• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов

Пальчиковые игры и игры для дошкольников и младших школьников

Пальчиковые игры и игры для дошкольников и младших школьников

Обычно детям нравятся пальчиковые игры с движениями: ими увлекаются в саду и даже в школе, ребята постарше играют в них друг с другом, помладше — с родителями и близкими. Для чего они нужны? Это не только приятное времяпровождение. Они идеальны для развития мелкой моторики. Учёные давно доказали связь мелких движений руки с развитием мозга, особенно его части, отвечающей за речь.

Пальчиковые игры для малышей до года

В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:

Пришёл медведь к броду,

Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),

Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)

Уж он мок-мок-мок,

Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),

Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),

Встал на колоду,

Бултых в воду! (Роняем между коленями.)

Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе — кулачок.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Упражнения в этом возрасте всё ещё пассивны: ребёнок пока только пробует повторять движения, поэтому вы сами массируете пальчики на обеих руках. Используемые потешки могут становиться сложнее. Например:

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),

А вот ладошка (открываем).

На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)

И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).

Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),

Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Например:

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Тихо засыпают,

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

Пальчиковые-игры-школьников

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японца:

Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

О-о-оу… Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

Вот они переженились:

Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

И у них родились детки:

У Яка с Ципой — Шак,

У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.

Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.

Приходите на бесплатный интенсив для Монтессори-мам
И узнайте, как помочь развиваться правильно ребёнку с рождения и до 6 лет, занимаясь по техникам Монтессори-педагогов
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться