
Зачем ребёнку упражнения практической жизни
Родители и начинающие Монтессори-педагоги часто недооценивают роль упражнений практической жизни (УПЖ), уделяя больше внимания материалам из зоны языка и математики, ориентируясь на механическое обучение счёту, чтению и письму. Тем самым они идут по пути традиционного подхода в обучении и развитии детей, который опирается на формальные показатели. Такие взрослые берут заинтересовавшие их Монтессори-материалы из языка и математики, стремясь сразу учить с детьми буквы и цифры. Это одно из серьёзных заблуждений.
Монтессори-метод опирается на психофизиологические законы развития, указывая на то, что счёт, чтение и письмо — не механические навыки, а сложные процессы, в основе которых лежат глубокие нейронные механизмы — формирование уровня зрелости коры больших полушарий мозга. Мы не можем насильно ускорить созревание нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, например, давая малышу работать в зоне УПЖ.
Что же дают упражнения практической жизни детям? Почему именно с них начинается работа в Монтессори-классе?
Адаптация
Упражнения практической жизни по Монтессори помогают дошкольнику адаптироваться к среде и подготавливают его к реальной жизни в обществе. Это делает малыша независимым и даёт ему чувство собственной значимости.
Презентации в зоне УПЖ подобраны и составлены таким образом, что они помогают детям быстро адаптироваться не только в Монтессори-среде, но и в социуме. С этой задачей не сможет справиться ни одна из оставшихся зон Монтессори-среды 3–6. Дошкольник начинает знакомство с Монтессори-классом с привычных ему вещей и видов деятельности, которые он потом легко может делать дома сам, например, сметать пыль со стола, подметать пол, вытирать пролитое.
Социализация
Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.
Многие материалы в зоне УПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например, есть упражнение «Пришивание пуговицы», за ним идёт «Отпарывание пуговицы» (это так называемый мини-цикл). Недавно в одном из наших классов мы наблюдали такую картину. Мальчику нравилось отпарывать пуговицы, но очень не нравилось их пришивать. Тогда он договорился с девочкой-одногруппницей, что она будет пришивать, а он отпарывать.
Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка
В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.
Для выкладывания красных штанг требуется определённый уровень развития глазомера и координации глаз-рука, которые тренируется, например, при переливании. Занимаясь с квадратными и кубическими цепочками, малыш должен аккуратно положить стрелки с цифрами к каждой бусине. Размер стрелок небольшой, что требует тонкой работы пальцев, а также готовности к длительному занятию с материалом. Иногда малыш выполняет упражнение весь рабочий цикл (3 часа), иногда — нескольких дней. Такой уровень концентрации возникает первоначально в УПЖ с длинным и сложным алгоритмом: стирке, мытье стола, аранжировке цветов.
Тренировка концентрации
УПЖ быстро увлекают дошкольника, постепенно подводя его к состоянию концентрации, без которого работа с более сложным материалом в остальных зонах невозможна.
Одним из признаков высокого уровня концентрации является многократное повторение одних и тех же действий в соответствии с целями занятия. Следующий признак — глубокое погружение малыша в выполнение упражнения, при этом дошкольник не реагирует на то, что происходит вокруг. Мария Монтессори считала, что в процессе концентрации объединяются умственная и физическая энергии, формируя личность ребёнка.
В результате концентрации у детей возникает позитивное эмоциональное состояние. Она ведёт их к нормализации. Неслучайно АМИ-тренеры рекомендуют Монтессори-педагогам давать малышам, которые впервые пришли в класс, поработать в практической жизни не менее двух недель, и только после этого предлагать материалы из сенсорики, языка и математики. По этой же причине зона практической жизни всегда располагается первой — у входа в класс: с неё малыш начинает работу и знакомство со средой Монтессори.
Алгоритмизация
Работа с упражнениями практической жизни алгоритмизирует деятельность детей, закладывая основы математического мышления. Когда педагог показывает презентацию, он всегда совершает действия в определённой последовательности. Например, переливая воду из кувшина в стакан, взрослый сначала:
- принесёт поднос с материалами на стол;
- расстелет протектор;
- выставит на него кувшин и стакан;
- принесёт воду из главного кувшина;
- нальёт её в кувшин для презентации;
- потом вернёт главный кувшин на место и так далее.
В самой простой презентации уже имеется довольно длинный список последовательных шагов. Навыки выполнения действий таким образом потом пригодятся при работе с математическим материалом.
Алгоритмы УПЖ выстроены от простого к сложному, что помогает детям прийти к выполнению трудной интеллектуальной деятельности постепенно и плавно.
Свобода выбора и формирование воли
Возможность разумного выбора, представленная в зоне практической жизни, развивает волю. Внешним проявлением воли является свобода выбора и контроль за своими движениями. Если дошкольник обладает двумя этими свойствами, то можно говорить о развитии у него воли.
Другой показатель — настойчивость, которая формируется при выполнении занятий из УПЖ. Например, на начальном этапе шитья по картону малыш не всегда попадает иголкой в отверстия, но, каждый раз напрягая мышцы, чтобы управлять рукой с иглой, дошкольник добивается позитивного результата — движения становятся точными, а нитка на картон ложится красивыми ровными стежками.
Развитие чувства порядка
Практическая жизнь — это стимул формирования чувства порядка, реализующийся
- за счёт присутствия последовательности шагов в презентациях,
- наличия правила возвращать материал на место чистым,
- ограничения предметов по количеству.
Переключение внимания
УПЖ работает весь учебный год, в каждый период выполняя различные функции для разных детей. На начальном этапе они помогают малышу «войти» в среду, адаптироваться, позже служат средством расслабления и переключения внимания, помогая отдохнуть от сложной интеллектуальной деятельности, подключив простую мышечную работу.
Например, около 2 часов ребёнок 4,5 лет решает задачи на математическом материале «Марки». Через некоторое время у него возникает перегрузка, что проявляется в усталости и падении интереса к работе. Многие дети в этот момент интуитивно прекращают деятельность в зоне математики и переходят в УПЖ, например, взяв мытьё стола. Если малыш не может сделать этого сам, то педагог предлагает ему подобный материал.
Снятие агрессии и напряжения
Дети могут приходить в класс перевозбуждёнными или агрессивно настроенными. Помочь им «выпустить пар» и расслабиться, прийти к состоянию умиротворения опять-таки помогут упражнения практической жизни.
Подготовка к работе в других зонах
Мария Монтессори считала, что практическая деятельность — это внешний стимул для учебного процесса. Она обеспечивает мотивацию и побуждает детей организовать свои движения. Без соответствующего опыта работы в зоне УПЖ успешная деятельность дошкольника в других зонах невозможна. Например, в прокалывании шилом трёхлетка готовит руку к тому, чтобы позже правильно держать письменные принадлежности, а в занятии стиркой участвуют крупные мышцы спины и рук, от которых также зависит успешная общая моторная деятельность.
Подводя итоги, можно выделить следующие цели, которые преследуют упражнения практической жизни:
- Адаптация к окружающей среде.
- Тренировка контроля и координации движений.
- Развитие воли, независимости, адекватной самооценки и концентрации.
- Формирование логического мышления.
- Достижение нормализации.
Фото: Монтессори-школа «Алиса»
Фотограф: Ольга Кардашова
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Квиз о бережном воспитании
В чат-боте Телеграма разбираем сложные ситуации воспитания ребёнка и дарим полезные подарки за успешное прохождение квиза
Пройти квиз
Комментарии (2)
Марина
Интересуюсь системой Монтессори
28 Октября 2019Редакция
Марина, надеемся, что на нашем сайте вы найдёте полезную информацию
28 Октября 2019