Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Только ближе к 3 годам ребёнок готов освоить Розовую башню
Малыши любят игрушки, состоящие из нескольких деталей разных размеров. Им нравится сопоставлять: большой, маленький, средний, а ещё вкладывать одно в другое. Матрёшки, стаканчики, пирамидки — дети до трёх любят эти классические детские игрушки. А если у ребёнка такой игрушки нет, то будьте готовы, что он найдёт кастрюли на кухне и будет вкладывать одну в другую. И попробуй отними у него.
Почему же тогда такой похожий по смыслу материал как Розовая башня мы предлагаем детям только после 3 лет? Давайте разбираться.
Розовая башня — это классический Монтессори-материал, состоящий из 10 деревянных кубов. Ребро самого большого — 10 см, а маленького — 1 см. Материал развивает зрительное чувство, концентрацию внимания и координацию движений. С его помощью дети учатся сравнивать предметы и готовятся к математике
Ребёнок по-разному воспринимает информацию от Розовой башни в зависимости от возраста
До трёх лет интересно увидеть разницу между размерами предметов, убедиться, что можно вложить маленькую деталь в большую, а не наоборот. И нужно время и много практики, чтобы осмыслить это.
Вот чем занят малыш до трёх лет:
- наживает минимальную базу понимания: как устроен мир, его геометрия и физика;
- понимает, как то, что он видит, соотносится с его движениями и результатом действий;
- учится учитывать в своих действиях то, что ощущает, воспринимает и видит.
И если ему дать Розовую башню, то он будет действовать с кубиками ровно так же, как действовал бы со всеми остальными предметами. Если вообще сосредоточится на ней. Очень может быть, что часть кубиков он разбросает, потому что 10 предметов для него ещё очень много. А то, что останется, он немножко посравнивает и постарается осмыслить, что один кубик больше другого. Но на этом малыш остановится, потому что у него нет ещё возможности пойти дальше.
Но ближе к 3 годам возможности восприятия и ума выходят на новый уровень:
- дошкольник может заметить, что кубики отличаются друг от друга на одинаковую величину;
- отметить, что кубиков 10 и интуитивно почувствовать концепцию десятичной системы;
- мышечно почувствовать связь между линейным размером куба и его объёмом и весом;
- сопоставить этот материал с другими наборами из сенсорной зоны, связанными с Розовой башней.
Малыш до трёх лет на уровне ощущений сделать этого ещё не в состоянии.
И получается, что ребёнок не сможет раскрыть свои возможности на этом материале только потому, что он слишком рано взялся за задачу, которую не мог решить.
Мне грустно видеть среди материалов для детей до 3 лет «усечённые» версии из пяти кубиков или цилиндров. То, что малыши могут получить от этих наборов, можно было бы взять из опыта игры с другими игрушками типа матрёшек, стаканчиков, пирамидок. А вот получится ли у детей после таких материалов с полной отдачей совершить все открытия, которые заложены в материалы сенсорной зоны 3–6, — большой вопрос.
Подведём итог. Розовая башня похожа на материалы, актуальные для детей до 3 лет. Но в Монтессори-классе 3–6 — это материал из цикла взаимосвязанных наборов. Такие наборы служат несколько иным целям, и их истинный смысл способен увидеть только ребёнок более старшего возраста.
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов