• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес

Творческие занятия для развития детей

Творческие занятия для развития детей
Развитие ребёнка — это непрерывный процесс, которому помогают не только развивающие игры и книжки. Большую пользу детям приносит творчество, которым они могут заниматься вместе с родителями или даже самостоятельно. В этой статье мы расскажем о пользе творчества для детей раннего и дошкольного возраста, а также предложим несколько идей для занятия творчеством с ребёнком дома.


Что такое детское творчество

Детское творчество — это вид деятельности в результате которого ребёнок самовыражается и создаёт что-то новое и уникальное.

Когда взрослый занимается творчеством, то как правило, он ориентируется на результат. Ему важно, что получится в итоге, когда процесс будет окончен. Для ребёнка же важнее сам творческий процесс, во время которого его личность гармонично и всесторонне развивается.

Польза творчества для развития ребёнка

  • Каждый день приносит ребёнку много впечатлений и новых открытий. Эмоции и чувства переполняют его, очень хорошо работает фантазия и воображение. Творчество помогает этой энергии найти выход.
  • Творческие занятия помогают ребёнку самовыражаться и познавать себя.
    Развивается мелкая моторика рук: пока малыш рисует, лепет и плетёт, он активно работает пальчиками. Это готовит его руки к письму, когда нужно будет выводить сначала крючки, а потом уже писать буквы и слова.
  • Когда вы занимаетесь творчеством с детьми, то помогаете им с раннего возраста развивать важные социальные навыки и учите работать в команде. А для вас — это возможность пообщаться со своим малышом и узнать о нём что-то новое.
  • Во время рисования, аппликации и лепки ребёнка можно познакомить с цветами, размерами, формами и геометрическими фигурами на практике. Так новая информация запомнится лучше, чем через рассказы по книжкам и карточкам, когда ребёнок является менее активным участником и внимает родителям.
  • Когда вы замечаете результаты творчества, поощряете желание ребёнка творить, ваша умеренная похвала оказывает положительное влияние на самооценку малыша и повышает его уверенность в себе и в своих способностях.
  • Дети не боятся создавать новое, создавать что-то необычное и нестандартное. Творческое развитие ребёнка в детстве может лечь в основу какого-нибудь великого открытия или изобретения в будущем.

Виды детского творчества

Рисование с детьми

творчество: рисование

Рисование пальцами. Уже с возраста 6 месяцев можно приобщать ребёнка к творческим занятиям. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые краски, которые вы можете приобрести в магазине либо приготовить самостоятельно.

Это специальные краски, которые не содержат токсичных опасных для здоровья веществ, потому что в их состав входит пищевой краситель. Поэтому если малыш захочет попробовать их на вкус, то это будет безопасно для его здоровья. А для родителей эти краски хороши тем, что легко отстирываются от одежды и отмываются с мебели.

Во время творческих занятий с краской лучше на ребёнка надевать фартук, а под лист подкладывать коврик или клеёнку. Так будет легче потом за собой всё убрать. В первое время можно предложить малышу краску только одного цвета. Не давайте всю баночку, отложите немного на палитру или в крышку.

Ребёнок сначала может просто знакомиться с новым материалом, трогать краску, размазывать по ладошкам, сжимать и разжимать кулачки. И это тоже отлично, предложите отпечатать пальчик или ладошку на бумаге и наблюдайте. Первые занятия могут занимать не более пяти минут, что естественно для малышей.

Рисование карандашами и мелками. Эти инструменты тоже подходят для первых творческих занятий, когда ребёнок только пробует оставить следы на чистом листе бумаги, не преследуя конкретную цель. Однако, карандаши и мелки потребуют от малыша дополнительных усилий, прежде чем оставят заметные линии. Так моторика рук развивается активнее, чем во время рисования фломастерами.

Рисование кисточкой. Кисти тоже дают большой простор для творчества. Покажите ребёнку, как вы держите кисть и как набираете на неё краску. Объясните, что кисть нужно мыть в специальном стакане, когда хочется взять другой цвет.

Для рисования кистью подходят как гуашь, так и акварель. Если гуашь почти не требует воды и оставляет насыщенный рисунок на листе бумаги, то акварель с помощью воды превращается в лёгкие полупрозрачные образы. С любой из этих красок можно знакомить ребёнка и предлагать ему кистью оставлять цветные следы.

Способы рисования кистью для детей:

  • Точки. Кисть нужно обмакнуть в краску, а затем перпендикулярно прислонить к листу. Можно дать волю фантазии и воображению малыша, а можно предложить нарисовать таким способом что-то конкретное: листья на дереве, ягоды на кустике, зёрнышки для цыплят и т.д.
  • Мазки. Чтобы получился мазок, нужно прислонить кисть к листу бумаги и немного провести. С помощью этой техники можно рисовать целые картины, а можно раскрашивать что-нибудь.
  • Заполнение эскиза. Если вы заранее карандашом нарисуете контуры, то краской ребёнок сможет раскрасить ваш эскиз.
  • Техника отпечатка. Сложите пополам листок, а потом немного намочите водой с помощью кисти. Предложите малышу нарисовать что-то только на одной половинке листа: осеннюю крону дерева, крыло бабочки и т.д. Затем позвольте ребёнку сложить листок пополам, как в самом начале, и развернуть. Получится необычная картина.

Рисование штампами. Это очень простая техника, которая подходит для первых творческих занятий, потому что не требует особенных усилий. Штампом может быть что угодно: губки, половина картофеля или лимона, дно бутылки, лист дерева и т.д.

Рисование воском и красками. Ещё одна интересная техника — рисование воском и проявление бесцветного рисунка красками. На белом листе бумаги предложите ребёнку нарисовать секретное послание для вас с помощью кусочка восковой свечи. А затем покажите, как вы расшифруете его послание с помощью красок. Поменяйтесь ролями и зашифруйте что-нибудь для малыша.

Лепка с детьми

творчество: лепка

Этот вид творчества приносит пользу для развития тактильного восприятия, пространственного мышления, фантазии и воображения, внимания и концентрации. А параллельно с мелкой моторикой, благодаря активной работе пальчиками, происходит речевое развитие ребёнка. Во время занятий лепкой малыши изучают цвета и формы, знакомятся с понятием веса.

Лепить можно из следующих материалов:

  • Пластилин (для самых маленьких лучше выбирать специальный детский пластилин, который мягче обычного).
  • Тесто.
  • Глина.
  • Паста для моделирования.
  • Масса для лепки.

Во время первых занятий лепкой лучше познакомить малыша с тестом или мягким пластилином. Для начала достаточно заинтересовать ребёнка и научить мять пластилин и отрывать кусочки. Затем можно показать, как катать шарики между ладошек, а как — колбаски на столе.

Идеи для занятий лепкой:

  • Раскатывайте пластилин с помощью обычной или фигурной скалки и используйте формы для печенья, чтобы вырезать фигурки.
  • Оставляйте штампы на кусочках пластилина. Штампами могут стать даже природные материалы: листочки деревьев с крупными прожилками или шишки.
  • Смешивайте цвета между собой, чтобы получить новые оттенки.
  • Используйте тупой нож, чтобы отрезать маленькие кусочки от больших.
  • Рисуйте: подготовьте рисунок-шаблон и заполняйте его пластилиновыми капельками и мазками.

Аппликация с детьми

творчетво: аппликация и работа ножницами

Основная польза творческих занятий аппликацией для детей в том, что они учатся запоминать и выполнять определённый алгоритм действий: вырежи, намажь клеем, переверни и прижми к основе.

Для создания аппликации ребёнку понадобятся:

  • Ножницы.
  • Клей ПВА или клей-карандаш.
  • Цветная бумага.
  • Картон или ватман как основа.
  • Салфетка.
  • Кисть.
  • Коврик или подложка.

Детей очень интересует сам процесс наклеивания, поэтому первые работы могут вообще быть абстрактными: наклеивайте кусочки бумаги, геометрические фигуры, полоски. Затем переходите к простым картинкам, где у каждой детали будет своё место.

Для разнообразия можно использовать различные крупы. Они заменят вам кусочки цветной бумаги: пшеном можно изобразить солнце, рисом — облако, манкой — снеговика и т.д.

Шитьё с детьми

Творчество: ребёнок шьёт

Детей в возрасте старше 2 лет можно познакомить с тупой иглой и ниткой. Для этого понадобятся плотные карточки из картона с отверстиями по контуру геометрической фигуры. Сначала вы покажите малышу, как втолкнуть иглу в отверстие и вытащить её с другой стороны карточки. Повторите действие, обратите внимание ребёнка на получившийся стежок и предложите ему продолжить самому. В конце обрежьте нить и завяжите узелок.

Музыкальное творчество

музыкальное творчество

Особенный интерес у детей может вызывать и музыка. Это тоже один из видов детского творчества, которым можно заниматься с дошкольниками дома. Можно петь песни, а можно играть на музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты, которые подойдут для детей раннего и дошкольного возраста:

  • барабаны;
  • бубенцы;
  • бубны, тамбурины;
  • гуиро;
  • колокольчики;
  • ксилофон;
  • кастаньеты;
  • маракасы и трещотки;
  • треугольники.

Для занятий музыкой и музыкальных игр Монтессори-методика предлагает организовать доступную для ребёнка среду, где в наличии будут несколько простых музыкальных инструментов для самостоятельной пробы игры и для следования примеру взрослого.

Как приобщать ребёнка к творчеству

Чтобы приобщить ребёнка к творчеству, Монтессори-метод предлагает удобно организовать среду для творческих занятий и проводить пошаговую презентацию материалов для детей.

Выделите в комнате пространство для творчества, где расположите маленькие стол и стул соответствующие росту малыша и мольберт. Материалы поместите в корзинки или разложите на подносы и выставляйте по 2-3 на открытые полки доступные ребёнку. Также в зоне творчества должны быть инструменты для уборки: губка для пролитой воды, тряпочка.

В начале занятия предложите малышу надеть фартук и покажите, где можно взять корзинку с материалами для творчества. Продемонстрируйте ход работы и передайте инициативу ребёнку. Когда малыш закончит занятие, подскажите ему, как и куда убрать материалы и привести в порядок зону творчества.

Как может выглядеть уголок для творчества ребёнка до 3 лет

Первые занятия творчеством с ребёнком могут длится буквально 3-5 минут, но постепенно с возрастом время будет увеличиваться. Если ребёнок начинает нервничать, разбрасывать материалы, пачкать мебель — помогите ему убрать за собой и предложите заняться другими делами.

Для того, чтобы детский интерес к творчеству не угасал, важно всячески его поддерживать: предлагайте разные виды творчества, ищите вместе новые идеи для занятий, посещайте концерты и выставки и позволяйте малышу насладиться процессом создания нового и прекрасного.

Теперь вы знаете, как организовать творческие занятия, чтобы они принесли пользу ребёнку раннего и дошкольного возраста. Наблюдайте за малышом и его интересами, чтобы вовремя заметить у него способности и таланты.

Приходите на вебинар «Ключ к развитию ребёнка»
Узнайте, как гармонично воспитывать детей и зарабатывать на этом от 150 000 руб./мес
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться