Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Зачем ребёнку упражнения практической жизни


Родители и начинающие Монтессори-педагоги часто недооценивают роль упражнений практической жизни (УПЖ), уделяя больше внимания материалам из зоны языка и математики, ориентируясь на механическое обучение счёту, чтению и письму. Тем самым они идут по пути традиционного подхода в обучении и развитии детей, который опирается на формальные показатели. Такие взрослые берут заинтересовавшие их Монтессори-материалы из языка и математики, стремясь сразу учить с детьми буквы и цифры. Это одно из серьёзных заблуждений.
Монтессори-метод опирается на психофизиологические законы развития, указывая на то, что счёт, чтение и письмо — не механические навыки, а сложные процессы, в основе которых лежат глубокие нейронные механизмы — формирование уровня зрелости коры больших полушарий мозга. Мы не можем насильно ускорить созревание нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, например, давая малышу работать в зоне УПЖ.
Что же дают упражнения практической жизни детям? Почему именно с них начинается работа в Монтессори-классе?
Адаптация
Упражнения практической жизни по Монтессори помогают дошкольнику адаптироваться к среде и подготавливают его к реальной жизни в обществе. Это делает малыша независимым и даёт ему чувство собственной значимости.
Презентации в зоне УПЖ подобраны и составлены таким образом, что они помогают детям быстро адаптироваться не только в Монтессори-среде, но и в социуме. С этой задачей не сможет справиться ни одна из оставшихся зон Монтессори-среды 3–6. Дошкольник начинает знакомство с Монтессори-классом с привычных ему вещей и видов деятельности, которые он потом легко может делать дома сам, например, сметать пыль со стола, подметать пол, вытирать пролитое.
Социализация
Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.
Многие материалы в зоне УПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например, есть упражнение «Пришивание пуговицы», за ним идёт «Отпарывание пуговицы» (это так называемый мини-цикл). Недавно в одном из наших классов мы наблюдали такую картину. Мальчику нравилось отпарывать пуговицы, но очень не нравилось их пришивать. Тогда он договорился с девочкой-одногруппницей, что она будет пришивать, а он отпарывать.
Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка
В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.
Для выкладывания красных штанг требуется определённый уровень развития глазомера и координации глаз-рука, которые тренируется, например, при переливании. Занимаясь с квадратными и кубическими цепочками, малыш должен аккуратно положить стрелки с цифрами к каждой бусине. Размер стрелок небольшой, что требует тонкой работы пальцев, а также готовности к длительному занятию с материалом. Иногда малыш выполняет упражнение весь рабочий цикл (3 часа), иногда — нескольких дней. Такой уровень концентрации возникает первоначально в УПЖ с длинным и сложным алгоритмом: стирке, мытье стола, аранжировке цветов.
Тренировка концентрации
УПЖ быстро увлекают дошкольника, постепенно подводя его к состоянию концентрации, без которого работа с более сложным материалом в остальных зонах невозможна.
Одним из признаков высокого уровня концентрации является многократное повторение одних и тех же действий в соответствии с целями занятия. Следующий признак — глубокое погружение малыша в выполнение упражнения, при этом дошкольник не реагирует на то, что происходит вокруг. Мария Монтессори считала, что в процессе концентрации объединяются умственная и физическая энергии, формируя личность ребёнка.
В результате концентрации у детей возникает позитивное эмоциональное состояние. Она ведёт их к нормализации. Неслучайно АМИ-тренеры рекомендуют Монтессори-педагогам давать малышам, которые впервые пришли в класс, поработать в практической жизни не менее двух недель, и только после этого предлагать материалы из сенсорики, языка и математики. По этой же причине зона практической жизни всегда располагается первой — у входа в класс: с неё малыш начинает работу и знакомство со средой Монтессори.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике
Алгоритмизация
Работа с упражнениями практической жизни алгоритмизирует деятельность детей, закладывая основы математического мышления. Когда педагог показывает презентацию, он всегда совершает действия в определённой последовательности. Например, переливая воду из кувшина в стакан, взрослый сначала:
- принесёт поднос с материалами на стол;
- расстелет протектор;
- выставит на него кувшин и стакан;
- принесёт воду из главного кувшина;
- нальёт её в кувшин для презентации;
- потом вернёт главный кувшин на место и так далее.
В самой простой презентации уже имеется довольно длинный список последовательных шагов. Навыки выполнения действий таким образом потом пригодятся при работе с математическим материалом.
Алгоритмы УПЖ выстроены от простого к сложному, что помогает детям прийти к выполнению трудной интеллектуальной деятельности постепенно и плавно.
Свобода выбора и формирование воли
Возможность разумного выбора, представленная в зоне практической жизни, развивает волю. Внешним проявлением воли является свобода выбора и контроль за своими движениями. Если дошкольник обладает двумя этими свойствами, то можно говорить о развитии у него воли.
Другой показатель — настойчивость, которая формируется при выполнении занятий из УПЖ. Например, на начальном этапе шитья по картону малыш не всегда попадает иголкой в отверстия, но, каждый раз напрягая мышцы, чтобы управлять рукой с иглой, дошкольник добивается позитивного результата — движения становятся точными, а нитка на картон ложится красивыми ровными стежками.
Развитие чувства порядка
Практическая жизнь — это стимул формирования чувства порядка, реализующийся
- за счёт присутствия последовательности шагов в презентациях,
- наличия правила возвращать материал на место чистым,
- ограничения предметов по количеству.
Переключение внимания
УПЖ работает весь учебный год, в каждый период выполняя различные функции для разных детей. На начальном этапе они помогают малышу «войти» в среду, адаптироваться, позже служат средством расслабления и переключения внимания, помогая отдохнуть от сложной интеллектуальной деятельности, подключив простую мышечную работу.
Например, около 2 часов ребёнок 4,5 лет решает задачи на математическом материале «Марки». Через некоторое время у него возникает перегрузка, что проявляется в усталости и падении интереса к работе. Многие дети в этот момент интуитивно прекращают деятельность в зоне математики и переходят в УПЖ, например, взяв мытьё стола. Если малыш не может сделать этого сам, то педагог предлагает ему подобный материал.
Снятие агрессии и напряжения
Дети могут приходить в класс перевозбуждёнными или агрессивно настроенными. Помочь им «выпустить пар» и расслабиться, прийти к состоянию умиротворения опять-таки помогут упражнения практической жизни.
Подготовка к работе в других зонах
Мария Монтессори считала, что практическая деятельность — это внешний стимул для учебного процесса. Она обеспечивает мотивацию и побуждает детей организовать свои движения. Без соответствующего опыта работы в зоне УПЖ успешная деятельность дошкольника в других зонах невозможна. Например, в прокалывании шилом трёхлетка готовит руку к тому, чтобы позже правильно держать письменные принадлежности, а в занятии стиркой участвуют крупные мышцы спины и рук, от которых также зависит успешная общая моторная деятельность.
Подводя итоги, можно выделить следующие цели, которые преследуют упражнения практической жизни:
- Адаптация к окружающей среде.
- Тренировка контроля и координации движений.
- Развитие воли, независимости, адекватной самооценки и концентрации.
- Формирование логического мышления.
- Достижение нормализации.
Фото: Монтессори-школа «Алиса»
Фотограф: Ольга Кардашова
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов