• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет

Развивающие игры для детей в духе Монтессори

Развивающие игры для детей в духе Монтессори
О развитии своего ребёнка задумывается каждая мама. Чтобы поддерживать познавательный интерес малыша, нужно регулярно предлагать ему разные игры и занятия. Это несложно сделать, когда под рукой есть развивающие игры для детей в виде удобной подборки.



У детей раннего возраста (1-3 года) и детей дошкольного возраста (3-6 лет) особенности и потребности развития немного отличаются. В этой статье мы поделимся с вами небольшой подборкой развивающих занятий и игр в духе Монтессори для детей разного возраста, чтобы вы смогли выбрать подходящие именно вашему малышу и вам.

Развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет

развитие речи

Карточки и предметы. Игры с карточками занимают малышей и способствуют развитию речевых навыков и расширению словарного запаса.

Понадобятся: предметы одной тематической группы (овощи, одежда, модели транспортных средств) и их миниатюрные копии. В идеале размер предметов должен соответствовать их размеру на изображении.

Выкладывайте перед ребёнком карточки и называйте то, что на них изображено. Рядом с карточками или наверх ставьте соответствующие предметы. В следующий раз можно предложить ребёнку самостоятельно найти соответствия и назвать предметы. Для занятий с детьми младше 3 лет используйте не более 4-5 или 6 карточек за 1 раз.

Игра на движение с мячиками. Игры на движение, то есть на крупную моторику, помогают развивать мышление ребёнка и его речь.

Понадобятся: 2 корзинки и 4-5 небольших детских мячиков.

Подготовьте для ребёнка дома или на улице небольшую трассу, где он сможет беспрепятственно передвигаться. На «Старт» поставьте корзинку с мячиками, а на финиш — пустую корзинку. Предложите малышу быстро перенести мячики из одной корзинки в другую, а потом — обратно.

Прыжки. Двигательная активность в виде прыжков через препятствие помогает ребёнку научиться управлять своим телом, укрепляет мышцы живота, ног и спины.

Понадобятся: клейкая лента, бруски разной высоты или любые другие возвышения.

Пока ребёнок ещё не умеет уверенно и высоко прыгать, предложите ему попрыгать через черту, которую можно изобразить на полу с помощью клейкой ленты. Если вы играете на улице, то достаточно нарисовать линию мелом на асфальте или палочкой на песке. Покажите пример, как можно перепрыгнуть черту двумя ногами. Когда малыш научится справляться с этой задачей, то вместо черты поставьте перед ним небольшое возвышение. По мере обретения нового навыка и взросления ребёнка, вы можете предлагать ему более высокие препятствия и в большем количестве.

Рисование. Это творческое занятие, благодаря которому у детей развивается мелкая моторика, воображение, усидчивость и творческое мышление.

Понадобятся: карандаши/мелки/краски, чистый лист/ватман, мольберт (необязательно).

Ребёнка младше 3 лет не нужно учить рисовать, просить нарисовать что-то конкретное и т.д. Малышу в этом возрасте важны причинно-следственные связи: «я веду карандашом и появляется след»; «чем сильнее я нажимаю, тем ярче остаётся след», «если я обмакну кисть в 2 разных цвета, то на бумаге увижу новый цвет». Поэтому вам достаточно подготовить место для рисования, подходящие материалы и показать, как можно их использовать. Чтобы малыш не грыз карандаши и не ел краски — мягко, но настойчиво перенаправляйте его рисовать на листе бумаги. Если ребёнок игнорирует просьбы — перенесите занятие на другой день и предложите заняться чем-то другим.

Лепка. Это занятие положительно влияет на развитие речи, потому что требует от малыша активной мелкой моторики рук.

Понадобятся: глина/пластилин/солёное тесто/кинетический песок, коврик, детский ножичек (стека), скалка, формочки.

Для первого знакомства ребёнка с лепкой лучше всего использовать домашнее солёное тесто или покупное тесто для творчества. Сначала предложите малышу подержать материал у себя в руках. Затем покажите, как можно мять тесто, отрывать кусочки. Как катать колобок, а как — колбаску. Во время лепки также можно рассказать детям о цветах и формах предметов. Не стоит заниматься дольше 10 минут, следите за интересом ребёнка и не настаивайте на занятии, если интерес отсутствует.

Приклеивание. Учиться работать с клеем и делать первые аппликации можно начинать в раннем возрасте. Кроме развития моторики и воображения, это занятие учит детей запоминать и точно воспроизводить последовательность действий: намажь клеем, приложи к основе, прижми пальцем или ладошкой.

Понадобятся: клей ПВА с кистью (или клей-карандаш), основа (картон), картинки (которые заранее вырежет родитель).

Сначала вы продемонстрируйте полный алгоритм действий, сопровождая их своими комментариями. Далее предложите ребёнку повторить за вами и подсказывайте следующий шаг, если малыш запомнил не всю последовательность. Начинать стоит с приклеивания кусочков бумаги на однотонную основу. Затем можно переходить к простым аппликациям: приклеить яблоки к дереву, украшения — к ёлке, рыбок — к аквариуму и т.д. Позже можно переходить к аппликациям, где нужно приклеивать части на строго определённые места (огни светофора, домик, машина).

шнуровка и нанизывание

Нанизывание. Игры на шнуровку и нанизывание бусин развивают зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания, а также готовят пальцы и руку к письму.

Понадобятся: шнурок, бусины (другие предметы с подходящими отверстиями).

Для знакомства с этой игрой предложите ребёнку либо крупные бусины, либо другие деревянные предметы. В магазинах вы сможете найти различные тематические наборы шнуровок для самых маленьких: деревянные морковки, грибы и т.д. Шнурок может быть обычным, но для первых занятий лучше, если он будет с твёрдым деревянным наконечником.

В начале игры покажите малышу пустой шнурок и предметы в корзинке. Первый предмет нанизывайте полностью самостоятельно, привлекая внимание ребёнка. Нанизывая второй предмет, попросите малыша продвинуть его до конца шнурка. Когда малыш научится это делать, наденьте предмет на самое начало шнурка и передайте ребёнку в обе руки. Помогите физически, если это необходимо. Потом предложите малышу самостоятельно взять и надеть очередной предмет. Обретение навыка может занять несколько занятий, не торопитесь и следите за интересом и прогрессом ребёнка.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста: 3-4 года и 5-6 лет

Геоборд — это развивающий материал, который представляет из себя доску со штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. Смысл игры заключается в надевании разноцветных резинок на эти штырьки, чтобы создавать изображения, лабиринты и т.д.

Такую развивающую игру для малышей можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобятся: деревянная основа, маленькие гвозди, молоток и разноцветные резинки.

Какие упражнения с геобордом помогут реализовать творческий потенциал малыша:

  • Рисунки по схеме. Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением геоборда. На рисунках должно быть заметно, какого цвета резинки и как именно их нужно расположить. С этого занятия можно начинать знакомство с этой развивающей игрой.
  • Рисунки по заданию. Устно предложите ребёнку изобразить дорожки, геометрические фигуры. Затем можно усложнять задачи: «нарисуй домик», «нарисуй кошку» и т.д.
  • Полёт фантазии. Пусть малыш изображает то, что сам хочет. Такой формат игры развивает воображение и помогает малышу самовыражаться.

Настольные игры. Во время игр с друзьями, родителями или родственниками за столом у детей развиваются математические и речевые навыки, стратегическое и творческое мышление, концентрация внимания и усидчивость. Дошкольники приобретают опыт социального взаимодействия и учатся управлять своими эмоциями в случае проигрыша.

Детские настольные игры, в которые можно играть с дошкольником дома и не только:

  • Карточные игры: «Найди пару», «Объясни, покажи, нарисуй», «Фанты для малышей» и т.д.
  • Шашки, домино, шахматы, лото.
  • Игры-бродилки по типу «Монополии» и других экономических и сюжетных игр.

Игры для изучения ПДД. Дети могут заинтересоваться машинками еще в раннем возрасте. Когда малыши подрастут, можно предложить им ролевую игру, которая поможет усвоить правила дорожного движения. Для такой игры потребуется набор дорожных знаков, который можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно из картона.

Чтобы ребёнок научился играть самостоятельно, расскажите ему о каждом дорожном знаке. Играйте вместе с малышом первые несколько раз, чтобы малыш смог запомнить знаки и их роль в дорожном движении. Эта игра поможет дошкольнику обрести знания, которые он сможет использовать во взрослой жизни, и потренировать память.

Плавает-или-тонет — опыты для детей

Игра-опыт «Плавает или тонет». Так как дети с 3 до 6 лет активно интересуются окружающим миром и его свойствами, дошкольников привлекают различные опыты, эксперименты и занятия с лупой.

Для опыта «Плавает или тонет» понадобятся: коробка с 12 предметами, половина из которых тонет, половина — плавает, миска и кувшин с водой, карточка со столбцами «тонет» и «плавает».

Налейте воды в миску. Берите предметы по очереди, обсуждайте размер, вес и форму каждого из них перед тем, как опустить в воду. После того, как предмет потонул или остался на поверхности воды, перемещайте его в соответствующую графу на карточке. После опыта обсудите с ребёнком, благодаря каким свойствам тот или иной предмет утонул или нет.

опыт с цветной водой

Цветные эксперименты. Ребёнок к 3 годам уже хорошо определяет цвета и начинает разбираться в оттенках. Помочь ему в этом можно, предложив провести опыт по смешиванию цветной воды.

Для такого занятия потребуются: 6 стаканов, вода, красители (синий, жёлтый, красный), 6 небольших кусочков бинта.

Три красителя растворите в трёх стаканах воды. Чередуя цветные стаканы и пустые, составьте их в круг. Каждый кусочек бинта опустите одним концом в цветную воду, а другим — в пустой стакан рядом. Через время в пустых стаканах появится вода, которая приобрела вторичный цвет из двух основных. Чтобы продолжить эксперимент, можно смешивать вторичные и основные цвета в разных пропорциях и следить за изменениями цвета.

Весы. Чтобы поддержать познавательную активность и удовлетворить потребности дошкольника в исследовании окружающего мира, можно предложить ему позаниматься с весами. Для занятия понадобятся: рычажные весы с двумя чашами и предметы разной массы.

Во время первых занятий обсуждайте предметы с ребёнком, пробуйте сначала сравнить вес предметов на своих ладонях. Покажите малышу, как пользоваться весами, в затем передавайте инициативу в его руки.

Карточки с рифмующимися предметами. Познакомить ребёнка с рифмой поможет один из вариантов игры с карточками. Для этого занятия нужно заранее подготовить карточки, которые имеют в наборе свою пару по рифме: «осёл-козёл», «печка-свечка», «лиса-оса» и т.д. Также можно предложить ребёнку придумывать собственные рифмы к карточкам, кроме представленных вами.

Через некоторое время ребёнок будет легко и достаточно быстро подбирать рифмы. Вы сможете играть в эту игру уже без карточек по пути в садик или во время поездок на машине. Просто называйте исходное слово, а малыш пусть отвечает в рифму.

Звуковые игры. Чтобы освоить чтение и письмо, ребёнку нужно научиться различать звуки в словах. Для этого хорошо подойдёт игра со звуковой коробочкой, в которой могут быть предметы, в чьих названиях можно встретить разные звуки.

Этапы игры со звуковой коробочкой:

  1. Выделяем первый звук: «давай найдем, что в этой коробочке начинается на У».
  2. Акцентируем внимание на последнем звуке: «покажи предмет, название которого заканчивается на Т».
  3. Таким же образом выделяем средний звук.

После нескольких занятий вы сможете изменить формат игры и перенести её в любое место. Потому что достаточно будет просто попросить ребёнка называть слова, которые начинаются/заканчиваются на какой-либо звук.

Сюжетные картинки. Игры с сюжетными картинками развивают воображение и речь дошкольника. Помогают ему научиться мыслить логично и последовательно, реализуя свой творческий потенциал через новые сюжеты историй.

Картинки для этого занятия должны быть объединены единой темой и укладываться в историю. Детали этой истории станут результатом фантазии вашего ребёнка.

Помогайте ребёнку с рассказом, следите за тем, чтобы он был последовательным и логичным, подсказывайте. Через некоторое время дайте малышу задание вспомнить свой рассказ, попросите дополнить его новыми деталями или немного изменить сюжет: «А что, если…». Такое упражнение хорошо тренирует память ребёнка.

Это далеко не исчерпывающий список занятий для детей от 1 до 6 лет. Но мы постарались включить в него такие игры и упражнения, которые вы сможете без труда провести со своим ребёнком. Они не требуют особой подготовки, дорогих Монтессори-материалов или огромного количества времени. Выберите несколько, которые по вашему мнению будут интересны малышу, и следите за результатом. Те игры, которые по каким-то причинам малыша не заинтересовали, уберите на несколько недель из его поля зрения и предложите позднее.

О том, что поможет развивать ребёнка дома самостоятельно, опираясь на принципы Монтессори-метода, вы можете прочитать в статье «Развивающие занятия для детей: чем заняться дома с малышом». В ней вы найдёте подборку интересных и полезных занятий для детей раннего и дошкольного возраста, которыми можно заниматься с малышом в условиях домашней среды.

БЕСПЛАТНЫЙ ЭФИР
как развивать ребёнка с 0 до 5 лет
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться