• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов

Сотрудничество вместо конкуренции в Монтессори

Сотрудничество вместо конкуренции в Монтессори

В нашем советском прошлом отношение к соревновательности было неоднозначным: большинство на сознательном уровне искренне верили, что положительная окраска понятия допустима разве что в спорте, но в глубине души регулярно сравнивали себя с другими даже в областях, где ранжирование бессмысленно. Забота о себе становилась и постыдной, и желанной.

Пока наша экономика училась быть рыночной, а люди примеряли новые роли, конкуренция идеализировалась и в экономике, и в карьере, и личностном развитии. Мы пробовали себя в новом качестве, и каждый гладиатор надеялся стать Калигулой. Но когда первое головокружение от разрешения ставить себя на первое место и бороться за него прошло, стало ясно, что перегибать палку и в эту сторону тоже чересчур. Где же золотая середина?

Конкуренция в школе — хорошо?

Преимуществ, которые даёт цивилизация, люди достигли именно сообща в самом широком смысле:

  • мы кооперируемся с живущими в одно время с нами, чтобы создать то, что никто из нас не смог бы в одиночку;
  • мы объединены с предшествующими поколениями, потому что пользуемся опытом, ими накопленным;
  • мы беспокоимся о том, чем мы полезны потомкам настолько, что вы сейчас читаете эту статью.

Традиционная школа начиналась с того, что каждый ученик стремился усвоить знания, которые наставник считал нужным ему дать, и учитель же оценивал, насколько подопечному удалось воспринять то, чему его учили. Постепенно сформировалась отметочная система, которая, в числе прочего, позволила сравнивать учеников между собой.Роль конкуренции в жизни обществаДолгое время эта парадигма была эффективна, потому что иерархия школы воспроизводила иерархию общества. Никто особенно не думал про какую-то там социализацию, но те коммуникативные и личностные компетенции, которые позволяли быть успешным в учёбе: исполнительность, послушание, наблюдательность, позволяющая перенимать мастерство без лишних вопросов, работоспособность, уход от конфликтов, — пригождались и в жизни. В небольшой степени школа эти качества воспитывала, в значительной — отбирала наиболее способных к желательному поведению.

С развитием цивилизации растёт значение личной инициативы и готовности к успешной коммуникации с большим количеством очень разных по характеру, языку, культуре людей. Традиционная школа, пусть и с большой инерцией, но включает в себя всё больше игр, командных проектов, совместных заданий, предлагает использовать сторонние ресурсы и развивать умение грамотно запросить помощь. Школьные рамки не очень располагают к расширению репертуара стратегий социальных взаимодействий:

  • одновозрастные классы;
  • соревнование в успеваемости между детьми;
  • ориентация на одобрение учителя;
  • малое количество открытых ситуаций без «правильного ответа».

Отдадим должное педагогам традиционной школы: многие из них небезуспешно пытаются создавать модельные ситуации, чтобы обучаемые упражнялись в коммуникации и организации общего проекта.Соревновательные ситуацииСущественным недостатком отметочной системы (который очень незначительно поправляется использованием элементов самооценки) является вот что.

Отметка есть внешняя оценка; если мы учим человека ориентироваться на неё, то это может сильно помешать находить личностный смысл в том, что делаешь, мешает формулировать собственные задачи и самому понять, решены ли они в первую очередь для себя.

Невозможность контролировать постороннюю оценку, особенно когда она побуждает идти вразрез с собственными интересами (чего оценка внутренняя не провоцирует), приводит к стрессу, который мешает:

  • развитию инициативности;
  • ответственности;
  • умению самостоятельно оценить результат;
  • сделать выводы на будущее.

О том, как и почему это происходит, написано немало статей и книг, и я не стану их пересказывать. Стресс, вызываемый ажиотажем вокруг школьных отметок и соревнованием в успеваемости, воспитывает стрессоустойчивость не больше, чем закаливает жизнь в холодном подвале.

Соревновательные ситуации должны быть гомеопатически выверены, так же, как мы продумываем нагрузку при закаливании или спортивной тренировке. Миф о том, что конкуренция вдохновляет — заблуждение. Она вызывает стресс. Если человек в состоянии справиться, тот действительно активирует и тонизирует. Но если учащийся не в силах совладать с давлением беспокойства об успеваемости, стресс может принимать разрушительные формы, и они только нагружают психику дополнительной ношей.

Обучение сотрудничеству мешает умению конкурировать?

Как навык сотрудничества сказывается на успешной конкуренции между детьми, можно проследить, если познакомиться с тем, как меняется взаимодействие в Монтессори-классах от одной образовательной ступени к другой.

Всё начинается именно с обозначения личных границ, осознания собственных потребностей и добровольно-принудительном соблюдении минимальных норм общежития. Начиная с самого своего первого Монтессори-класса, малыши выбирают те материалы и занятия, которыми хотят заниматься именно они и именно сейчас. Никто не вправе прерывать их. В пределах занятия каждый волен работать над выбранной задачей столько, сколько потребуется.Конкуренция в обществеЕсли ребёнок слишком мал, чтобы не мешать другому (а в чужих руках материал заметнее, чем на полке, это факт), то задача Монтессори-педагога уважительно, но твёрдо помочь соблюсти границы другого. В этом есть элемент принуждения, но когда звучит код «Сейчас это его работа» уже в отношении себя, становится понятна личная выгода такого положения вещей, и соблюдение границ начинает быть осознанным и добровольным.

Постепенно дети всё чаще выбирают делать что-то вместе. Материалы старших дошкольников и младших школьников обладают тем бόльшим потенциалом к совместному использованию, чем для более старшего возраста они созданы.

Кроме того, есть немало в классе 3–6 и много в классе 6–12 упражнений и занятий, при которых дети работают в микрогруппах. Взрослый может участвовать в выделении рабочей группы. Педагог знает актуальный круг интересов каждого ученика, и выбирает тему, презентацию, которую хочет показать одному или нескольким детям. Тем не менее последнее слово остаётся за желающими объединиться на основе общих задач и интересов.

Именно так, как это происходит в реальной жизни. Даже клерки в компаниях минимально объединены задачами общей деятельности. Самый же большой вклад в общественный результат вносят группы единомышленников, которым по-настоящему интересно друг с другом.

Они могут записывать музыкальные альбомы, проводить научные исследования или работать в автосервисе. Они могут стать лучшими в своём деле, а могут и не стать. Результат их совместной деятельности иногда получает большой, а довольно часто — весьма скромный коммерческий успех. Но они с удовольствием делают что-то, что как минимум хорошо, и их усилия вознаграждены.

Влияние конкуренции на ребёнкаПодростки составляют бизнес-планы своих предприятий: им случается выращивать на продажу овощи или изготавливать мелкую хендмейд продукцию. Развитие компьютерных технологий позволяет и организовывать, и принимать участие в самых разных начинаниях по всему миру.

Дети, не занятые зубрёжкой школьной программы к стандартным тестам, охотно вовлекают себя во множество дел, как ни удивительно это взрослым, которые очень боятся, что если передать ответственность детям, то они будут круглые сутки играть в компьютерные игры и ничего больше.

Социальная и учебная активность старшеклассников позволяет убедиться, что Монтессори-среда, которая ориентирует детей на самостоятельную работу и свободную кооперацию, позволяет вырасти уверенным в себе деятельным людям, которые спокойно и успешно конкурируют с другими, хотя это обычно не является для них самоцелью.

Востребовано то, что скучно или требует героических усилий, так что преодолевать себя полезно?

Ищешь дорогу к мудрости, да?

О, проще нет в мире вещи:

Шагай от ошибки к ошибке туда,

Где их становится меньше.

П. Хейн, пер. с англ. мой

Кинофильмы, книги, реклама, блоги рисуют нам красочную картину того, как кто-то пробился через тернии соперничества к звёздам. Сосредотачиваясь на таком варианте движения к успеху, мы совершаем классическую «ошибку выжившего»: начинаем думать, что путь к звёздам непременно лежит сквозь колючки.

Между тем звёзды остаются над нашей головой во всякое время, даже днём. Нам вообще не нужно куда-либо идти, чтобы взглянуть на них. А если поискать не колючки, а, например, берёзы, то можно найти железную руду, построить космический корабль для дальних перелётов и подобраться к звёздам значительно ближе…

Когда у большинства детей опускаются руки, когда они начинают верить, что учёба — трудный, скучный и ненужный им самим процесс, они вырастают в потерявших надежду взрослых и считают, что унылый труд — это норма. Рассуждения о том, что созидание приносит радость, остаются уделом философов. Невозможно всем быть первыми… в чём-то одном. Но если отвести глаза от расхожих штампов социального успеха и сосредоточится на понимании успеха как достижения своих личных целей, то можно заметить вот что.Ребёнок в конкурентной средеЧтобы выдерживать конкуренцию, важна не столько привычка бороться, сколько конкурентоспособность:

  • являешься ли ты кем-то по существу;
  • каково содержание твоих умений, интересов, инициатив;
  • умеешь ли ты найти того, кому они пригодятся.

В экономическом варианте это звучит как «поиск того, у кого есть причины заплатить мне за то, чтобы я делал то, что мне интересно, так хорошо, как я уже умею, и учился делать это ещё лучше». Это не обещание того, что каждый, кто занят любимым делом, озолотится и станет миллионером. Хорошая новость в том, что счастлив не тот, у кого много денег, а кому их хватает.

С людьми, которые с детства ставили собственные цели развития, добивались их самостоятельно, но зачастую действуя сообща с другими учениками (как это, например, происходит в Монтессори-классах), довольство жизнью случается гораздо чаще. Подробно эта тема развивается исследователями феномена самоактуализации, в том числе в научно-популярных работах А. Маслоу и К. Хорни, например. Главным отличием самоактуализированных людей от остальных является именно не масштаб успешности, а то, с какими радостью и удовольствием она достигается.

Возвращаясь к конкуренции как к тренировке, нельзя не обратить внимание читателя на то, как она искажает отношение к ошибкам: давление духа соревновательности учит ошибок избегать, а реализация собственных целей поощряет видеть попытки частью достижения цели. Какое-то количество неудачных проб неизбежно для успеха, так что ненавидеть их контрпродуктивно.Сотрудничество лучше конкуренцииЧасто оказывается, что стремление к безупречности и успешность в том, чтобы инициативно, креативно и результативно действовать — это несовместимые стратегии: «не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Задача воспитания состоит не в том, чтобы намеренными трудностями закалить меч для битвы, а в том, чтобы будущий взрослый, используя богатство культуры, современной его детству, максимально реализовал свой потенциал в создании богатства культуры, современной его зрелости.

Практика показывает, что, хотя в арсенале социализационных приёмов Монтессори намеренно отсутствует искусственно созданное соперничество детей, выпускники Монтессори-школ лучше сверстников справляются со стрессом конкуренции. Они строят собственную личность и обращаются к другим тогда, когда им уже есть что им предложить. Нет ничего странного в том, что их выбирают: ведь они интересны и знают это.

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться