Вход
Класс Монтессори

Помещение класса Монтессори

Монтессори-среда состоит из многих аспектов. Это и подготовленные взрослые, и профессиональные материалы. Огромное значение имеет и, собственно, разновозрастная группа детей. Но в этом тексте мне хочется обратить внимание на само помещение, где дети будут работать. Важно всё – от подбора помещения до планировки и его отделки.

В методе Монтессори большое значение придаётся окружающему пространству. В правильно организованной обстановке всё должно быть удобно и функционально, эстетически привлекательно и красиво. В отделке приоритетно использование натуральных природных материалов.

Помещение должно быть достаточно просторным, детям не должно быть там тесно. Стоит учитывать, что маленьких Монтессори-групп не бывает: в них всегда достаточно много детей, до 35 человек, поэтому и площадь для класса нужно планировать 80-150 квадратных метров. Планировка должна быть студийной. Наличие большого количества комнат и комнатёнок сильно затрудняет создание класса с самого начала планирования помещения. Помещение должно представлять хорошие возможности для наблюдений, форма класса должна обеспечивать видимость со всех точек.

Внешняя часть среды. Большой плюс для помещения, если есть возможность расширить среду за счёт прилегающей территории. Активности на свежем воздухе существенно расширяют возможности детей. Здорово, если есть возможность организовать сад-огород. В нём могут находиться растения для полива, кормушка для птиц, а возможно даже и домашние животные. На воздухе, в тёплое время года, можно проводить различные виды активности: уход за цветами, стирка, рисование на мольберте и т. д. Здесь тоже могут стоять столики, за которым дети могут работать, когда находятся за пределами помещения.

Освещение. Должно быть много окон как для поступления натурального света, так и для вентиляции. Панорамное остекление приветствуется. Помещение вообще должно быть наполнено светом и воздухом. Кроме того, дети очень любят наблюдать за происходящим извне, то есть на улице, соответственно окна должны быть для этого приспособлены. Искусственное освещение должно быть достаточно ярким. Следует обратить внимание, что потолочные люминесцентные светильники должны иметь электронные пусковые устройства. Иначе пульсация ламп будет мешать детям сосредоточиться, кроме того, сотрудники СЭС обычно проверяют освещение на предмет пульсации, а переделать схему освещения всегда сложнее, чем сделать его изначально правильно.

Электричество. Имеет смысл разделить точки доступа к выключателям. Возле туалета и места для чтения свет должен включаться-выключаться детьми самостоятельно. Общее освещение лучше регулировать взрослым, тогда и выключатели можно поднять выше. Розетки изначально полагается монтировать на полутораметровой высоте. Но необходимо запланировать розетки в непосредственной близости от места для глажки белья и, возможно, прослушивания музыки.

Пол. Предпочтительнее деревянный или плиточный, ковровые покрытия лучше не использовать. Впрочем, возможны варианты со смешиванием различных типов напольного покрытия в зависимости от поставленных задач. К примеру, в так называемой «мокрой зоне», там, где у детей есть прямой доступ к воде, лучше использовать покрытие плиткой или керамогранитом.

Стены. Возможны различные варианты. Но важно, чтобы они были окрашены в светлые пастельные тона. Это идеальный фон для любых дизайнерских решений. Цвет стен не должен возбуждать и отвлекать внимание детей.

Места хранения. От кладовок до навесных полок и шкафчиков. Необходимо запланировать места для хранения материалов, которые сейчас не используются, и для материалов для замены. Будет лучше, если ассистентам не нужно будет за любой мелочью уходить в другое, пусть и смежное помещение.

Доступ к воде. В Монтессори-классе обязательно должны быть точки доступа к воде, ведь в зоне практики она просто необходима. Если подводка воды и канализации отсутствует, то в помещении можно разместить достаточно вместительный бак с водой и краником. Очень часто, в случае дефицита воды, её используют несколько раз, то есть существует возможность для рециркуляции. Например, если ребёнок использовал воду для стирки, то она уже грязная и её нужно утилизировать. А если использовал воду в упражнениях по переливанию-наливанию, то этой водой можно ещё и цветы полить. Краны должны быть на уровне, доступном для ребёнка. Подумайте, будут ли вам нужны подставки.

Туалет. Унитазы должны быть на доступной для ребёнка высоте. Если унитазы расположены слишком высоко, можно использовать подставки. Будет гораздо удобнее, если вход в туалетные комнаты будет находиться прямо в классе, ну или хотя бы в непосредственной близости от класса. Желательно иметь три разных туалета. Два детских и один, отдельный, для взрослых.

Раздевалка. Лучше, чтобы она была вне класса, потому что она может занять много места и быть причиной большого количества перемещений, когда она находится в классе. Крючки для одежды должны находиться низко, а вешалки должны быть соответствующих размеров.

Озеленение. В классе должно быть множество разнообразных растений. Это создаёт благоприятную атмосферу, а кроме того, дети сами за ними ухаживают.

Пространство. Расстановка мебели должна быть такой, чтобы не было длинных свободных пространств, ведь это сразу приглашает ребёнка к пробежке, чем выбивает из колеи и самого бегающего ребёнка, и его коллег, которые не могут, в результате, сконцентрироваться. Очень помогает островное размещение полок, когда пространство делится на различные зоны и подзоны. Необходимо место для работы на столиках и на ковриках. Важно предусмотреть места хранения ковриков. Не забудьте выделить место на полу для эллипса, который необходим для движения по линии. Необходимо организовать специальное место для чтения с приятной обстановкой, располагающей и приглашающей ребёнка к времяпровождению с книгой в руках.

Важно помнить, что это пространство мы создаём для детей. Поэтому и пространство важно проектировать с большим уважением к детству.

На фото: Международный Монтессори-центр «Отрада».

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.