Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Сортировки для малышей от 2 до 4 лет
Практически у всех малышей в определённом возрасте появляется острый интерес к организации вещей. Дети стремятся к порядку, пытаются разложить вещи по группам или составить в ряд. Когда подобный интерес появляется, основным упражнением, которое могут предложить родители, становится сортировка. Какие сортировки можно предложить детям, с какого возраста и зачем это нужно ребёнку, мы расскажем вам далее.
Почему детям необходимы сортировки
Желание сортировать предметы появляется из-за совпадения в возрасте 2–3 лет нескольких сензитивных периодов:
- период восприятия порядка (ребёнку очень нравится раскладывать предметы «по правилам»);
- период интереса к мелким предметам для совершенствования моторики рук (в сортировках дети как раз имеют возможность манипулировать мелкими предметами);
- период сенсорного развития (при помощи сортировок ребёнок учится выделять признаки предметов и развивает органы чувств).
Первые простые сортировки становятся актуальны с полутора лет. В возрасте 2–3 лет желание сортировать предметы достигает своего пика и к 4 годам постепенно угасает.
Какие могут быть сортировки
Сортировки по цветам. Первые сортировки различаются по одному признаку:
- Сортировка на три цвета (красный, синий, жёлтый) одинаковых предметов.
- Сортировка на 2 цвета (тёмный – светлый) одинаковых предметов. Для такой сортировки хорошо подходят природные материалы, например, можно использовать красную и белую фасоль.
После освоения простых сортировок вводятся более сложные, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам или дополнительную моторную деятельность:
- Сортировка одинаковых предметов на большее количество цветов.
- Сортировка по цветам множества различных мелких предметов.
- Сортировки по цветам, объединённые с развитием мелкой моторики: сортировка одинаковых предметов, различных по цветам, щипцами или ложкой.
- Сортировка предметов (например, цветных пуговиц) в банки с прорезями в крышке.
- Сортировки предметов, отличающихся по ещё одному признаку, кроме цвета, например, сортировка разных фигурок по цветам.
Сортировки по величине. Различие по одному признаку:
- Сортировка одинаковых предметов, которые можно разделить на две группы: большие и маленькие. Например, можно использовать вырезанные из бумаги кружки одного цвета, различающиеся по размеру на большие и маленькие.
Более сложные сортировки, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам (вводятся после освоения простых):
- Сортировка одинаковых предметов на несколько размеров (например, монетки).
- Сортировка разных предметов по размерам.
Сортировки по форме предметов. Различие по одному признаку:
- Сортировка на шарики и кубики.
- Сортировка природных материалов, например, желудей, шишек и каштанов (камней и ракушек).
Более сложные сортировки, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам или дополнительную моторную деятельность (вводятся после освоения простых):
- Работа с завязанными платком глазами.
- Сортировка множества природных материалов: шишек, каштанов, желудей, камней и т. п. (собранных самим ребёнком) по разным коробочкам.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов