Вход
социализация детей

Учимся общаться: социализация ребёнка

Родителей часто волнует проблема детской социализации. Важно ли ребёнку общаться с другими детьми и в каком возрасте нужно начинать? Каким навыкам должен научиться ребёнок в процессе общения? Как могут помочь малышу родители и педагоги?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти далее.

Когда начинается социализация?

Ребёнок находится в обществе и начинает усваивать некоторые его правила с самого рождения.

Однако сензитивный период социализации начинается около 2 лет и продолжается до 7. Это значит, что в этот период ребёнок особенно легко усваивает правила общения со взрослыми и другими детьми. Раньше этого возраста особой потребности в общении с людьми, помимо значимых взрослых, нет.

Позже 7 лет усвоить правила общения ребёнку будет значительно сложнее. Это не значит, что после 7 социальный интерес угасает, напротив, обычно именно с этого возраста у ребёнка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Однако к этому возрасту он уже должен усвоить основные правила общения.

Ребёнку важен опыт общения не только с отдельными сверстниками, но и с группой детей, чтобы почувствовать себя частью группы. Такой первый опыт становится очень важным для будущей жизни.

процесс социализации ребёнка

Чему учится ребёнок в процессе социализации и как ему помочь?

— Способность к эмпатии.

Около 2 лет ребёнок приобретает способность понимать чувства других людей. Взрослые могут помочь ему, проговаривая чувства самого ребёнка, свои собственные и окружающих.

Например, ребёнок падает, и вы видите, что ему больно. Обозначьте его чувства «Тебе больно.» Если вы считаете, что ребёнок плачет от обиды, также проговорите это. Таким же образом проговаривайте свои чувства и чувства близких людей: «Папе грустно, он очень расстроился», «Сегодня у меня прекрасное настроение, мне очень весело».

Спрашивайте ребёнка, как он себя чувствует: «Тебе сегодня весело? Грустно? Ты устал?». Не нужно давать никакой оценки состояния, вы просто учите ребёнка таким образом обращать внимание на свои эмоции и проговаривать их. Это поможет ему в будущем объяснять свои чувства и замечать чувства других.

— Возможность получить самостоятельный опыт общения. Как позитивный, так и негативный.

Важное правило для взрослых (которому часто достаточно сложно следовать): по возможности не вмешиваться в общение детей. Да, взрослый обязан вмешаться, если видит опасную для ребёнка ситуацию, например, драку. Или ребёнка обижают, а он не в состоянии в данный момент постоять за себя. Однако нужно быть осторожными и в основном оставаться в позиции наблюдателя. Так мы демонстрируем ребёнку – ты справишься, ты можешь разрешить эту ситуации сам! Даже если вам кажется, что ребёнок разрешил ситуацию не слишком правильно, это его личный опыт, в которому ему не следует отказывать.

Лучшим методом в любой ситуации будет активное слушание и озвучивание эмоций. «Ты хорошо провёл сегодня время на площадке. Ты играл с друзьями.»

Не стоит давать свою оценку ситуации. Возможно, вы видите её по-разному. Например, вы можете думать: «Какой кошмар, мой ребёнок ни с кем не играл сегодня! Зачем мы вообще пошли на площадку?». Ребёнок же вспоминает, что он построил туннель для машины и прекрасно провёл время. Если вы просто сообщаете о своем наблюдении, то ребёнок, скорее всего, поделится своими чувствами. Вы можете сказать: «Ты сегодня играл один», и услышать в ответ гордое: «Да! Ты видела, какой я сделал туннель?!».

как помочь социализации ребёнка

— Узнать о границах дозволенного при общении.

Эти границы помогают определить взрослые. Это как раз тот момент, когда взрослый вмешивается в ситуацию во время общения детей. В каждой группе или семье границы могут слегка различаться. Поэтому важно обозначить, что именно у вас существует данное правило: «У нас в семье нельзя обзываться», «В нашей группе нельзя отбирать игрушки». Правила должны соблюдаться всегда и нарушение их должно пресекаться как можно быстрее и достаточно строго.

— Научиться разрешать конфликты.

Часто взрослые воспринимают конфликт как нечто плохое и недопустимое. Однако конфликты дают ребёнку прекрасный опыт. Ребёнок постепенно учится спокойно разрешать конфликтные ситуации и видеть чувства другого человека.

Во время конфликта детей родителю стоит усвоить несколько правил:

  • Не вмешиваться без необходимости. Это достаточно непросто, потому что взрослые часто видят необходимость помочь ребёнку. Однако часто малыш может и сам разрешить конфликт, стоит дать ему немного времени.

Например, на площадке у вашего ребёнка забрали игрушку. Он стоит в недоумении и не знает, что делать. Не стоит сразу искать обидчика и забирать игрушку. Дайте вашему малышу время, возможно он удивит вас, просто сказав: «Это моя игрушка, отдай!», и получит её обратно. Это станет для него позитивным опытом самостоятельного разрешения конфликта, которого мы могли бы его лишить, вмешавшись.

  • Не занимать сторону вашего ребёнка. Это очень сложный пункт, однако вам нужно помнить, что другие дети также учатся общаться и некоторым это даётся проще, а другим сложнее. Вы можете поддерживать вашего ребёнка в конфликтной ситуации (лучше использовать активное слушание и объятия, если ребёнок не может справиться с эмоциями). Однако никогда не обвиняйте другого ребёнка. Лучше постарайтесь высказать его эмоции: «Мальчику очень понравилась твоя игрушка, поэтому он забрал её. Но она твоя, и ты можешь попросить отдать её».
  • Вмешаться, когда это необходимо, останавливая неприемлемое поведение, но не давая оценочных суждений. «Нет, мы не бьём друг друга!». В Монтессори-группах часто применяют определенную фразу, которую знают все дети и применяют в конфликтной ситуации, чтобы остановить обидчика. Например, «Стоп! Мне не нравится». Вы можете использовать такой опыт и в своей семье.

— Научиться вести себя в определённых ситуациях.

как проходить социализация ребёнка

В Монтессори-группах существуют так называемые уроки вежливости. Дети проигрывают сценки, как вести себя в той или иной ситуации. Такие уроки можно проводить и в семье. Вот примеры таких уроков:

1) Я и другие люди:

  • обращение и знакомство;
  • приветствие и прощание;
  • благодарность и извинение;
  • просьба и отказ;
  • забота о младших, пожилых, людях с особыми потребностями;
  • правила группы.

2) Чувства человека:

  • почему я плачу;
  • чему я радуюсь;
  • чем я могу обидеть человека;
  • как я могу успокоить или порадовать;
  • что я люблю и что не люблю.

3) Поведение в общественных местах:

  • во дворе, на улице;
  • в транспорте;
  • в магазине, поликлинике, кафе;
  • в театре, кино, на концерте;
  • в гостях.

4) Как пригласить в гости и как принять гостей.

5) Гигиена и опрятность:

  • гигиена кожи, зубов, волос...
  • забота о теле: спорт и здоровое питание;
  • как одеться.

6) Забота о растениях и животных.

7) Основы безопасности жизнедеятельности:

  • обращение с бытовыми приборами;
  • как вести себя с незнакомцами;
  • как переходить дорогу;
  • правила обращения с огнём.
Наталия Гончарова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.