Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Презентации «Прокалывание отверстия шилом» и «Шитьё по картону»
В зоне практической жизни детям 2,5–6 лет предлагают два интересных упражнения, тесно связанных между собой: «Прокалывание отверстия шилом» и «Шитьё по картону». Вместе они образуют мини-цикл, так как одно занятие создаёт материал для другого.
Оба упражнения легко подготовить дома и показывать детям с 2,5 лет.
Прокалывание отверстия шилом
Занятие преследует две прямые цели, которые имеют большинство УПЖ:
- развитие точечного мышечного контроля;
- формирование контроля и координации движений.
Вам понадобится следующий материал:
- поднос, на котором лежит кусок войлока толщиной 7–10 мм;
- шило с маленьким наконечником (до 1 см);
- кусочки плотной бумаги с линией по центру (лежат на подставке).
Войлок служит защитой для стола, поэтому его толщина должна быть такой, чтобы при прокалывании картона и войлока остриё инструмента не достигло поверхности. Шило понадобится небольшое. Оно отличается от того, что используется в обычной жизни (см. фото). Его можно изготовить самостоятельно, приклеив к карандашу или небольшой палочке гвоздик без шляпки.
Презентация. Пригласите ребёнка: «Сейчас я покажу тебе, как проделывать отверстия шилом в бумаге».
Положите в поднос, где уже лежат войлок и инструмент, две заранее подготовленные полоски картона с линией посередине. Попросите малыша отнести поднос на стол, где вы планируете показать занятие.
Сядьте рядом с дошкольником. Помните, что взрослый всегда садится справа от детей (за исключением случаев, когда малыш — левша).
Достаньте войлок и разместите перед собой так, чтобы малышу было хорошо видно, как вы прокалываете отверстия. Положите полоску плотной бумаги на материал. Все действия важно выполнять медленно, чтобы дошкольник видел и успевал понять, что вы делаете. Помните, что детская скорость восприятия отличается от взрослой.
Правой рукой возьмите шило так, как вы берёте карандаш, левой, придерживая бумагу, начните проделывать в ней отверстия на равном расстоянии друг от друга (примерно в 1 см), строго попадая в начерченную линию. При прокалывании нужно перемещать шило, а картонную заготовку оставлять на месте.
Поднимите картонку на свет и обратите внимание дошкольника на получившиеся дырочки. Покажите, куда отнести бумагу — в материал «Шитьё по картону».
Затем предложите самостоятельно проделать дырочки во второй заготовке. Когда малыш закончит, верните войлок и шило на поднос. Попросите маленького исследователя отнести всё это на место.
Упражнение можно разнообразить, приготовив разноцветные полоски картона, и усложнить, разместив на подносе плотную бумагу, на которой изображены фигуры и формы: круг, квадрат, контуры континентов. Можно дать дополнительное задание — обвести контур континента, а потом пробить по нему дырочки.
В прокалывании есть несколько точек интереса — моментов, которые особенно привлекают детей и стимулируют их выполнять занятие до конца:
- использование самого шила;
- удерживание заданного расстояния между отверстиями;
- попадание инструментом строго на линию.
Важно: перед показом презентации ребёнок должен овладеть работой с ножницами.
Шитьё по картону
Занятие имеет следующие прямые цели:
- уход за средой;
- развитие контроля и координации движений;
- формирование независимости;
- развитие точного мышечного контроля.
Имеется и непрямая цель — подготовить детей к работе с другими упражнениям, например, пришиванием пуговиц.
Для презентации понадобится корзиночка или шкатулка, в которой находятся:
- ножницы;
- подушечка с цыганской иглой;
- коробочка с нитками, разрезанными на кусочки достаточной длины, чтобы выполнить задание; можно использовать разноцветные мулине (2–5 цветов), чтобы у дошкольника был выбор и дополнительная точка интереса;
- две полосками цветного картона с проколотыми на равном расстоянии друг от друга отверстиями на линии.
Рядом с корзинкой должна располагаться подставка, на которой стоят заготовки для упражнения. Они появляются из «Прокалывания шилом».
Помните, что весь материал должен быть подобран в едином стиле и цветовой гамме.
Презентация. Предложите дошкольнику посмотреть презентацию: «Сейчас я тебе покажу, как шить». Возьмите с подставки одну цветную заготовку и поместите её в корзинку, скажите: «Ты можешь взять другую». Обратите внимание, что у малыша должен быть выбор — положите на подставку не меньше 3–4 полосок разного цвета.
Просим ребёнка отнести материал на стол. Садимся вместе с ним.
Достаём из корзинки и раскладываем слева направо в ряд следующие предметы:
- подушечку с иглой;
- коробочку с нитками;
- ножницы.
Выбираем нить и вдеваем её в иголку. Медленно показываем, как завязать узелок. Для наглядности операция выполняется на столе, а не в воздухе, при этом нитку перемещаем по столу. Важно все действия выполнять медленно, останавливаясь после каждого шага, чтобы ребёнок успел зафиксировать, что и как вы делаете.
Не спеша продеваем иголку в первую дырочку на ½ иголки.
Переворачиваем заготовку так, чтобы ребёнок видел, откуда выходит инструмент, аккуратно протягиваем нитку дальше и затем натягиваем её.
Переворачиваем полоску, вставляем иглу во вторую дырочку на ½ длины, снова переворачиваем картонку, натягиваем нить и затем акцентируем внимание дошкольника на получившемся стежке. Так продеваем нить через все дырочки в бумаге.
Аккуратно обрезаем ножницами нитку, вставляем иголку в подушечку и завязываем на конце нити узелок (необязательно). Затем предлагаем малышу самостоятельно повторить презентацию на выбранной им картонке.
Когда он закончит, предложите подписать работу и скажите: «Теперь я покажу тебе, куда ты можешь это отнести». Подготовьте определённое место для хранения получившихся поделок: это может быть вместительный ящик или небольшая шкатулка.
Покажите, как убрать презентацию на место, сложив предметы в той же последовательности, в какой вытаскивали. Попросите малыша вернуть её на полку. Далее подчеркните: «Теперь, когда ты захочешь шить, можешь сам брать этот материал».
В этой работе могут быть следующие точки интереса:
- провести иглу через отверстие;
- вдеть нитку в игольное ушко;
- сделать узелок.
Если малыш не может сделать узелок самостоятельно, то, спустя какое-то время, покажите ему ещё раз эту операцию. Если есть старший ребёнок, то предпочтительнее, чтобы это показал он.
Примерно с трёх лет дети начинают сами продевать нитку в игольное ушко. Если раньше за них это делали вы, то теперь занятие представляет для малышей наибольший интерес. Если дошкольник пока не может вдеть нитку в иголку — помогите ему. Но не спешите с помощью сразу, сначала понаблюдайте. Дайте время выполнить операцию самостоятельно, скорее всего, после определённых усилий у него всё получится. Для взрослого здесь важно терпение и вера в детские возможности!
Упражнение стоит начинать с шитья по прямой линии. Отточив навык на этом варианте, можно усложнить материал, дополнив его заготовками с различными узорами, начиная с простых геометрических фигур.
Готовые полоски можно использовать в качестве закладок для книг. Листы с вышитыми геометрическими фигурами предложите ребёнку собрать в книгу и прошить.
Фото: Монтессори-школа «Алиса»
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов