• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

100 альтернативных вопросов ребёнку, которые уменьшат протесты

100 альтернативных вопросов ребёнку, которые уменьшат протесты

Альтернативные вопросы — один из самых эффективных инструментов воспитания ребёнка. Они помогают научить его принимать посильные решения и перенаправляют с сопротивления на размышления. С их помощью мы показываем малышу, что его мнение важно и что он значим. В статье подробнее расскажем о пользе альтернативных вопросов и что делать, если они не работают. Также приведём примеры в разных ситуациях жизни с ребёнком.

Зачем учить ребёнка делать выбор с помощью альтернативных вопросов

Задавая альтернативный вопрос, мы отвлекаем ребёнка с возражений «Я не буду» и «Я не хочу» на размышления. Вместо увещеваний: «Нам нужно пойти на прогулку. Сейчас самое время. Будь хорошей девочкой, сделай это для мамочки», можно предложить: «Что ты хочешь надеть? Красную футболку или синюю?» И тогда ребёнок переключится с протеста «Не хочу гулять» на размышление: «Какую футболку я хочу надеть?».

Если мы предлагаем ребёнку выбор (в границах разумного), который ему подойдёт больше, то, скорее всего, конфликта не будет. Дети любят, когда их мнение учитывается.

Если вы знаете, что есть какая-то трудная для ребёнка ситуация, можно подумать, какой выбор ему предоставить. Можно спросить при уборке: «Ты сам уберёшь или тебе помочь?» Тогда ребёнок будет чувствовать, что его не принуждают, а советуются.

Важно помнить:

  • Начинать задавать альтернативные вопросы лучше в позитивные моменты, когда ребёнок и взрослый спокойные, сытые и выспавшиеся. И только после того, как ребёнок вдоволь напринимается решений в позитивной атмосфере, можно переносить их на ситуации протестов и сопротивления.
  • Каждый из предложенных вариантов должен быть для вас приемлемым. Если вы не готовы готовить омлет, то не стоит спрашивать «Ты будешь кашу или омлет?»

Ребёнок, которому раньше никогда не предлагали сделать выбор, может по привычке отвечать на всё «нет». В этом случае мы мягко подводим его к решению и показываем, что оно учитывается.

Например, на прогулке говорим: «Мы скоро идём домой. Ты пойдёшь со мной за ручку или сам?». Допустим, ребёнок говорит: «Нет!». Тогда спрашиваем: «Ты ещё погуляешь немножко и мне подойти напомнить чуть попозже?» — «Да».

«Чуть попозже» может быть от 30 секунд до 3 минут, в зависимости от возраста ребёнка. Когда они пройдут, напоминаем: «Уже чуть попозже. Пора домой. Ты пойдёшь за ручку или сам?» Может быть ребёнок снова выразит протест, тогда нам ничего не остаётся, как установить границы и увести ребёнка домой. А альтернативные вопросы оставить до следующего раза.

Умение выбирать в раннем детстве учит принимать решения во взрослой жизни. Поэтому важно дать малышам этот опыт. Но нужно чётко понимать, какие задачи они способны решить. Не нужно предлагать решать трёхлетке идти ему в сад или нет. И ему психологически сложно выбрать, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но более простые предметные решения малышам по силам.

Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально вопросы должны находиться внутри ситуации и быть наглядными:

  • Что покупаем — машинку или конструктор?
  • Что будешь есть — кашу или творог?

С малышами всегда предлагаем альтернативу из двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показываем две ложки разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить оба варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Эти простые выборы в раннем детстве (с помощью альтернативных вопросов) — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. И если такое начало будет положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.

Примеры альтернативных вопросов

Чтобы было проще вспомнить нужный вопрос, напишите заранее 15–20 альтернативных вопросов для разных ситуаций. А можно выбрать подходящие из нашего списка.

Альтернативные вопросы на кухне:

  • Ты будешь воду или сок?
  • Тебе чай с сахаром или без сахара?
  • Будешь кашу или омлет?
  • Ты будешь овсяную кашу или кукурузную?
  • Тебе положить рис в суп или будешь есть отдельно?
  • Ты положишь себе салат или мне положить?
  • Подать хлеб или сам дотянешься?
  • Ты сам намажешь масло на хлеб или я тебе помогу?
  • Ты очистишь сам банан или я тебе помогу?
  • Будешь есть котлету или макароны?
  • Тебе тарелку прозрачную или белую?
  • Будешь есть ложкой или вилкой?
  • Расставишь тарелки для всех или только себе?
  • Отнесёшь тарелку или стаканчик?
  • Ты позовёшь всех за стол или я?
  • Будем печь кекс или печенье?
  • Сам выльешь в тесто молоко или мне вылить?
  • Просеешь муку через сито или насыпешь из стакана?
  • Ты бросишь соль в кастрюлю пальчиками или ложечкой?
  • Будешь делать круглые формочки или цветочками?

Ребёнок заваривает чай Какой чай будем пить — зелёный или красный?

Альтернативные вопросы в бытовых делах:

  • Поставишь цветы в жёлтую или зелёную вазочку?
  • Ты сам принесёшь тряпочку или мне принести?
  • Ты понесёшь пакет или я?
  • Купим это молоко или это?
  • Ты сам достанешь продукты из пакета или я достану?
  • Принесёшь бельё из стиральной машинки или мне принести?
  • Ты насыпешь порошок или я?
  • Вместе развесим бельё или ты сам?
  • Разберём посудомоечную машину сейчас или после завтрака?
  • Протрём пыль или подметём?
  • Протрёшь пыль тряпочкой или щёткой?
  • Помоем твою обувь или мою?

Ребёнок вытирает стол Ты вытрешь воду или я?

При гигиенических процедурах:

  • Стрижём ногти на левой руке или на правой?
  • Будешь чистить зубы пастой с зайчиком или с малышом?
  • Сам помоешь лицо или мама помоет?
  • Сама выдавишь зубную пасту или я помогу тебе?
  • Будешь мыть руки белым или зелёным мылом?
  • Помоешь руки жидким или твёрдым мылом?
  • Набрать воду или помоемся под душем?
  • Умоешься или почистишь зубы?
  • Почистишь сначала верхние зубы или нижние?
  • Какое полотенце возьмёшь: зелёное или красное?
  • Сегодня будем купаться или только умоемся?
  • Возьмёшь с собой в ванную уточек или кораблики?
  • Помоем сначала голову или спинку?
  • Посушим голову феном или подождём, пока сама высохнет?

ребёнок моет руки Откроешь кран или мне открыть?

Во время одевания:

  • Наденешь жёлтую или синюю футболку?
  • Будешь сегодня в шортах или в штанах?
  • Наденем носок на правую ногу или на левую?
  • Ты наденешь штаны сама или мне помочь?
  • Ты наденешь сначала куртку или шапку?
  • Снимешь шапку или куртку?
  • Кто одевается первым — ты или я?
  • Возьмём с собой зонт или дождевик?
  • Завяжем хвостик или сделаем косичку?
  • Прозрачной резинкой или цветной?

ребёнок выбирает плечики для одежды Ты повесишь куртку на пластиковые плечики или на деревянные?

Альтернативные вопросы на прогулке:

  • Пойдём кормить уток или на площадку?
  • Хочешь взять за руку папу или маму?
  • Возьмёшь с собой велосипед или самокат?
  • Где сегодня гуляем — в парке или на площадке?
  • Ты хочешь бегать или прыгать?
  • Ты будешь догонять меня или мне догнать тебя?
  • Идём направо или налево?
  • Пойдёшь впереди или рядом? Справа или слева?
  • Выйдешь в дверь первым или за мной?
  • Соберёшь свой рюкзак или понесём вещи в пакете?
  • Останемся на этой площадке или на той?
  • Ты возьмёшь на площадку машинку или ведёрко с лопаткой?
  • Будешь закрывать замок или мне закрыть?
  • На большой качели будешь кататься или на маленькой?
  • Ты спустишься сама по лестнице или дашь мне ручку?
  • Мы пойдём за папой или побежим?
  • Мы будем смотреть на эти цветы или нюхать?
  • Какой рукой ты будешь кидать камушки в пруд, левой или правой?
  • Покатаешься на горке или поиграешь в песочнице?
  • Будем возвращаться домой той же дорогой или другой?

мама спрашивает, помочь ли ребёнку залезть на горку Заберёшься на горку сам или тебя подтолкнуть?

Альтернативные вопросы в играх и занятиях:

  • Будем собирать пазл с цветами или с деревьями?
  • Мы сначала уберём Лего или машинки?
  • Уберёшь первой красную машинку или синюю?
  • Будем собирать вишню или смородину?
  • Что польём — грядку или клумбу?
  • Протрёшь листики или польёшь цветок?
  • Включить медленную или быструю музыку?
  • Построим дом или гараж?
  • Чем будешь рисовать: красками или карандашами?
  • Ты будешь вырезать прямыми ножницами или фигурными?
  • Дашь мне игрушку в правую или левую руку?
  • Будешь собирать конструктор за столиком или на коврике?

ребёнок играет Тебе помочь убрать игрушки или ты справишься сам?

При укладывании спать:

  • Тебе спеть песню про коня или про игрушки?
  • Включишь ночник сам или мне включить?
  • Задёрнуть шторы или ты сам?
  • Постель расстелешь сам или мне расстелить?
  • Будешь спать в пижаме или в футболке?
  • Какую пижаму наденешь: красную или жёлтую?
  • Мне накрыть тебя одеялом или пледом?
  • Тебе почитать книгу или рассказать историю?
  • Ляжешь под одеяло или сверху?

мама спрашивает, что почитать перед сном Почитаем историю про Серёжу или про Полину?

Если альтернативные вопросы не работают

Мы получили сообщение от нашей читательницы:

«Практикую альтернативные вопросы и, к сожалению, это не работает вообще. Ребёнок просто не слышит вопросы, не относящиеся к его проблеме, и носится по квартире, пока не догонишь и не начнёшь одевать.

— Ты пойдёшь в платье или в футболке?
— Нет. Дома!

— Ты соберёшь игрушки сама или тебе помочь?
— *игнорирует, носится, раскидывает остальное*

Не могу сказать, что это всегда так — может и одеваться нормально, и убирать за собой, но если не слушается, то не слушается до конца».

Попросили ответить нашего эксперта Анну Федосову — Монтессори-педагога AMI и детского психолога.

Спасибо за уточняющие вопросы. Они очень ярко описывают трудности, с которыми часто сталкиваются родители, когда начинают использовать альтернативу. Применяя этот способ важно обратить внимание на стратегию и тактику.

Стратегически важно осознать всю глубину различия между принуждением: «делай так, как я тебе велю», «я хочу, чтобы ты сделал то, что я хочу» и сотрудничеством между вами и ребёнком. Употребление самого слова «или» — это не волшебная кнопка, нажав на которую вы запускаете механизм повиновения.

По сути, вы сами совершенно точно описали причину, по которой могут не работать альтернативные вопросы — «ребёнок не откликается на вопросы, не относящиеся к его проблеме». И ваш ребёнок уже достаточно осознанно отвечает вам: «дома», то есть «я не хочу идти или собираться для того, чтобы пойти гулять, ни в платье, ни в футболке».

Смысл в том, чтобы предложить выбор из двух значимых для ребёнка ситуаций или действий. Это будет либо выбор между чем-то интересным ребёнку:

— Пойдём на улицу есть мороженое или кататься на машинках?

Либо выбор между чем-то неизбежным:

— Ты оденешься сам или я тебя одену?

Но в любом из этих случаев вы опускаетесь на уровень ребёнка, устанавливаете зрительный контакт и только потом излагаете своё предложение. В случае выбора из неприятного вы ещё и доброжелательно, но твёрдо напоминаете, что гулять вы точно идёте. Вопрос не в этом, а в технических деталях.

Если вы упускаете из ваших предложений вот эту суть сотрудничества, ребёнок игнорирует ваши слова или раздражается, потому что не без основания чует вашу попытку снова его принудить к чему-то. Если вы не остановили ребёнка и не начали с ним диалог, а в одностороннем порядке заявляете о вариантах сбора игрушек, то ответом может быть закономерный протест — раскидывание игрушек.

То, чего вы требуете, должно быть посильно. В случае с игрушками, например, если ребёнок слишком мал, а игрушек слишком много, то самостоятельно их собрать он не сможет, ему потребуется много вашей и помощи, руководства. Непосильным может быть и требование, предъявленное перевозбуждённому ребёнку, который не может затормозить себя сам.

С точки зрения тактики, вы, как уже можно догадаться из сказанного выше, выбираете вдумчиво сами варианты, которые составят содержание альтернативы. Это два интересных ребёнку занятия, если выбор из приятного. Или два понятных и воспринятых условия, если это варианты сделать нежелательное.

Перевозбуждённому ребёнку наиболее адекватная альтернатива вообще может быть про его нужду, а не вашу:

— Я вижу, что ты очень перевозбуждён. Ты можешь подуть мне на нос, чтобы успокоиться. Или я тебя покружу и обниму. Что выберешь?

Если вы вошли в диалог с ребёнком, отказ от обоих вариантов — начало дальнейшего разговора:

— Ты не хочешь ни платья, ни футболку надевать на себя? Я хочу, чтобы ты погулял. Чем тебе помочь? Натянуть штанину или взять к себе на колени?

Это очень тонкая грань между уверенностью с закономерной требовательностью и гибкостью и диалогом с ребёнком. Учиться её искать нужно с ребёнком — он ваш вернейший учитель в этом деле.

Подготовлено по материалам онлайн-курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Фото Ольги Горевой

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться