Я здесь, чтобы помочь

Я здесь, чтобы помочь
Добавить в избранное Распечатать

Кисть начинает стучать по банке с краской всё чаще и чаще – первый признак того, что скоро помещение наполнится пустой болтовнёй и шумом. «Когда же мы войдём в ритм?» – думает про себя педагог Монтессори.

Этот трёхлетний ребёнок любит рисовать на мольберте, закрашивая все углы кистью, с которой капает краска, попадающая на него и пачкающая всё вокруг. Но мальчику не нравится убираться. Он считает, что работа окончена тогда, когда дорисована картина. И никак иначе. Гид тихонько восхищается упорством ребёнка, который снова выберет занятие, которое приносит ему большое удовольствие, при этом продолжая игнорировать уборку.

Встав с кресла, гид медленно, уверенной и полной достоинства походкой пересекает комнату и оказывается рядом с мальчиком у мольберта, ребёнок с диким взглядом готов к борьбе или бегству. Она останавливается и терпеливо ждёт, когда её безмятежная сосредоточенность успокоит взволнованного ребёнка. Опираясь на свой опыт общения с теми детьми, которые любят выполнять какое-то занятие, но не доводят его до конца, гид решает сменить тактику. В отличие от большинства детей, которые охотно отвечают ей и быстро принимают правила и обычаи, присущие свободе, закреплённой в данном окружении, она осознаёт, что в этом мальчике растёт сопротивление: он не будет делать то, что не хочет.

Мальчик оставляет отпечатки на стене

Этот ребёнок любит рисовать, закрашивая все углы кистью, с которой капает краска, попадающая на него и пачкающая всё вокруг. Но мальчику не нравится убираться. Он считает, что работа окончена тогда, когда дорисована картина

«Ты нарисовал картину, Джим! – говорит она с теплотой и восхищённым блеском в глазах. – Она полна приятного красного цвета и на ней изображена милая белая точка». Она описывает его творение, старательно избегая каких-либо признаков недовольства тем, что мальчик снова не выполнил последнюю часть упражнения – не убрал за собой.

«Давай повесим её вместе!»

Отсоединив насквозь мокрое изображение от мольберта, она делает мысленную засечку сослаться на Ротко (Марк Ротко – американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля, – прим. переводчика), когда на следующем родительском собрании будет говорить о страсти Джима к рисованию, и просит ребёнка взять картинку за другой уголок. Выбрав прищепку, она ловко прикрепляет свой конец к проволоке и, повернувшись к мальчику, замечает, что он пытается быстро сделать то же самое перевёрнутой прищепкой. «Ой! – восклицает она. – Так это сделать трудно!» И тогда педагог берёт другую прищепку и медленно показывает, как её нужно правильно держать и за какие концы сжимать. Педагог спокойно и терпеливо ждёт, пока настойчивые усилия ребёнка не приведут его к победе над прищепкой.

Помощь с уборкой

«Я могу помочь тебе с уборкой, когда ты будешь готов», – предлагает она. Гид настойчиво борется сама с собой, вспоминая его обычное неприятное сопротивление, когда он даже кричит, пинается и дерётся, в те моменты, когда от него требуют, чтобы он сделал уборку. Педагог предпочитает сосредоточиться на своём новом плане по привлечению мальчика, специально не торопя его с ответом, чтобы дать ему время обдумать её предложение. «Я принесу губки, когда ты будешь готов».

Она присаживается рядом с ребёнком, достаточно близко для доверительного общения, но при этом сохраняя его личное пространство, и ожидает его решение. Её опыт подсказывает ей, что всё зависит от её способности донести до ребёнка её желание помочь и вместе с ним изменить то, что вызывало стресс, и преобразовать это в радостное партнёрство. Она осознаёт важность этого момента в развитии его самостоятельности и надеется, что заманчивые перспективы взаимодействия станут мостом, который будет поддерживать его свободную волю, – ещё один шаг на пути к превращению в человека, который наслаждается каждой деталью работы, которую он выбирает.

Педагог Монтессори смотрит рисунок мальчика

Она описывает его творение, старательно избегая каких-либо признаков недовольства тем, что мальчик снова не выполнил последнюю часть упражнения – не убрал за собой

Привлекая ребёнка к уборке, она спрашивает: «Мне принести ведро воды или ты справишься сам?» Во время уборки педагог предлагает различные варианты совместной деятельности: «Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу? Может, я помою верхнюю часть, а ты нижнюю? Теперь давай я покажу, как помыть голубую кисточку, а ты потом выберешь, какую кисточку помоешь ты».

Они продолжают отмывать мольберт и наводить порядок вокруг него. Когда уборка близится к завершению, педагог тихо, с заговорщическим видом говорит: «Мы с тобой отличная команда, Джим. Какой чистый и красивый теперь этот мольберт! И теперь следующий ребёнок может работать за ним!»

«И это могу быть я! – восклицает Джим. – Я могу быть следующим ребёнком!»

Она внутренне улыбается тому факту, что он стал на шаг ближе к принятию всех обязанностей, связанных с его любимым занятием, а она стала на шаг ближе к тому, чтобы по-настоящему оценить Джима, несмотря ни на что. Её опыт подсказывает ей, что скоро он будет готов сделать уборку сам.

Автор: Шарлотта Крогер, Монтессори-педагог

Оригинал: mariamontessori.com

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлана

Спасибо, за описание такой не простой ситуации, как отказ ребенка убирать. Полезно для меня описание внутреннего состояния педагога. Очень поучительно.

29 Ноября 2015 Ответить

Интересное на Монтессори.Дети

Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Воспитание и развитие

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Воспитание и развитие

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Воспитание и развитие

Проводим дома опыты с сухим льдом

Родителям о методе Монтессори

Что значит принцип Монтессори «Следовать за ребёнком»

Отвечаем на вопросы

Задать свой вопрос эксперту
Опыт родителей

Как я стала Монтессори-мамой

Опыт родителей

Монтессори-пространство для двух детей разного возраста

Опыт родителей

Наблюдение за ребёнком вместо вопроса: «Чем ты сегодня занимался?»

Опыт родителей

Сегодня суббота

Опыт родителей

Монтессори и Вальдорф в одной семье