«Я переживала, что в год ребёнок совсем не интересуется игрушками»

«Я переживала, что в год ребёнок совсем не интересуется игрушками»

Меня зовут Ирина, мне 30 лет. У меня есть сын Ярослав, ему 1 год и 1 месяц. Мы из Красногорска. Чаще всего проводим время дома, в основном играем и занимаемся бытовыми делами. До обучения у меня было ощущение, что я не всегда правильно интерпретирую поведение сына. Меня беспокоило, что ребёнок в год не интересуется игрушками. Хотелось научиться лучше понимать его и проводить совместное время с пользой. Расскажу, к каким результатам мы пришли после курса о создании развивающего пространства дома.

ребёнок 1 год 1 месяц и мама
Привет!

Чем мы заменили игрушки

Наше обучение началось с внимательного наблюдения за детьми. Нужно было отмечать все особенности поведения ребёнка: чем он интересуется, какие действия повторяет. Записывать, смотреть и думать, почему он делает именно так, какая потребность скрывается за его занятиями. А потом предлагать возможности для реализации этих потребностей.

Вот то немногое, что бросилось в глаза в первые дни наблюдений:

  • Выбрасывал предметы из шкафов, рассматривал каждый и бросал за спину.
  • Прилаживал предметы на себя: например, колготки, ремень, полотенце — в основном на шею, потом шёл к зеркалу, и улыбался в него.
  • Приносил обувь из коридора, если забыли её спрятать.
  • Протягивал пустую чашку и пытался из неё пить, а стоило налить воды, бежал переливать воду.
  • Переносил тяжёлые кастрюли, игрушки, таз с вещами.
  • Поднимал с пола мелкие предметы, отдавал мне или показывал.
  • Обнимал подушку и мягкую игрушку.
  • Начал забираться на возвышения — порог, крышку от пуфика.

Через наблюдения я увидела потребность, которая скрывается за переливанием воды. В возрасте Ярослава нормально интересоваться водой и играть с ней — трогать, собирать, удивляться её свойствам. Это естественный этап знакомства с окружающим миром. Поэтому я решила организовать доступ к воде, и теперь он может хоть сколько её переливать, чтобы удовлетворить свой интерес.

На занятиях объяснили, как говорить с малышом и доносить до него свои мысли, в то же время понимать и помогать прожить эмоции. Я поняла, что, запрещая что-то, нужно предлагать не менее интересную альтернативу — тогда всё получится.

Много изменений у нас произошло после обустройства развивающей среды. Оказалось, что без игрушек жизнь малыша может быть наполнена развитием и интересными делами. Расскажу об этом больше и покажу фотографии.

Приобщили ребёнка к жизни семьи. После первых изменений Ярослав перестал капризничать и висеть на штанах, когда я готовлю. Он искренне интересуется всем, чем я занимаюсь, и пытается повторять.

Начали мы с кухни:

  • часть утвари расположили в выдвижном ящике;
  • поднос с блюдцем и чашкой сделали доступными для малыша;
  • обзавелись башней помощника.

По просьбе сын подаёт кастрюли и сковородки, картофель и лук. Фигурным ножом уже резал банан, яблоко. Малышу однозначно хочется и нравится участвовать в процессе приготовления пищи, поэтому теперь чаще привлекаю его к этому занятию.

Сын очень любит мыть посуду, а после посуды вместе моем пол.

Благодаря курсу наша семья узнала о существовании такого предмета интерьера, как башня помощника. В результате папа сделал башню для Ярослава самостоятельно. Так появился наш семейный проект «Умное дерево» — заходите, будем всем рады.

Обустроили гардероб и прихожую. Мы начали с сортировки вещей: важно, чтобы ребёнку было их удобно складывать и брать. Сначала просто сложили, а потом распределили по коробкам для удобства. Добавила корзины для подгузников и многоразовых трусиков. Ярослав уже проявляет стремление к самостоятельности: всегда относит грязный многоразовый подгузник в стиральную машину, протягивает руки в рукава, варежки, а ноги — в валенки.

Обустроили зону ухода за собой. Мы разместили в ванной полотенце на уровне роста Ярослава, поставили стакан с зубной щёткой и пастой (раньше выдавали зубную щётку с пастой только утром и вечером).

Пока пользуемся многоразовыми подгузниками, но планируем организовать место под трусики и подставку для доступа к ванной. Подгузник с большим удовольствием надевает в ванной, сидя на табуретке подаёт ноги, а раньше мы это делали в комнате, и малыш всё время убегал.

Малыш интересуется туалетными делами: заглядывает, что же там происходит. Пасту пока глотает, но щётку увлечённо грызёт и пытается повторять движения взрослых. Если ребёнок в год не играет с игрушками, значит, он может пытаться удовлетворить свои потребности в развитии, приобщаясь к бытовым делам и уходу за собой. Стоит только предложить.

Дополнила полку зеркалом и расчёской для Ярослава. Сын увлечённо пытается сам открутить крышку пасты и выдавить на щётку.

Уход за собой в развитии ребёнка 1 год

Ванная
Перевесили основное зеркало, добавили табурет и воду. Поставили горшок, несколько раз сидел на нём, но пока просто как на стуле

То есть у вас совсем нет игрушек?

Конечно, игрушки остались, но не в таком большом количестве. У нас есть зона движения и игр, обустроенная с учётом потребностей в развитии ребёнка, а также зона творчества и чтения.

В зоне движения комплекс из горки, качелей, перекладин для подъёма (на качели просит посадить, если хочет кататься, остальным пользуется сам). Рядом стоит корзина с мячами: сын любит спускать их с горки.

Игрушки для развития ребёнка 1 год

В зоне творчества и чтения стоят книги — Ярослав приносит их нам, если хочет, чтобы почитали. Лежит папка с бумагой и карандашом. Рядом — коробка с «Лего».

игрушки и книги для ребёнка в год

Есть запасные материалы: планшеты с фигурками-вкладышами, миска с деревянными брусочками, барабан, паровозик с двумя вагонами, флакон (иногда достаём его, и малыш откручивает крышку). После ревизии игрушек и организации полки с книгами, ребёнок начал сам приносить книгу для чтения и убирать обратно.

малыш рисует

Сын с удовольствием осваивает кисточку

А ещё мы любим играть на улице.

играем со снегом

Что изменилось в моём подходе

Если в год ребёнка меня беспокоило, что он не интересуется игрушками, то теперь кроме игрушек у нас нашлось много новых полезных дел. Появилось понимание, что и как стоит менять: в первую очередь в себе и отношении к сыну, а уже потом — в среде для развития.

Изменился и мой подход к воспитанию:

  • Меня познакомили с особенностями нервной системы ребёнка, и пришло понимание, в чём корректировать своё поведение, какие родительские стратегии применять.
  • Поняла, что нужно не позволять себе повышать голос и шлёпать малыша.
  • Стала спокойнее, действую медленнее и не вмешиваюсь в дела сына без просьбы.
  • Иначе стала смотреть на шалости, стараясь увидеть за ними потребности, которые ребёнок старается реализовать для развития.
  • Появилось понимание, что малышу не столько важны игрушки, сколько участие в хозяйственных делах и ощущение значимости. Стала больше доверять ему в плане помощи в уборке, мытье посуды. Вижу, что этот процесс его интересует — нравится чувствовать значимость, Ярослав рад возможности сделать что-либо самостоятельно.
  • Поняла, что важно уметь проводить время без малыша и заботиться о своём ресурсе.
  • Стараюсь ограничивать себя, покупая игрушки, и выбирать то, что действительно необходимо для развития.

Я получила то, зачем пришла, и даже больше. Считаю, обучение будет полезно всем родителям, которые хотят обеспечить детям насыщенное счастливое детство.

От редакции: нормально ли, что годовалый ребёнок не интересуется игрушками

Комментарий эксперта курса — детского психолога и Монтессори-педагога Анны Федосовой:

Детям до 3 лет игрушки нужны преимущественно для того, чтобы дать простор тем граням потребностей развития, которые не нашли пищи в другой практической деятельности.

Разберём подробнее на примере метафоры о банке с крупными камнями и песком.

Крупные камни здесь — это движение и речь. А также копирование действий взрослого по самообслуживанию и заботе о среде, других людях. В этом копировании и реализуется потребность в движении, осваивается речь. В реальной самостоятельной деятельности происходит построение собственной личности малыша. А игрушки в этой схеме — это песок для заполнения пустот. Если вы начнёте с песка, крупняк не поместится в банку.

Не беспокойтесь об игрушках, беспокойтесь обо всём остальном. Вовлекайте ребёнка в реальную жизнь, в быт. Когда вы введёте в обиход самостоятельность по всем фронтам, то обнаружится, что на игрушки остается довольно мало детского внимания, времени, сил. И уже после того, как вы начнёте систематически поощрять самостоятельность и помогать ей, возможно, вы всё же обратитесь к игрушкам.

Текст и фото: Ирина Антонова, выпускница онлайн-курса «Развитие и воспитание детей с 1 до 3 лет»

Редактор: Камила Кленовиц

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Мини-курс «Ем сам»

Учим ребёнка есть ложкой и вилкой за неделю — без уговоров, мультиков и каши на стенах

Узнать подробнее
Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Олеся

Очень интересный опыт, здорово расписано!

01 Апреля 2021 Ответить
×
Поделиться