Вход
Девочка занимается математикой в Монтессори-классе

Монтессори-среда: тренировка воли ребёнка

У каждого ребёнка есть ежедневная порция энергии (Мария Монтессори говорит о Хорме – жизненной энергии), которая дана ему для развития, она как бы нашёптывает ему: «Ты должен расти». И если у ребёнка есть возможности для конструктивного и целенаправленного приложения этой энергии, то он действительно будет расти. Энергия будет использоваться по назначению, постепенно превращаясь из спонтанной силы импульса к действию в целенаправленную и активную волю, посредством которой ребёнок постепенно учится управлять не только своими физическими проявлениями, но и мысленной, умственной сферой. Если же на пути ребёнка появляются препятствия, то энергия уже тратится не на рост и развитие, а на собственно преодоление этих препятствий.

Едва только малыш начинает предпринимать свои первые осознанные действия, как эта конструктивная сила проявляется в его сознании. Вот так начинается развитие воли, и это самое начало процесса, двигателем которой является реальный опыт. Сама природа ставит задачи роста и развития, и ребёнок начинает своё самостоятельное движение по пути прогресса, и именно воля ведёт его по этому маршруту.

Рассмотрим развитие воли в условиях специально подготовленной среды. Когда ребёнок начинает выбирать из представленных ему материалов то, что ему нравится. Когда идёт к определённой полке за конкретным пособием, затем относит поднос с набором предметов на предварительно расстеленный коврик или на самостоятельно выбранный столик. Когда уступает материал своему коллеге по приобретению опыта или просто ждёт, пока товарищ закончит работать с интересным материалом и можно будет им тоже заняться. Когда ребёнок раз за разом упорно занят повтором упражнения, попутно выполняя контроль за ошибками. Когда ребёнок не следует своим импульсам, сдерживая себя, он внимательно и усердно раз за разом повторяет понравившееся упражнение, постепенно исправляя ошибки, обнаруженные им самостоятельно при помощи материала. Когда ребёнок аккуратно и тихонечко переносит мебель. Когда он задвигает стульчик каждый раз, когда встаёт, и вовсе не потому, что так полагается, а потому что это может помешать другим. Для совершения всех этих действия ребёнку необходимо совершить усилие, можно даже сказать, что ребёнок тренирует свою волю через совершение множества волевых действий.

Именно она регулярно включается и постоянно доминирует во всех этих ситуациях – воля ребёнка, которая основана на внутреннем самодостаточном импульсе, – и прорасти она может только изнутри. Но её ростки часто легко затаптываются взрослыми, а уничтожив проявления детской воли, просто безвозвратно заменяют её своей, безрассудно считая, что когда-то потом, став взрослым, ребёнок ещё успеет найти приложение своим волевым проявлениям. И говорят таким подросшим «детям» лет эдак в 16–20: «ЛЕТИ!». А он уже просто не может, не умеет…

Читать по теме:

Слабая воля ребёнка: преодоление в Монтессори-среде

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.