Вход
Монтессори с какого возраста подходит ребенку

С какого возраста возможно обучать ребёнка по системе Монтессори?

Система Монтессори, как я не устаю повторять, хороша именно тем, что не только называет себя системой, но и является таковой. Это целостный взгляд на природу детства, который хорош для детей каждого возраста, да и родителям, последовательно его применяющим, обычно жаловаться не приходится. В общем-то, идеальна ситуация, когда родители обладают определёнными знаниями до рождения первого ребёнка. Тогда они могут предпринять некоторые полезные действия ещё до появления на свет малыша, подойти к родам с пониманием потребностей мамы и новорождённого, подготовить удобный для всех дом, обойтись минимумом трудностей в установлении распорядка дня малыша, умело действовать в истинных интересах ребёнка, позже – найти Монтессори-сад и школу… – благолепие и растворение воздухов.

Образование для жизни, о котором писала М. Монтессори, действительно начинается с подготовки родителей, поскольку они – важнейшее окружение ребёнка, они транслируют ему свой образ жизни и культуру, к которой принадлежат, от их готовности приложить свои усилия зависит и создание домашней Монтессори-среды, и возможность ребёнка посещать Монтессори-класс.

Первые два месяца жизни малыша, называемые симбиотическим периодом, для новорождённого, да и для матери, важно быть максимально сосредоточенными друг на друге. Это промежуточное состояние, уже разделённое, но ещё очень созависимое.

Дальше с каждым месяцем малыш становится всё более подвижным и заинтересованным во внешнем мире. В это время мама с малышом может посещать класс, называемый нидо (если в нём есть пространство для самых маленьких), но это, скорее, способ для неё «выйти в свет». Ребёнок может при необходимости некоторое время быть в классе без мамы, но его личной потребности в этом нет. Вся обстановка и мобили, которые можно предложить малышу в классе, несложно (и желательно) воспроизвести дома.

Когда ребёнок начинает активно ползать, класс «Нидо» может предложить ему уже гораздо больше. В этом возрасте малыш может находиться в классе самостоятельно довольно продолжительное время. Имеет смысл посещать «Нидо», если маме нужно выходить на работу, или если условия домашней среды не позволяют дать ребёнку достаточно пространства и домашних аналогов материалов для крупных движений, подготавливающих его к ходьбе. В классе есть возможность расположить достаточно громоздкие брусья, тумбы, лестницы, тяжёлые детские столики и стулья, возле которых ребёнок может пробовать стоять, ходить с опорой, взбираться и спускаться, ползать, сидеть. Каждый из элементов нужен ребёнку непродолжительное время, так что рационально предложить дома предметы домашней обстановки, подходящие по функциям, или взять напрокат Монтессори-материалы (что пока не распространено в России, насколько мне известно). Если же это затруднительно, посещение «Нидо» может быть полезно.

Малыш изучает свое отражение в зеркале

После того, как ребёнок начинает ходить, многое в домашней среде потребует изменения. Теоретически хорошо подготовленные родители могут воспроизвести развивающую среду дома, которая будет немногим уступать Тоддлер-классу. Практически в России пока недостаточно качественной информации по тому, как это сделать, и без получения специализированного Монтессори-образования, пожалуй, тут не обойтись. Кроме того, в классе ребёнок сталкивается с правилами поведения, регулирующими его взаимоотношения там, получает опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками, сотрудничает с новым взрослым – педагогом; регулярное посещение занятий подготавливает малыша к садику. Эти важные грани опыта невоспроизводимы в домашних условиях. Если же быть честными до конца, то родителям редко когда удаётся считаться с потребностями ребёнка так бережно, как это можно сделать в классе. Дело в том, что мы, взрослые, привязаны к временным рамкам, тогда как ребёнок живёт в мире внутренних свершений. Его может обуревать желание многократно повторять какие-то действия, и не всегда родитель располагает временем, чтобы позволить юному исследователю именно сейчас сорок раз поливать цветочек или два часа вдумчиво наводить и пожёвывать суп из компота, зерновых шариков и творожка. Ребёнок при этом создаёт и закрепляет важные навыки и качества личности, узнаёт мир; он поливает не ради цветка и даже ест не только для того, чтобы насытиться. В классе всё время занятий принадлежит ему, и малыш может повторить понравившиеся действия столько раз, сколько нужно для достижения его внутреннего результата. Сама М. Монтессори высказывалась в том смысле, что после полутора лет желательно посещать Тоддлер-класс каждый будний день. Из своего опыта психолога я заключаю, что для большинства детей до 2,5–3 лет нахождение в разлуке с близкими людьми в течение всего дня – достаточно большой труд. Самый благоприятный режим – пребывание в группе половины дня. Но это сопряжено с финансовыми трудностями. Подавляющее большинство Монтессори-садов – частные, так что, как правило, для того, чтобы ребёнок мог их посещать, матери требуется выйти на работу, а значит, скорее всего, быть занятой полный день. Если ребёнок приходит в класс два-три раза в неделю на несколько часов, это увеличивает время, которое ему требуется, чтобы включиться в работу, в каждое его посещение. Тем не менее, это один из вариантов компромиссного решения. В зависимости от индивидуальных обстоятельств родители детей до 2,5 лет могут выбрать наилучшую тактику.

Девочка работает с подвижным алфавитом

После 2,5–3 лет образовательные потребности ребёнка сильно меняются, и им удовлетворяет класс 3–6. С одной стороны, многие материалы для этого возраста описаны самой М. Монтессори в её книгах, которые переведены на русский язык, так что родителю в чём-то проще пытаться воссоздать эту среду дома. С другой стороны, материалы этого возраста уже в полной мере дидактические, они узкоспециализированы, каждый из них нужен весьма непродолжительное время, так что покупать или делать их для использования одним ребёнком нецелесообразно. Кроме того, индивидуальная работа с материалом – лишь часть всего, что делает ребёнок в классе 3–6. Методика предусматривает разнообразные формы совместной работы детей в разновозрастной группе, далеко не все из которых воспроизводимы даже в многодетных семьях. Посещение дошкольной группы является хорошей подготовкой к школе, даже если это будет не Монтессори-школа. В свете сказанного, если идеи Монтессори находят отклик в Вашем мироощущении, логично привести ребёнка в класс 3-6, продолжая поддерживать и развивать самостоятельность и независимость дома. Если же малыш пойдёт в садик с традиционной программой, Вы можете организовать дома условия для его большей самостоятельности и независимости в бытовых моментах, но на серьёзную работу с языковыми, математическими, космическими материалами времени у ребёнка не будет, и к лучшему: такое параллельное изучение может запутывать.

Далее ребёнок может пойти в традиционную школу, и база, заложенная в дошкольное время, будет ему хорошим подспорьем. Если же родители в состоянии привести ребёнка с 6 до 12 лет в Монтессори-школу, то ему будет легко заниматься там, поскольку и стиль учёбы, и материалы перекликаются с теми, что он знает по дошкольному классу. Некоторые родители выбирают вариант семейного образования, которое не может (по тем же причинам, что и 3–6) полностью реализовать Монтессори-метод, но, при грамотной организации, не уступает Монтессори-классу в субъектной позиции ученика и степени индивидуализированности. Правда, ребёнок лишён в таком случае опыта совместных проектов в процессе учёбы со сверстниками, но обычно это частично восполняется общением в кружках, спортивных секциях, клубах и т.п.

Девочка смотрит, как мальчик строит розовую башню

Специализированных Монтессори-школ для подростков (названных М. Монтессори эрдкиндерами) немного во всём мире, отчасти в связи с тем, что устроенный по всем правилам эрдкиндер – это пансион полного пребывания, и он недёшев. Отчасти, возможно, по причине того, что дети даже после предыдущей образовательной ступени оказываются готовы заниматься самообразованием и не так нуждаются в подготовленной среде, как младшие. В нашей стране существуют компромиссные решения, которые представляют собой подобие образовательной среды Монтессори-класса 6-12, с материалами, соответствующими программе старших классов, и итоговыми аттестациями, соответствующими образовательному стандарту России.

Интеграция ребёнка в традиционную систему образования после Монтессори-класса возможна на любом этапе. Обратный процесс не всегда может быть эффективен: если ребёнок приобрёл определённые образовательные привычки до 9-11 лет, ему с высокой степенью вероятности будет тяжело переключиться на иную образовательную парадигму, хотя положительные примеры такого позднего включения существуют.

Система Монтессори подходит всем детям (поскольку основана на возрастной психологии и реализует её выводы в образовательной системе), если они с раннего возраста воспитываются в духе Монтессори, но она подходит не всем родителям по экономическим и мировоззренческим причинам. В случаях, когда либо ребёнок поздно включается в Монтессори-образование, либо образ жизни и мыслей родителей слишком сильно расходится с вектором образования Монтессори-класса, обучение по системе Монтессори может создавать в жизни ребёнка слишком много противоречий, и тогда включение ребёнка в образовательный процесс на основе научной педагогики может быть нецелесообразно.

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.