Влияние частых переездов на развитие в раннем детстве

Влияние частых переездов на развитие в раннем детстве

Детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова делится рекомендациями, как свести к минимуму стресс от переездов в раннем детстве. И получить максимум выгоды для развития.

В раннем возрасте дети сильно зависимы от порядка, но не могут организовать его сами. Они новички в этом мире, и первое, в чём пытаются разобраться — как и что здесь устроено, как всё вокруг них происходит. Порядок помогает освоиться: «Я нахожу игрушку в том же месте, что и вчера. Мы обедаем в то же время, что всегда».

Чем более логичен мир вокруг и чем больше рутинных распорядков, тем легче ребёнку уловить взаимосвязи, которые его окружают. Именно поэтому мы говорим, что полезно организовывать пространство так, чтобы у каждой вещи было своё место. По тем же причинам важно, чтобы родители были последовательны в своих реакциях, требованиях.

Любая смена обстановки — это изменение привычного порядка. В этом смысле переезд или путешествие — стресс для ребёнка. С другой стороны, человек создаёт себя из опыта, который с ним происходит. Поэтому разнообразие опыта тоже важно.

То есть слишком много разнообразных впечатлений — это плохо, так как теряется логика и последовательность. У малыша ещё слишком мало ресурсов, чтобы воспользоваться полученным опытом, упорядочить всё в голове. Но слишком мало опыта — тоже плохо, потому что не из чего себя строить. В переездах как раз заложен этот полезный потенциал разнообразия.

Как взять максимум пользы от переездов для развития ребёнка

Куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя, поэтому будешь сталкиваться с теми же ситуациями, которые привлекаешь. Это справедливо и в хорошем смысле, если при частых переездах сохранить максимум привычного в жизни ребёнка.

Вот как это можно сделать.

Соблюдайте распорядок дня ребёнка на новом месте. Если до переезда малыш просыпался в 8 утра, завтракал и шёл на прогулку, постарайтесь сохранить эту последовательность.

Чтобы помочь двигаться по распорядку дня и ориентироваться в нём, создайте внешние маркеры. Это даст ребёнку опорные точки и стабильность в меняющемся мире.

Такими маркерами могут быть:

  • Новое пространство вокруг ребёнка максимально похоже на старое: малыш окружён теми вещами, с которыми он часто взаимодействовал в старом доме. Важно расположить их на новом месте в том же порядке, в каком они были на старом.
  • Малыш имеет доступ к любимым вещам: игрушке, книге, тарелке или одеялку.
  • Сохранены «нематериальные» традиции: скороговорки, припевочки, колыбельные, игры, ритуалы.

Например, чтобы малыш лучше спал в новом доме, мы можем создать спальное место, которое будет похоже на старое. Поставить детскую кроватку рядом с родительской, а на тумбочку — лампу, если они так располагались до переезда. Петь те же колыбельные, которые пели перед сном на прежнем месте. По ним ребёнок снова поймёт, что нужно укладываться спать. Дать ему любимую подушку и укрыть любимым одеяльцем.

Эти принципы работают и в случае с короткими путешествиями. Конечно, мы не берём в поездку на отдых свою любимую полку с игрушками или кроватку. Но можем иметь корзинку, в которой лежат вещи ребёнка, любимую тарелку, постельное бельё, игрушку.

Чем и как занять малыша в дороге, чтобы ему было не до истерик — в нашем мини-курсе «Поездка без истерик»

Придерживайтесь принципа «одно крупное впечатление в день». Первые дни сам переезд оказывает сильное впечатление на малышей. Поэтому не надо скорее бежать и рассматривать зоопарки, парки и новые места в городе.

Сначала стоит последовательно познакомиться с новым пространством и освоить его вместе с ребёнком в его темпе, чтобы не только вы показывали, но и малыш — осматривал. В мире маленьких детей «смотреть» означает не только разглядывать, но и вертеть в руках или трогать, пробовать на зуб, бегать между, слушать, как это называется и т. д. Когда он сам освоится, можно запланировать первое мероприятие.

Участие малыша помогает ему примириться с переменами.

Алгоритм действий может быть такой:

  1. Продумываете, что вы хотите изменить и как.
  2. Создаёте максимально старый и привычный для ребёнка вариант.
  3. Сообразно возрасту советуетесь с ним и обсуждаете изменения в комнате, предлагаете варианты.
  4. Вместе вносите изменения. Понятно, что стены красить с ребёнком вы вряд ли будете (хотя он может с интересом участвовать в ремонте). Но он может подать винтик во время сборки кровати или принести маленький пакет.

Такой алгоритм может немного замедлить взрослого, но даст ребёнку ощущение причастности к переменам. И тогда они будут для него более комфортны.

Участие в освоении нового пространства увеличивает ощущение контроля и уменьшает стресс от перемен:

«Я участвую в переменах, я — хозяин своей судьбы, и переезд — не такой сильный стресс для меня. А если со мной что-то происходит, со мной что-то делают, что я не понимаю, то это совершенно другая ситуация. В ней я сталкиваюсь с миром в этой его чудовищной непредсказуемости. Это страшно, даже когда ничего плохого не происходит. Просто много неожиданного, которого я не понимаю и не контролирую. Особенно если я очень маленький и плохо могу справляться с такими ситуациями».

Любые переезды и изменения распорядка, если они запланированы и относительно систематичны, позволяют уменьшить стресс и принести пользу для развития. Вы можете продумать заранее, как помочь ребёнку справиться. Тогда это будет стрессом в хорошем смысле, а не разрушающим стрессом, который тормозит развитие.

Анна Федосова — Монтессори-педагог АМИ, психолог, эксперт наших курсов

Фото Николь Кавано

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Посмотреть курсы
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Поделиться