• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

О детской благодарности

О детской благодарности

Современный родитель старается дать ребёнку как можно больше. Театры, музеи, зарубежные поездки, разнообразные кружки, изобилие игрушек, дорогая одежда, гаджеты… Всё это окружает обычного ребёнка. Однако нередко от родителей можно слышать, что всего этого ребёнок не ценит. И обида родителей порой связана не только с тем, что ребёнок теряет или ломает вещи, а с тем, что ребёнок воспринимает всё, что у него есть, как должное, порой обесценивания родительскую заботу. Родители же, которые в детстве не имели тех возможностей, которые они обеспечивают сейчас своим детям, сильно расстраиваются. Им кажется, что если бы у них было то, что есть сейчас у их детей, они были просто счастливы.

Почему же дети действительно не ценят то, что дают им родители

И должны ли ценить? Может быть, мы, современные родители, совершаем какие-то ошибки в воспитании? Разобраться в этом вопросе нам может помочь знание возрастной психологии.

Для маленького ребёнка характерен эгоцентризм. Эгоцентризм – неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. Эгоцентризм ребёнка проявляется в том, что ребёнок считает себя центром Вселенной, а родители существуют только для того, чтобы удовлетворять его потребности. И, действительно, если посмотреть на жизнь молодых родителей, то она вся подчинена желаниям и потребностям младенца. С появлением младенца меняется весь уклад жизни семьи, родители отказываются от развлечений, забывают о своих желаниях. Подрастая, ребёнок продолжает считать себя центральной фигурой.

В одном эксперименте у ребёнка спрашивали, сколько у него братьев и сестёр. Дети отвечали верно. Но когда у этого же ребёнка спрашивали, сколько братьев и сестёр у его брата (сестры), то в этом случае он называл на одного меньше. То есть, себя ребёнок не считал. Это связано с тем, что ребёнок не мог воспринимать себя как «приложение» (как брата или сестру кого-то), он мог считать себя только основной, центральной фигурой.

Эгоцентризм мышления способствует тому, что ребёнок считает всё, что для него делают родители совершенно обыденным и нормальным. С раннего возраста родители заботятся о ребёнке, и он принимает эту заботу как данность. Не стоит ожидать от ребёнка какой-то особой благодарности за то, что вы делаете — вы делаете это не ради благодарности, а ради любви к собственному ребёнку. Во-вторых, мышление ребёнка таково, что он просто-напросто ещё не может преодолеть собственный эгоцентризм, посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения.

Именно поэтому ребёнок, к сожалению, не видит, что вы устали (хотя, казалось бы, это очевидно) и хотите отдохнуть. Его желание именно сейчас читать книгу или идти кататься на каруселях оказывается для него важнее. Именно поэтому ребёнок просит новую игрушку, хотя вы несколько раз сказали, что сейчас у вас нет возможности. Именно поэтому он поёт, хотя у вас болит голова, и вы просили не шуметь. Всё это ребёнок делает не потому, что он избалован — таким образом проявляется эгоцентризм ребёнка. Конечно, стоит попросить ребёнка не шуметь и ждать возможности покупки новой игрушки, но ожидать от ребёнка полного понимания не стоит.

Когда преодолевается эгоцентризм. Неужели пяти-шестилетний ребёнок всё ещё считает себя центром мира? Оказывает, эгоцентризм начинает преодолеваться в дошкольном возрасте, но при этом, как показывают исследования, эгоцентризм присущ детям даже в возрасте 8–10, даже 12 лет. К подростковому возрасту ребёнок постепенно начинает осознавать, что чувствуют и думают родители, учатся прислушиваться не только к собственным желаниям, но и учитывать интересы других.

В детском возрасте (примерно до 8–10 лет) любовь к родителям у ребёнка обычно пассивная (родители для него только источник благополучия). И только вступив в подростковый возраст, ребёнок преодолевает собственный эгоцентризм, и тогда появляется активная (деятельная) любовь к матери и отцу. Именно тогда подросток начинает понимать, что у родителей есть собственные чувства, интересы и желания, что родители существуют не только для того, чтобы удовлетворять его потребности и желания.  Подросток начинает осознавать, что родители заботятся не только о себе, а нередко отказывают себе в чем-то ради него. И тогда может появиться искренняя благодарность к родителям.

 


 

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться