Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Вальдорфские школы и школы Монтессори: сходства и различия
Преподаватель, хорошо знакомый с педагогической деятельностью как Марии Монтессори, так и Рудольфа Штайнера (основателя вальдорфской школы), скажет вам, что два этих подхода не противоречат друг другу, а скорее представляют собой две стороны одного явления. Деятельность каждого из них отвечает на специфические нужды конкретной культуры и конкретного исторического периода.
В статье два мнения педагогов о вальдорфской и Монтессори школ.
Мария Монтессори (1870 – 1952) открыла первую Casa dei Bambini (что в переводе означает не «школа», а «Дом ребёнка») в Риме в 1907 году.
Рудольф Штайнер (1861 – 1925) основал Вальдорфскую школу в Штутгарте в 1919 году по просьбе директора табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Она предназначалась для обучения детей рабочих этой фабрики.
Опыт Сьюзен Мэйклин Стивенсон
В рамках этой небольшой статьи не представляется возможным полностью раскрыть всю философию этих двух великих педагогов, поэтому я делюсь лишь своими наблюдениями, полученными за последние 36 лет.
Когда я в 1970-71 годах впервые обучалась на курсах Монтессори в Центре обучения Марии Монтессори в Лондоне, благодаря моим сокурсникам я познакомилась с Рудольфом Штайнером и прочла много его работ. Позже я старалась посещать Вальдорфские школы при любом удобном случае.
В последующий период я была активно вовлечена в работу школ Монтессори, изучая многие другие методы обучения, помимо Вальдорфского, выступая в роли «адвоката дьявола» для Монтессори, но неизменно возвращаясь к Монтессори, как системе наиболее полно удовлетворяющей потребности детей и общества. Да, я предубеждена, но это основано на опыте. На мой взгляд, обе системы могут многое предложить нашим детям.
Сходства:
- Монтессори и Вальдорф являются самыми развивающимися педагогическими системами в сегодняшнем мире.
- Обе опираются на многолетний опыт работы с различными детьми по всему миру.
- Обе глубоко уважают ребёнка как индивидуальное, духовное, творческое существо.
- Обе считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры.
- Обе придают особое значение воспитанию ребёнка в целом: духовному, умственному, физическому, психологическому, а не точному соблюдению учебного плана.
- Обе подчеркивают важность естественной среды, отсутствия пластика, наличия контакта с природой и натуральными материалами.
Обе системы в преподавании отталкиваются от нужд ребёнка, считая, что это приведёт также к удовлетворению потребностей всего общества. Между прочим, школы Монтессори и Вальдорфские школы во время Второй мировой войны были закрыты нацистским режимом, потому что отказывались обучать детей государственной идеологии. - В обеих школах дети всех возрастов имеют возможность заниматься различной художественной деятельностью: музыкой, танцами и театром.
Отличия.
Учебная программа. Академические предметы в Вальдорфских школах вводятся намного позднее, чем в школах Монтессори. Они, как и в традиционных школах, считаются необходимыми, но не приносящими удовольствие маленьким детям, и чем дольше откладывать их введение, тем лучше. День воспитанника наполнен играми, сказками, рисованием, музыкой, искусством в целом, а обучение чтению, письму и арифметике начинается в возрасте около семи лет.
С другой стороны, доктор Монтессори, открыв свою первую школу для детей 3–6 лет, столкнулась с тем, что несмотря на изобилие кукол и других традиционных игрушек, когда детям давали возможность заняться реальной работой, такой как приготовление пищи, уборка, уход за собой и окружающей средой, они полностью теряли интерес к обычным игрушкам и предпочитали реальную работу.
Позже, по просьбам родителей, которых потрясли появившиеся у детей из трущоб чистоплотность, благовоспитанность и радостное расположение духа, Монтессори придумала специальные материалы для обучения детей языку, математике и другим школьным дисциплинам и изучала реакцию детей на них. Занятия академическими предметами ни тогда, ни сейчас не были обязательными или принудительными, детям просто предоставляли возможность ими заниматься, и они делали это с удовольствием.
Метод. В Вальдорфе дети младшего возраста чаще всего занимаются чем-либо в группах под руководством воспитателя. Обычные предметы изучаются более традиционным способом: учитель разговаривает, а группа детей сидит за столами и усваивает знания. Детей одного возраста собирают в постоянные группы, в идеале, с учителем, неизменным во время шести лет обучения, и, следовательно, хорошо знающим своих учеников. Художественное воспитание всегда тесно переплетается с обучением обычным предметам.
В Монтессори социальное развитие более похоже на реальную жизнь, потому что детей не собирают в одновозрастные группы, а вместо этого группируют их по возрастным периодам (3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет). Учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого. Выбор того, что в данный момент изучать или делать, совершает ребёнок, а учитель, при необходимости, помогает.
Благодаря тому, что опыт ребёнка основывается на богатом взаимодействии с реальным миром и привычке использовать вещи по назначению, достигается высокий уровень творческих способностей. Дети изучают точные способы использования Монтессори-материалов, так же как они изучали бы точные способы использовать пианино или скрипку; всякий опыт принимается во внимание и считается «ключом», открывающим новую дверь понимания для ребёнка. Такому способу использования материалов обучают и взрослых, адаптируя его, при необходимости, на основе постоянных наблюдений за детьми по всему миру в течение последних 100 лет.
Также для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства (дети учатся узнавать о предмете намного больше, чем знает учитель). Выбор ребёнка и его концентрация внимания уважаются и защищаются от ненужных вмешательств.
Фантазия и воображение. В Вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком. Учитель включает рассказывание и воображение историй в учебную программу. Ребёнок может пользоваться почти какими угодно материалами, любыми возможными способами.
В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса. Но, в то же время, поскольку настоящий мир считается поразительным таким, как он есть, в первые шесть лет жизни детей знакомят с реальным миром во всех его проявлениях, а затем они пользуются полученным опытом в течение всей своей жизни. То, чем занимаются дети, называют «работой», а не «игрой», потому что эта детская деятельность уважается так же, как деятельность взрослых.
Сертификация школ. К сожалению, и та, и другая школы на сегодня не способны защищать и регулировать использование названий «Монтессори» и «Вальдорф». В обоих случаях это означает, что существуют школы, утверждающие, что они следуют учению своих основателей, но при этом одни руководители имеют разнообразный опыт и учителей, прошедших полноценное долгосрочное обучение; другие же, возможно, просто прочитали одну из книг по теме и решили открыть школу, в которой вообще нет профессиональных педагогов.
Существование неподготовленных учителей, заявляющих, что они обучают по методикам Вальдорфа и Монтессори, привело к формированию негативного впечатления о школах в обществе и образовательном мире, что осложняет родителям выбор достойной школы.
Как книги Рудольфа Штайнера, так и книги Марии Монтессори заслуживают внимательного прочтения, и в них содержится много информации для тех, кто хочет, чтобы воспитание основывалось на счастье и потребностях ребёнка, а не навязанном взрослыми распорядке.
Мнение Ди Джой Коултер
Доктор Ди Джой Коултер – известный в США популяризатор нейронаук. Она получила степень магистра по специальной педагогике в Мичиганском университете, докторскую степень по холистическому образованию и началам нейробиологии в Университете Северного Колорадо.
В недавнем «Вестнике холистического образования» (зима 1990 г.) было опубликовано интервью с четырьмя замечательными педагогами Монтессори и вальдорфского метода. С большим удовольствием я прочла эту открытую и спокойную беседу. Уже много лет я нежно люблю оба движения. Я помогала открыть вальдорфскую школу Shining Mountain в Боулдер-сити (штат Колорадо) и работала в системе Монтессори последние пять лет. Занимать нейтральную позицию между столь дорогими мне системами было довольно сложно: они существовали в моей жизни параллельно, «закрывая глаза» друг на друга. Мне редко выпадала возможность применять ценные находки одного из движений в другом.
Долгое время эти подходы занимали отдельные уголки в моём сердце и голове, а я пыталась разрешить парадокс: как они могут быть одновременно настолько разумными и правильными, но при этом совершенно различными? А потом я оказалась на лекции в университете Наропы (буддийский университет в Боулдер-сити), где я больше всего люблю преподавать и который мне дорог не меньше, чем Монтессори и Вальдорф. Д-р Джереми Хейвард отметил, что буддисты считают мудрость (главную добродетель) и искусные умения (правильные действия) двумя крыльями голубя. Все восточные аналогии закрутились у меня в голове: принципы женского и мужского – инь и янь, как каждый из них содержит в себе зародыш другого.
И тогда я снова задумалась о главном парадоксе своей жизни: как может быть, что Монтессори и Штайнер создали две самодостаточные цельные системы, существующие независимо друг от друга? Внезапно я увидела двух вдохновлённых лидеров и их действия как узор, построенный на обратной симметрии. Некоторые из этих узоров я и хотела бы описать.
Рудольф Штайнер начал свой духовный путь в Теософском обществе, а через некоторое время вышел из него и основал собственное течение, которое назвал антропософией. В то время как у Штайнера увлечение теософией случилось в юности, у Марии Монтессори это произошло в зрелом возрасте. Когда началась Вторая мировая, она находилась в Индии и не смогла вернуться в Италию. Она застряла в Адьяре на шесть лет, была вынуждена отказаться от привычного ей темпа жизни и жить в темпе этого индийского города, в котором, по стечению обстоятельств, находилась штаб-квартира Теософского общества.
Пережитое Монтессори во время войны привело к тому, что она стала ставить воспитание в духе мира превыше всего. На развитие идей Штайнера также большое влияние оказала война, только в его случае это была Первая мировая. Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», попросил Штайнера разработать подход к обучению, который годился бы как для воспитания детей рабочих и дирекции фабрики, так и помог бы восстановить культуру, пострадавшую от войны и классовых дискриминаций.
Война дала Штайнеру повод к формализации философии образования, а Монтессори – стимул к одухотворению уже давно работающей системы. Путь Монтессори в образовании начался с детей в итальянских гетто, которым не было бы места в обществе, если бы не её судьбоносное вмешательство.
Рудольф Штайнер прививал ученикам уважение к основным человеческим добродетелям и внутренней мудрости, вернув обучение искусствам и пробуждение сердечных сил. Монтессори предложила бесправным детям помощь, приобщив их к культуре и научив необходимым навыкам, для того чтобы они смогли найти и занять своё место в обществе. Если Штайнер работал над тем, чтобы разжечь воображение слишком ожесточённых детей, то Монтессори старалась ослабить чрезмерное воображение детей, прибегавших к нему, чтобы скрыться от непонятной им реальности. Она стремилась «нормализовать» детей – привести их действия и воображение к равновесию.
Симметрии в учебной программе. Многие из элементов учебной программы этих систем диаметрально противоположны друг другу. В системе Монтессори детей сначала знакомят с плодами работы великих математиков – Платоновыми телами или Пифагорейскими геометрическими формами, а биографии и теории, связанные с этими формами, вводят позднее.
Штайнер рекомендовал учителям сначала показать детям чудесные законы священных чисел, рассказать о математиках, их духовных исканиях и только после этого – сами формы. Вальдорфский подход ставит перед ребёнком вопросы, чтобы он самостоятельно прошёл по духовному пути, ведущему к правильному ответу, и только потом показывает, к какому ответу пришла мировая культура.
Подход Монтессори сначала приглашает ребёнка постичь величие человеческой культуры и узнать ответы на основные вопросы.
В Монтессори дети рано открывают для себя географические объекты, их пространственные отношения, и география помогает им увидеть, как тесно связаны между собой мировые культуры.
Нередко случается так, что младшие школьники Монтессори собирают деньги, к примеру, для сохранения бразильских дождевых лесов. Штайнер же рекомендует начинать с местной окружающей среды и постепенно двигаться к наружному краю спирали, чтобы к 12 классу дойти до астрономии, однако для изучения истории он предлагал двигаться наоборот – к центру. Изучать историю ребёнок начинает со сказок, легенд и мифов, затем проходит библейские времена и античность, достигая к 12 классу современной истории. Штайнер рассчитывал путешествие сквозь историю так, чтобы ребёнок изучал её в соответствии со своим постепенно развивающимся сознанием. Классический период Греции, к примеру, изучается в 5 классе, когда дети превыше всего ставят справедливость и становятся способными к формированию демократического общества.
Педагоги обоих методов высказывались в интервью, напечатанном в «Вестнике холистического образования». Приверженцы Монтессори говорили о материалах, окружающей среде, структуре, строительстве, игровых упражнениях, понятиях, своеобразии, порядке и практичности. Этими словами обычно описывают вещественный мир и созидают реальность. Приверженцы Вальдорфского метода говорили о тонких процессах, сущности, аспектах, ритме, ощущении элементов, контексте, воображении и красоте. Этими словами обычно описывают внутреннюю жизнь и художественные нюансы нашего мира. Однако оба движения больше, чем просто полярности друг друга, ибо каждое из них лежит в основе другого. Система Монтессори стремится к тому, чтобы дети, вскормленные в ней, отправлялись в свой жизненный путь способными привести планету к миру. Штайнер предложил свою духовную систему в надежде, что дети, вскормленные в ней, отправятся в свой жизненный путь свободными и способными внести свой вклад в дальнейшее развитие культуры.
Обе педагогические системы великолепны, полны сочувствия и уважения к ребёнку. Но лучше всего они работают, когда их последователи стремятся изучать корневые качества своего движения. Монтессори красноречиво говорила о духовном эмбрионе ребёнка и духовной подготовке для учителей. Монтессори-педагогам стоило бы изучать её поздние работы и включать в процесс обучения, кроме простых форм, чуть больше той тайны, которую Мария Монтессори также считала важной. И наоборот, Штайнер искал учителей с богатым жизненным опытом, чтобы дети брали с них пример. Вальдорфским педагогам стоило бы чаще выходить в реальный мир изучать опыт других школ: как дети ведут себя в разных условиях, как преподаватели справляются с конфликтами, как современная наука может поддержать их духовные открытия.
Эти действия будут полезны самим учителям. Когда я общаюсь с преподавателями вальдорфских школ, я вижу, как они изолированы и внутренне истощены. Им станет лучше, когда они почувствуют свою общность с миром. Общаясь с Монтессори-педагогами, я вижу, что их переполняет сострадание к миру, погрязшему в хаосе. Им станет лучше, когда они найдут возможность своего духовного обновления. Ясно одно: детям необходимы обе педагогические системы. Каждый из этих путей даёт высокий уровень любви и заботы и ведёт к здоровому взрослению, так нужному нашим детям сегодня.
Авторы: Сьюзен Мэйклин Стивенсон, Ди Джой Коултер
Перевод: Евгения Ефимова, Юлия Бараблина
Оригиналы статей: michaelolaf.net¸waldorfak.org
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов