•  

    Книга о развитии до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Ребёнок 2 года развивается

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • 150 занятий для детей

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Природные материалы в Монтессори-педагогике

Природные материалы в Монтессори-педагогике

Осень – идеальное время для похода в лес или парк, чтобы запастись природными материалами. Коробочкой с этими «сокровищами» вы сможете пользоваться весь год. Как именно используют природные материалы в традиционной Монтессори-педагогике и как их можно использовать дома в различных занятиях с детьми, мы расскажем в этой статье.

Варианты занятий с природными материалами

Монтессори-педагогика вообще стремится к экологичности: деревянная мебель, никакой пластмассы в материалах – только дерево, стекло и металл; обучение детей бережному обращению с природой и животными; простая, не стесняющая движений одежда, – основные признаки Монтессори-среды. Поэтому природные материалы широко используются в классах. Эти наиболее экологичные материалы, которые ребёнок может найти и принести в класс или домой самостоятельно, можно широко использовать для игр, творчества и обучения.

В чём же польза взаимодействия с природными материалами:

  • Экологичность, безопасность (нетоксичность) материалов.
  • Развитие различных органов чувств: природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки: шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
  • Развитие фантазии, творческого начала, нестандартного мышления.
  • Ощущение природной гармонии.
  • Познание окружающего мира, его законов, механизмов (происходит развитие исследовательских навыков).
  • Развитие таких качеств, как бережность и забота об окружающем мире (эко-мышление).

Вот некоторые идеи, как вы можете использовать природные материалы в занятиях дома: всевозможные ракушки, камушки, жёлуди, каштаны, листья.

Поиск природных материалов

Поиск может стать самостоятельным развлечением. Дети с удовольствием идут в парк или лес искать жёлуди, собирать коллекцию листьев. В Монтессори-садах часто организуют такие выходы на поиски природных сокровищ.

Коллекционирование природных материалов

Вы можете предложить ребёнку сделать свою коллекцию природных сокровищ. Различные шишки, жёлуди, сухие ягоды можно сложить в специально предназначенную коробочку. Листья можно засушить и составить гербарий. Старшие дети могут подписывать названия растений.

Природный стол

Для этого занятия понадобится только лупа и природные материалы, которые можно рассматривать: раковины, шишки, жёлуди, перья, камни, листья, кусочки коры деревьев и т. д.

Покажите ребёнку, как осматривать предмет с помощью лупы и коротко расскажите о нём. Чтобы сохранить интерес ребёнка, почаще меняйте материалы и предлагайте собирать образцы для рассматривания на прогулке или в путешествии.

Творчество c природными материалами

Этот вид работы особенно широко известен, используется и в традиционной педагогике, и в Монтессори-классах. Это могут быть поделки, лепка, коллажи, рисование на природных материалах или выкладывание узоров.

Поделки. Из желудей, шишек или ракушек. Таких поделок множество, и несложно найти инструкцию, как смастерить их с детками.

Лепка. В лепке тоже можно использовать природные материалы. Малышам можно предложить прикреплять различные материалы к шарикам или лепёшкам из пластилина. Дети постарше могут дополнять свои работы из пластилина деталями из природных материалов. Вы можете попробовать использовать вместо пластилина солёное тесто или пчелиный воск.

Коллажи. Дети очень любят приклеивать сухие листья и цветы к бумаге (можно сделать открытки, коллаж на ватмане) или к окнам. Листья на окно лучше всего приклеивать мылом. Рисунками на бумаге можно дополнить приклеенные цветы или листья.

Рисование на природных материалах. Детям очень полезно применять разнообразные виды творческой деятельности. Поэтому важно показывать разные варианты рисования: например, предлагать рисовать на листьях, камнях, раскрашивать шишки или ракушки.

Выкладывание узоров или мандал. Работать с природными материалами можно прямо на улице, предложив детям выложить большую мандалу из камней, листьев, шишек или ракушек прямо на земле.

Сенсорные коробочки

В традиционной Монтессори-педагогике не используют сенсорные коробки. Однако дети очень любят заниматься с ними, поэтому вы вполне можете дополнять такими коробочками вашу домашнюю среду. Всегда используйте натуральные материалы: песок, крупы и природные материалы, при желании дополненные различными фигурками.

сенсорные коробочки с природными материалами

Упражнения для развития моторики

Дети 2–3 лет очень любят различные виды работ с мелкими предметами. Таким образом, природные материалы становятся лучшим вариантом для развития моторки. Предлагайте перекладывание ложкой, щипцами различных природных материалов (желудей, каштанов, листьев), нанизывание ягод на нитку или составление гирлянд из осенних листьев.

Сортировки

Вариантов таких сортировок может быть множество: по цвету (листьев, камней, цветов), размеру (камней, листьев), весу (камней), форме (шишек, ракушек, камней, листьев, цветов) материалов. Малыши могут отделить шишки от желудей, а старшие дети сортировать камни разной формы с завязанными глазами.

Волшебный мешочек

Ещё одна прекрасная игра для развития тактильного чувства также может проводиться с природными материалами. Сложите по парам в закрытый мешочек жёлуди, каштаны, шишки, орешки. Предложите ребёнку вытащить один предмет, а потом на ощупь подобрать к нему пару.

Занятия в математике

Природные материалы очень удобно использовать для обучения математике (хотя это не является традиционным Монтессори-материалом). Предлагайте ребёнку счёт листьев, желудей, других природных материалов.

Источник фото: i1.wp.com

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *