Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Что такое эмоциональный интеллект ребёнка и как его развивать
Не бывает плохих и хороших эмоций. Каждая из них говорит нам о чём-то, предупреждает, даёт подсказку, ключ к себе. Умение понимать себя помогает принимать решения даже в эмоционально сложных ситуациях. Так мы учимся управлять своей жизнью, отталкиваться от трезвых доводов, а не спонтанных состояний.
Рассмотрим пример из жизни взрослого человека. Бухгалтер Катя идёт на важное совещание. При этом понимает, что её начальник склонен строго оценивать работу других и высказываться в резкой форме.
Перед встречей она, конечно же, нервничает. Всё валится из рук, и это заставляет злиться на начальника (за то, что он такой вредный). На встрече она чувствует себя скованно, говорит несвязно, боится предложить свои идеи и поэтому кажется безынициативной. Ею полностью управляют эмоции: злость, страх, обида. Разговор с начальником становится для Кати пыткой и не приводит хоть к каким-то улучшениям в её работе и результатах.
Если бы Катя проанализировала ситуацию перед совещанием, а не поддалась эмоциям, это помогло ей разговаривать с начальником совсем иначе. Ведь злость и агрессию можно направить на то, чтобы выразить свою позицию однозначно — честно сказать о проблемах и перевести разговор в конструктивное русло. Т. е. вынести негативные эмоции вперёд и использовать в полезных целях, а не глушить в себе.
Так Катя поняла бы, что начальник злится и тоже нервничает, потому что хочет видеть результат — а не просто выплёскивает негатив ради развлечения. Подумав об этом, она смогла бы обосновать своё мнение о рабочем процессе и, возможно, получить поддержку в реализации новых идей, а не очередную порцию «мотивирующей критики». Обеим сторонам такой разговор пошёл бы на пользу. Умение понять, как вести себя в напряжённых ситуациях, чтобы эмоции не помешали добиться цели — и есть проявление ЭИ.
Понимая, что мы чувствуем и почему, умея это выразить, мы можем управлять своими — не раздражаться на окружающих, считая их «повинными» в своих эмоциях, знать, как привести себя в эмоциональный порядок, и быть в состоянии помогать другим.
Если мы хорошо понимаем себя, мы понимаем и других. А если понимаем других, нам легче с ними взаимодействовать: находить общий язык, помогать им, когда это требуется, просить о помощи и отказываться от ненужной, ставить совместные цели и добиваться их. Выходить из конфликтных ситуаций достойно и в целом спокойно их воспринимать.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это то, что помогает нам понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Это ключ к осознанности, контакту с собой, пониманию себя и умению собой управлять. Способность к эмпатии, умение не нарушать личные границы других людей и не позволять им нарушать свои.
ЭИ мы развиваем всю жизнь: он не даётся человеку с рождения раз и навсегда. Его развитие — это путь длиною в жизнь. Если мы учимся прислушиваться к себе и понимать причины своих состояний, если мы ставим себя на место других людей, чтобы лучше понимать причины их поведения и действий, это благотворно сказывается на всех сферах жизни.
Первый человек, который знакомит нас с миром человеческих эмоций — это мама. Мы смотрим на её улыбку, её лицо. Испачкали пелёнки и закричали — мама пришла. Играем с мамой в «ку-ку» — нам весело, мы смеёмся. И она смеётся.
Мимика мамы становится откликом на действия малыша. С этих моментов мы начинаем жить в поле человеческого
Именно родители вносят первый и существенный вклад в развитие ЭИ ребёнка: учат принимать и проживать различные эмоции, различать их, называть и выражать, а также понимать то, что происходит с другими людьми.
Как развивать эмоциональный интеллект ребёнка
Чтобы помочь ребёнку научиться понимать себя и других, чаще называйте ему его эмоции («вижу, ты рад, что мы порисовали вместе», «ты грустишь, потому что деревянная башня развалилась» и т. д.). Сначала выбирайте диаметрально противоположные состояния (грусть — радость), а позже, когда ребёнок научится различать их, переходите к более тонким, промежуточным состояниям (грусть — разочарование — сожаление; радость — восторг — удовольствие).
Говорите ему и о своих эмоциях («я рада, что тебе понравилось играть вместе», «я злюсь, когда игрушки разбросаны по комнате»). Это поможет малышу со временем научиться понимать не только себя, но и других, научиться определять, какие детали, мимика говорят об определённой эмоции. Ребёнку важно знать, что каждое из его состояний имеет название. Что мама и папа тоже это испытывают.
Важно растить ребёнка в принятии, что любая эмоция нормальна. Что не только он, но и все её испытывают при определённых обстоятельствах, и в этом нет ничего плохого. Для этого принимаем, не осуждаем и называем не только его чувства, но и свои. А именно — то, что чувствуем мы сами и почему мы это чувствуем.
— Я расстроена, потому что пролила воду на любимую книгу.
— Мне очень весело и радостно, когда я слышу твой заливистый смех.
Рассказывайте ребёнку об окружающих, о том, что происходит с ними, что они чувствуют и почему. Например, на детских площадках, когда мамы забирают детей домой, те часто начинают плакать от огорчения, а мамы частенько теряют равновесие — раздражаются, злятся, ругают детей. Эти эмоциональные сцены привлекают внимание, задевают за живое — обычно дети внимательно наблюдают за такими сценами, силясь понять происходящее.
Мы, взрослые, часто оценочно относимся к подобным ситуациям, занимая ту или иную сторону, идентифицируясь либо с «несчастным» ребёнком, либо с «несчастной» мамой. Однако для нам самих и нашего ребёнка будет гораздо полезней описать происходящее безоценочно. Если вы видите, что ваш малыш привлечён непонятным ему событием, прокомментируйте, объясните ему происходящее: «Смотри, мама того малыша сердится и потому кричит — она хочет увести его домой, потому что им пора обедать. А малыш не хочет идти домой и плачет, потому что ему хочется остаться поиграть ещё».
Простое безоценочное объяснение эмоций и причин поступков других людей для своего ребёнка — отличное упражнение для развития ЭИ.
Играйте с карточками на распознавание эмоций, когда ребёнок будет готов и проявит к ним интерес. Обычно рекомендуют такие занятие начинать после 4 лет. Но обязательно сначала попробуйте поиграть сами с другими взрослыми: это весело, полезно и очень увлекательно. Заодно поймёте, насколько вы сами разбираетесь в оттенках эмоциональных состояний и как лучше презентовать их именно своему малышу. Примеры подходящих материалов: «Большая книга эмоций» Михаила Яснова, «Психологические игры и занятия с детьми» Ю. Б. Гиппенрейтер.
Нам важно самим брать ответственность за свою жизнь на себя и научить этому детей. Многие из нас в критичных ситуациях склонны либо винить других и обстоятельства, либо, наоборот, всю вину брать только на себя. Но обе позиции разрушительны: они не помогают в следующий раз не попасть в аналогичную ситуацию или разобраться в истинных причинах проблемы.
Совершая промах, часто люди склонны обещать себе, что больше никогда не сделают так больше. Однако повторяют нежелательный поступок снова. И снова себя винят, испытывая целую гамму неприятных эмоций. Повторяется паттерн поведения, заложенный во многих из нас с детства: совершил неблаговидный поступок, на тебя возложили вину и наказали — теперь ты виноват. На этом всё. Максимум, что тебе предлагалось, это «подумать над своим поведением», повиниться и принести извинения.
Редко кому из нас взрослые помогали разобраться в своих чувствах и мотивах своих поступков, без осуждения и негативных оценок, без возложения вины. Редко кому помогали осмыслить произошедшее и осознанно выбрать другой, более конструктивный, выход из подобных ситуаций. Ответственность чаще всего подменялась виной.
Правильное решение в таких ситуациях — не винить никого. А начать с того, чтобы разобраться, что послужило причиной поведения и что с этим делать:
— Что побудило меня поступить именно так (какое событие или цепь событий)?
— Что я чувствовал(а) в момент совершения этого действия и почему? А перед этим и после?
— Как я могу позаботиться о своём состоянии так, чтобы больше не попасть в подобные обстоятельства и не позволить им определять мои поступки, мою жизнь?
Эту внутреннюю работу важно научиться делать сначала для себя, и тогда мы сможем помогать нашим детям конструктивно решать непростые жизненные ситуации, научить их нести именно ответственность, а не вину. Начинаем всегда с себя.
Учите этому ребёнка, когда он будет готов (примерно с 4 лет). Понимая свои эмоции, а в последующем — и их причины, он научится подходить к любым сложностям с конструктивной стороны, а не тонуть в негативных эмоциях. Понимать, чего он сам хочет от жизни и не «застаиваться» в разрушительных эмоциональных состояниях. Быть продуктивным и эффективно решать задачи, несмотря на обстоятельства. Проще идти вперёд и адекватно оценивать свои возможности.
Развитый эмоциональный интеллект поможет ребёнку проще идти по жизни и не позволять чувствам определять свои решения
Когда говорим о негативных эмоциях ребёнка, показываем, что любую проблему можно решить, и мы знаем как. Даём посильные задачи, чтобы ребёнок смог с ними справиться и получить положительный опыт разрешения проблем.
— Мы погрустили, поплакали, а теперь давай подумаем, как поступить в следующий раз.
— Ты плачешь, потому что уронил все игрушки с полки? Давай я покажу, как мы можем их убрать. А потом ты присоединишься и мне поможешь.
Читайте с детьми хорошую детскую литературу и обсуждайте книги и их героев. Помните, что умение поставить себя на место другого человека приходит к детям в полном смысле этого слова в районе 6-7 лет, по созревании необходимых для такой интеллектуальной операции структур мозга. Поэтому всегда обсуждайте книги на уровне развития ребёнка, не ожидайте от четырёхлетки сложности и глубины семилетнего ребёнка. Ответы на вопросы «Кто тебе понравился и почему? Как бы ты поступил на месте героя?» будут разными у одного и того же ребёнка на каждом возрастном этапе развития.
Слушайте своих детей, интересуйтесь их мнением, делитесь своими мыслями и чувствами.
Важно учиться отделять свои эмоции от эмоций окружающих. Это помогает не заражаться чужими эмоциями и не поддаваться влиянию извне.
Человек с развитым ЭИ очень хорошо умеет отделять себя от других. Если мы разграничиваем свои эмоции и эмоции окружающих, нам проще не поддаваться влиянию извне и принимать решения, о которых не придётся потом жалеть. Например, суметь не водить ребёнка на сомнительные развивающие занятия, когда все родители вокруг так делают и говорят о том, как это хорошо и необходимо. Помочь себе не раздражаться или злиться или чувствовать вину, когда раздражается кто-то рядом, а позволять другим людям проживать их эмоции так, как они хотят. Не нарушать их границ, но и не давать им нарушать свои.
Почему родителю важно развивать свой эмоциональный интеллект
Имея развитый эмоциональный интеллект, проще развивать его у ребёнка. Таким образом, если вы считаете, что ваш ЭИ для вас недостаточен, можно начать работать над ним в любой момент — это принесёт пользу и вам, и малышу.
В таблице показано, какие признаки могут говорить о высоком и низком ЭИ у взрослого. Важно понимать, что признаки низкого ЭИ есть у каждого из нас. Это не повод разочаровываться в себе, а причина задать для себя новый вектор развития.
Признаки низкого ЭИ |
Признаки высокого ЭИ |
вы постоянно обижаетесь и не умеете прощать других | вы не обижаетесь без действительно серьёзных на то причин |
часто думаете, что вас не так поняли | знаете, как быть услышанным и понятым |
не можете справиться со стрессом | перепады настроения не влияют на ваши планы, не сбивают вас с толку |
не понимаете, что чувствуете и почему | вы понимаете, что с вами происходит и как называется каждое ваше чувство, умеете отличить похожие друг на друга чувства (тревогу от злости или паники, любовь от восхищения и т. д.) |
критикуете других и постоянно спорите | стараетесь понять позицию другого и ведёте конструктивный диалог |
боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому | способны адаптироваться к переменам, не бежите от них |
склонны к чрезмерной самокритике | вы не боитесь признаться себе в неблаговидных чувствах — воспринимаете эмоции как источник информации о себе; не обвиняете себя, а учитесь собой управлять |
не уверены в себе и своих действиях, вините всех вокруг и обстоятельств в своих неудачах | вы берёте ответственность за свою жизнь и, как бы кто ни поступил, отвечаете за свои эмоции; не ищете виноватых |
неспособны находить общий язык с окружающими | стараетесь поставить себя на место другого, прежде чем осуждать его или ругаться |
застреваете в негативных эмоциях, не знаете, как с ними быть, бежите от них, а они не уходят | вы не уходите в непродуктивные эмоции, но и не убегаете от них; используете огорчение и чувство вины как ключ к пониманию себя |
вам сложно понять другого человека, его мимика и жесты никак не помогают вам в этом | вы умеете считывать невербальные знаки, понимать эмоции по мимике |
вы страдаете от ложной мотивации — поступаете так, как все, а потом жалеете | вы принимаете решения сами, не оглядываясь на других и не поддаваясь их влиянию; руководствуетесь своими целями и мотивами |
недооцениваете или переоцениваете себя | трезво оцениваете свои возможности |
часто разочаровываетесь в людях | знаете, чего ожидать от каждого или почти каждого человека и не питаете ложных надежд |
Как родителю развивать свой эмоциональный интеллект
Вот несколько рекомендаций, которые помогут развивать эмоциональный интеллект взрослому.
Поставьте себе 3–5 будильников или всплывающих заметок на каждый день. Пусть они возникают в спонтанное время, и на экране появляется вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?»
Старайтесь отвечать себе на него максимально точно, и со временем вы научитесь различать эмоции лучше. И, понимая причины своих чувств, будете повышать ЭИ и поможете ребёнку учиться тому же.
Чем лучше мы разбираемся в своих эмоциях, тем скорее сможем научить ребёнка понимать себя и других
Записывайте свои эмоциональные состояния в блокнот (дневник эмоций), это поможет исследовать триггеры своих эмоций и научиться управлять ими. Особенно подойдёт это упражнение тем, кто любит писать, делать заметки, имеет вкус к письменному слову.
Медитируйте, займитесь йогой. Это поможет успокоиться и прийти к контакту с собой. Так делали многие психологи, которые изучали тему ЭИ.
Учитесь прислушиваться к себе, не бегите от эмоций, дайте им место и время.
Выработайте личные механизмы помощи себе, которыми будете пользоваться в случае эмоциональных потрясений — они очень индивидуальны.
Спрашивайте себя: почему так происходит? Что я чувствую? Что заставляет меня радоваться или злиться? Что может вернуть покой? Может, нужно подышать свежим воздухом, извиниться, погрустить? Это очень помогает.
Чаще ставьте себя на место другого. Думайте, почему он может вести себя так или иначе, что могло послужить причиной.
В метро или автобусе посмотрите на незнакомого человека и попробуйте распознать, что он чувствует. О чём говорят невербальные знаки, мимика, жесты, поза, взгляд, движения.
Смотря фильм или сериал, анализируйте эмоции героев. Как от или иной человек себя чувствовал при определённых обстоятельствах, почему поступил именно так, а не иначе.
Эмоциональный интеллект не развивается за неделю или месяц — это долгий труд и работа, результат которой не проявляется моментально.
Как развитый эмоциональный интеллект поможет ребёнку в будущем
Многие из нас беспокоятся о будущем своих детей: мир стремительно меняется, каким он будет, когда наши дети вырастут, не знает никто. Тревога толкает нас развивать наших детей в разных направлениях, стараясь «запихнуть» в них как можно больше знаний, умений, навыков. Но, как генералы обычно готовятся к прошедшей войне, так и мы, родители, можем предложить нашим детям стратегии успеха времён наших успехов.
Мы не можем знать наперёд, какие профессии будут востребованы через 20 лет и к чему готовить ребёнка, чтобы не ошибиться. Но мы можем развивать его адаптивность, прививать навыки социализации — и ему будет проще жить в разных обстоятельствах, найти своё место в жизни и близких по духу людей.
Уже сейчас мы видим, что есть растущий тренд на сферу услуг. Это огромная сфера, где человек напрямую общается с другим человеком: от знакомой нам профессии официанта до такой же знакомой профессии педагога или психолога.
…А сколько неведомых профессий ещё появится! И это значит, что развитый эмоциональный интеллект станет для ребёнка прочной опорой, как бы ни сложилась жизнь и где бы они ни оказался.
Наша личность становится инструментом. Развивая личность ребёнка, мы даём ему то, с чем легче будет стать успешным взрослым.
Коротко о главном
- Эмоциональный интеллект — это способность хорошо понимать себя и управлять своими эмоциями, эмпатия, умение не нарушать личные границы других людей и отстаивать свои.
- Развивать эмоциональный интеллект ребёнку нужно, чтобы он мог понимать себя и других, отделять свои эмоции от чужих и не заражаться ими. Принимать решения, руководствуясь собственными умозаключениями и принципами, а не мнением большинства.
- Чтобы способствовать развитию ЭИ у малыша, нужно постепенно знакомить его с эмоциями. Называть его эмоции, свои, эмоции других людей и их причины.
- Родителю важно развивать и свой ЭИ, это поможет стать лучшим наставником для ребёнка. Проделывать работу по развитию ЭИ у себя можно всю жизнь.
- ЭИ — это инструмент, который может помочь человеку стать успешнее, легче адаптироваться к постоянно меняющейся среде и обстоятельствам, выходить из сложных ситуаций победителем. Уметь не идти на поводу у своих временных порывов, а управлять собой и своей жизнью; брать за неё ответственность.
Автор: Елена Снарская, психолог Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, семейный психолог, эксперт наших курсов для родителей
Фото
Редактор: Камила Кленовиц
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов