара и уже можно начинать тренироваться в надевании куртки. А ещё мы на пути завершения ГВ, и уже после этого начнём переселение Тёмы в собственную кровать.

Так выглядит наш уголок для игр сейчас.

Уголок для игр

Курс — это отправная точка на долгом пути воспитания счастливого и самостоятельного ребёнка, впереди у нас ещё много совместных открытий. Ведь Монтессори-жизнь — это не просто единожды организовать среду и ждать, что ребёнок будет самостоятельным и при этом сразу впишется в правила дома. Это большая совместная работа, иногда очень непростая. Но когда сын, едва проснувшись, замечает на столе неубранные после вечернего чтения книжки и спешит поставить их на полку, я понимаю, что все мои труды не напрасны.

Виктория Бутова, выпускница нашего онлайн-курса
«Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Рекомендуемые статьи

Как развивать ребёнка в 2 года дома: история Елены и Дани
Как развивать ребёнка в 2 года дома: история Елены и Дани
Меня зовут Лена, мне 29 лет, а моему сыночку Данилу почти два года. Живём мы на побережье Балтийского моря в городе...
10 советов, которые помогут научить детей чистить зубы
10 советов, которые помогут научить детей чистить зубы
Родители хотят замотивировать ребёнка чистить зубы в двух случаях: Планируют научить гигиенической процедуре м...
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Что и как читать ребёнку до 3 лет: примеры книг и демонстрации
Книги играют важную роль в жизни малыша: он ещё не читает сам, но с ними познаёт окружающий мир и знакомится с перв...
Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть
Игрушки с 1 до 3 лет: как выбрать те, с которыми ребёнок будет играть
Рассказываем, как правильно выбрать игрушки и выясняем причины, по которым ребёнок может не играть с игрушкой. [...
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка
Что такое сензитивные периоды развития ребёнка
Зная про сензитивные периоды, любой родитель сумеет создать благоприятные условия для развития своего малыша. Это з...

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анастасия

Очень интересные статьи,читаю все взахлеб,пока малой спать и хочу скорее все советы начать применять на практике

24 Ноября 2020 Ответить
×
Поделиться