Вход
Обед в Монтессори-садике

Обед в Монтессори-саду

Организация приёма пищи в Монтессори-среде отличается от организации процесса питания во многих других детских учреждениях, будь то детский сад, школа, санаторий, больница или летний лагерь. Как обычно происходит процесс потребления пищи? Перед ребёнком стоит обед, который необходимо съесть. Как правило, это первое, второе, напиток. Порции рассчитаны по нормативам с учётом возраста ребёнка. Но, конечно, не представляется возможным учитывать индивидуальные особенности ребёнка (кто-то ест больше, кто-то меньше), актуальное состояние ребёнка (кто-то плотно завтракал дома, а кто-то очень голоден). Поэтому одни дети не насыщаются предложенной порцией, в то время как другие часть еды оставляют на тарелке либо мучительно доедают, потому что взрослые научили их, что оставлять еду несъеденной плохо. В этом случае у детей нарушаются пищевые привычки (например, дети переедают), нарушается культура поведения за столом (дети оставляют еду на тарелках).

Все эти сложности легко преодолеваются в Монтессори-среде с помощью организации процесса питания. Даже самые маленькие воспитанники самостоятельно сервируют для себя стол и накладывают себе на тарелку столько еды, сколько им нужно. Самое главное, чему учится ребёнок в этом случае – это чувствовать себя, свой голод, понимать, сколько еды ему сейчас необходимо. Ребёнок может ограничиться одной порцией супа (или даже половиной порции), а может положить себе добавку и съесть две порции. Ребёнок в этом случае следует за ощущениями собственного тела, он учится осознавать свои желания и учится воплощать их.

Ребёнок ест здоровую еду

Даже самые маленькие воспитанники в Монтессори-саду самостоятельно сервируют для себя стол и накладывают себе на тарелку столько еды, сколько им нужно.

Зачем это нужно? Может быть, будет лучше, если ребёнок просто будет съедать то, что ему дают взрослые? Наверно, так удобнее для взрослых, чтобы ребёнок просто ел и съедал всё. Но система Монтессори не ориентируется в первую очередь на удобства взрослых. Это система, ориентированная на ребёнка и его полноценное всестороннее развитие.

И одним из аспектов развития ребёнка является его сенсорное развитие. Осознание таких видов ощущений, как ощущение голода и, наоборот, насыщения – это тоже важная часть сенсорного развития. И понять, сколько еды мне нужно сейчас, чтобы утолить голод – это определённый этап развития человека. Маленький ребёнок может пытаться перелить воду из большой ёмкости в маленькую, не задумываясь о том, что вся вода из большой ёмкости не войдёт в маленькую. Ребёнок постарше возьмёт две ёмкости или выберет ёмкость побольше. Потому что он уже достаточно развит, чтобы сопоставить объём жидкости в разных бутылках. Его сенсорное развитие достигло определённого уровня. Но ребёнок, который не имел опыта переливания жидкости из ёмкости в ёмкость, не будет легко выбирать нужные ему ёмкости. Точно так же и с питанием. Ребёнок, который не имеет возможности выбирать, сколько ему съесть, небыстро научится понимать сигналы своего тела. А что это значит в более широком контексте? В данном случае речь идёт об ответственности за самого себя, об инициативе, об умении принимать решения (я решаю за себя, сколько мне есть, а не другой). Всё это достаточно важные для рёбенка умения и навыки, которые формируются в том числе и в процесс питания.

Оказывается, организация питания в среде Монтессори гораздо более глубокий процесс, нежели просто потребление пищи.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.