• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Что должен уметь и знать ребёнок в год

Что должен уметь и знать ребёнок в год
В развитии ребёнка до года есть несколько важных сензитивных периодов. Как развивается малыш, какие навыки он формирует и что должен уметь к 12 месяцам, расскажем в статье.

Новорождённый малыш совсем крошечный, беспомощный. А вот ребёнок в 1 год уже похож на взрослого человека. Средний рост годовалого ребёнка составляет 7080 см, вес — втрое больше, чем при рождении. И он уже многое умеет делать самостоятельно:

  • передвигаться (ползать, ходить); 
  • произносить слоги, слова; 
  • отличать родных людей от чужих; 
  • пережёвывать пищу;
  • помогать с уборкой;
  • раздеваться

и многое другое. До года малыш активно занимается изучением окружающего мира, чтобы в 1 год стать таким самостоятельным.

Развитие зрения

В первые недели после рождения зрение малыша развито очень слабо. Новорождённые видят окружающие предметы нечётко, различают лишь оттенки чёрного и белого цветов, не могут сфокусировать взгляд. Родитель поможет малышу развить зрение с помощью мобилей Монтессори: купите их или сделайте своими руками.

В следующие месяцы происходит активное развитие ребёнка и его зрения. Знаете, что умеет ребёнок через несколько недель после рождения? Различать красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета. (Научиться различать синий и фиолетовый сложнее, поскольку у синего цвета более короткая длина волны. Для его восприятия у человеческого глаза меньше рецепторов).

А уже к 6 месяцам острота зрения повышается примерно до 0.4, при норме для взрослого 1.0. Появляется способность фокусировки. Малыш уже хорошо следит за движущимся объектом. Он начинает тянуться к предметам, которые видит, определяет удалённость и расстояние до них. Ему становится легче узнавать цвета. Родитель может предложить ему простой сортер. 

Ребёнка в 1 год занимают человеческие лица и эмоции. Рассматривая лицо мамы или папы, он формирует навык узнавания. Ещё малыш будет радостно разглядывать себя в зеркале, если дадите ему такую возможность: выберите безопасное детское (небьющееся) зеркало и разместите в детской зоне. 

Ещё одно любимое занятие  —  рассматривать свою ногу (и засовывать её в рот).  Малыш может делать это часто!

Итак, ребёнок в 1 год должен уметь:

  • протягивать руку и брать игрушку, не промахиваясь; 
  • различать основные цвета (не называть их);
  • узнавать родных, знать части лица и тела.

Развитие движений

В первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, поскольку ещё не может управлять руками и ногами. Но уже к трём месяцам умеет держать голову, пытается схватить игрушку или фрагмент мобиля, проявляя интерес к окружающему миру и стараясь своими действиями на него влиять.

Вообще, чем больше видит ребёнок в первый год жизни вокруг себя, тем активнее у него проявляется зрительно-моторная координация. Мозг создаёт зрительные образы, руки пытаются нащупывать предметы из окружающей среды. Быстрее осваивать навык позволяет развивающая среда: если родитель разместит в доступе малыша мячики и каталки, они будут мотивировать движение. 

Сначала ребёнок тянется к предмету; потом пытается переворачиваться, чтобы было удобнее; затем сесть, доползти до игрушки. Потом встаёт и идёт.

В 1 год малыша можно учить правильно слезать с дивана, залезать на горку (поможет спортивный комплекс, треугольник Пиклер). Но когда жизнь малыша постоянно проходит в коляске, электрических качелях или слинге, то процесс развития моторики затормаживается. Это вредит развитию вестибулярного аппарата и мозга в целом, ведь мозг до года развивается через движение.

Кроватка или манеж, где ребёнок будет статично лежать — тоже не лучшие варианты. Подойдёт свободный уголок, утеплённый пледом, ковриком. Поставьте рядом полку с материалами, чтобы малыш мог доставать их без помощи взрослых. Это важный для самостоятельности навык!

Помните о безопасности: не оставляйте в детской комнате открытое окно, шаткий стеллаж, розетки без заглушки, провода, другие опасные предметы.

Все дети развиваются в индивидуальном темпе. Не стоит специально учить малыша садиться, водить за руку, чтобы обучить ходьбе. Если ребёнок не готов освоить навык, то слишком раннее «обучение» может сильно навредить здоровью. 

Если малыш не ходит без опоры в год, то это норма. По данным ВОЗ, ребёнок может освоить самостоятельную ходьбу даже в 1 год 4 месяца. Важно, чтобы в годик он:

  • свободно перемещался с опорой на стены, мебель;
  • вставал сам из положения на четвереньках;
  • уверенно сидел на стуле, табурете;
  • произвольно двигал руками, ногами, пальцами рук, головой;
  • старался подражать движениям взрослых (махать рукой, доставать предметы из комода).

Развитие мелкой моторики

В возрасте 5–6 месяцев у ребёнка формируется намеренный захват: он напоминает сгребание ладонью, как граблями. После полугода появляется захват всей кистью: большой палец пока хватает с той же стороны, что остальные. Ближе к 9 месяцам оформляется противопоставление большого пальца при захватывании. 

Родитель может уже с 3 месяцев предлагать игрушки для обучения захвату. Это могут быть два соединённых диска; несколько шариков, закреплённых шнурком на палочке; несколько шариков, скреплённых шнурком. Выбирая погремушку, отдавайте предпочтение натуральным материалам. Проверьте, что у изделия удобная ручка, за которую малыш может ухватиться. Это позволит быстрее сформировать навык

В годик у ребёнка формируется пинцетный захват (с одной стороны предмет захватывают указательный и средний пальцы, с другой стороны — большой). Сортеры, куда нужно вкладывать небольшие предметы (текстильные или деревянные шарики, кубики, помпоны, кольца пирамидки) позволяют активнее развивать такой навык. Как правило, ребёнок в 12 месяцев сможет построить небольшую башню из кубиков, собирать простую пирамидку (из 3–5 одинаковых колец).

Кроме того, к году формируется нечёткое произвольное отпускание. До года отпускание было похоже на бросок, а в возрасте 12 месяцев оно становится более аккуратным. Это движение развивает бросание мячика: хорошо, если у ребёнка будет несколько разных мячиков (текстильные, резиновые).

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой при согласии и махание головой при отрицании, хлопанье в ладоши («ладушки»). Также малыш в 1 год осваивает указательный жест (начинает указывать не рукой, а указательным пальцем). Такой жест может сформироваться не ровно в 12 месяцев, а, например, в 1 год 6 месяцев, это норма. Демонстрируйте этот жест малышу, чтобы он быстрее научился! 

Итак, что должен уметь ребёнок к году:

  • захватывать большие, продолговатые предметы ладонью;
  • манипулировать кубиками, собирать простую пирамидку;
  • брать небольшие предметы «пинцетным захватом»;
  • учиться использовать простые жесты при общении со взрослым.

Развитие речи

В самом раннем возрасте развитие речи ребёнка скрыто от взрослых. Но помните: сензитивный период развития речи начался ещё до его появления на свет. Только-только родившись, малыш уже начал серьёзную работу по систематизации и изучению звуков родного языка.

Поэтому с первых дней до года очень важно разговаривать с малюткой. Ребёнок должен слышать голоса родителей и других людей, видеть их артикуляцию. Даже может вступить в диалог: после 3 месяцев ответить улыбкой на улыбку взрослого; активизировать гуление, взрослый повторяет звуки.

 

Возьмите младенца на руки, начните беседу — вы увидите, что его губы тоже начинают двигаться. Малыш копирует движения, когда он наблюдает за процессом говорения. Предоставьте ему возможность делать это как можно больше! Пойте песенки, читайте стишки, потешки. Читайте книги, это значительно расширяет пассивный словарный запас. Рассказывайте ему об окружающем мире, о семье и о нём самом. Говорите медленно, короткими предложениями, очень чётко. Можно повторять каждую фразу несколько раз.

И конечно, почаще называйте его имя: если это делать, то ребёнок быстрее запомнит сочетание звуков и будет отзываться (поворачивать голову).

В 6–7 месяцев развивается первичное понимание слов и сопоставление их с определённым предметом. К 12 месяцам ребёнок, как правило, помнит названия своих игрушек; знает названия других предметов, с которыми он взаимодействует; понимает глаголы самых простых действий. 

В 1 год ребёнок:

  • понимает слова взрослого («пить», «спать», нельзя);
  • активно проговаривает гласные, согласные звуки;
  • говорит слоги («ма», «ба», «ка», «га»);
  • может произносить отдельные слова;
  • придает своим «высказываниям» смысл;
  • вступает в диалог со взрослым.

Развитие самостоятельности

В первые 12 месяцев жизни развитие ребёнка происходит очень быстро. В возрасте года он уже может претендовать на некоторую самостоятельность. 

Питание

Например, малыш уже может сам пережёвывать пищу. Чтобы  навык формировался, откажитесь от баночных пюре. Предлагайте прикорм кусочками. Сначала очень мягкие овощи и фрукты (авокадо, банан, варёный картофель, брокколи, варёная морковь), потом еда потвёрже (яйцо, овсяная или гречневая каша, хорошо проваренное мясо или рыба).

Основу рациона годовалого ребёнка должна составлять «взрослая» еда: о том, как сформировать рацион при введении прикорма, мы рассказываем в мини-курсе «Прикорм с удовольствием».

В возрасте около года (и даже раньше, как показывает практика) ребёнка уже можно обучать самостоятельно кушать ложкой. Легче учиться кушать творожок, йогурт, картофельное пюре или подобную густую массу, которая не высыпется и не прольётся. Родитель может зачерпнуть кушанье и оставить на тарелке, а ребёнок сам донесёт ложку ко рту. Когда это движение будет отработано, можно обучать зачерпыванию.

Самостоятельное использование столовых приборов влияет на развитие моторики, координации движений и способствует повышению самооценки ребёнка. Но некоторую пищу (кусочки фруктов, хлеба) даже взрослые едят руками: позвольте малышу делать это. Он порадуется!

Одевание

Оборудуйте зону для одевания, расположите одежду в доступе малыша: вы заметите, что он будет открывать, закрывать ящики и дверцы, рассматривать предметы гардероба.

Запомнит и будет знать, где лежат его вещи! Важно не класть в зону одевания слишком много предметов одежды: достаточно по 2 предмета каждого вида.

Также к году малыш может достичь успехов в самостоятельном раздевании. Годовалый ребёнок наверняка умеет снимать носки. А может быть, даже сандалики, кофту и штанишки. 

Когда малыш уверенно сидит, вы уже можете обучать его самостоятельному одеванию: наши эксперты записали видео вам в помощь, чтобы было легче развить этот навык.

Засыпание

Время бодрствования малыша в год возрастает до 3–4 часов или больше. Дневных снов остаётся два, иногда уже только один. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

Некоторые родители обучают своего ребёнка самостоятельному засыпанию. Если вы решили этим заняться, выбирайте мягкие методики (без слёз и истерик). Но даже если просто удастся научить ребенка засыпать без сильных ассоциаций (соска, грудь, укачивание), то сон станет крепким, монолитным. Ребёнок в течение дня будет более спокойным, а жизнь родителей станет легче. 

Чтобы помочь засыпанию, за полчаса перед сном приглушите свет в комнате. Уделите время спокойным играм, тактильному контакту: объятиям и поглаживаниям. Засыпанию может помочь колыбельная. А вот ванна перед сном подходит не всем. Она способна, наоборот, перевозбудить.

Поддержание порядка

Даже если ребёнок пока не ходит, вы можете учить его аккуратности и вовлекать его в домашние дела. Например, годовалый малыш вполне справится с уборкой. Дайте ему тряпочку: мамин помощник (или помощница) будет вытирать тумбочку, стол, пол.

Возможно ли, чтобы годовалый малыш сам убирал за собой игрушки? Попробуйте определить конкретное место для каждого материала и демонстрируйте ребёнку, где какая игрушка должна стоять. Используйте открытые корзинки, подносы для игрушек с деталями: годовалому ребёнку доставит большое удовольствие складывать туда предметы.

Горшок в год

Ребёнок в один годик якобы уже должен уметь пользоваться горшком: про этот навык часто говорят бабушки. Но участки коры головного мозга, которые отвечают за управление сфинктерами, формируются только в возрасте от 1,5 лет. 

Нервная система годовалого ребёнка делает возможным лишь непроизвольное удерживание сфинктеров. Промежутки между мочеиспусканием и дефекацией становятся более длинными, чётко оформленными, но малыш всё ещё не может заранее почувствовать необходимость пойти в туалет, а тем более «дотерпеть» до горшка.

В год ребёнка уже можно и нужно знакомить с горшком. Это не «высаживание», а знакомство именно с физиологией процесса. Эксперты рекомендуют заменить подгузник на плотные многоразовые трусы, чтобы ребёнок понимал логическую взаимосвязь: пописал — мокро. Можно купить горшок, поставить в туалетную комнату и показать его ребёнку: «Смотри, здесь стоит горшок, сюда писают и какают. У меня унитаз, а у тебя, чтобы тебе было удобно, маленький горшок».   

Итак, самостоятельный ребёнок в год должен уметь:

  • пережёвывать пищу;
  • положить еду в рот (руками или ложкой);
  • открывать и закрывать ящики с одеждой;
  • снимать носки, другие предметы одежды;

а также может знакомиться с горшком, участвовать в приготовлении еды и самостоятельно ухаживать за собой: мыть руки, умываться, чистить зубы.

Эмоциональное развитие

В первые 8 недель после рождения у ребёнка формируется базовое доверие к миру. В этот момент малыш особенно нуждается в тепле и заботе. Важно своевременно реагировать на его потребности (голод, нечистота пелёнки, скука) и давать ему эмоциональную обратную связь. Таким образом ребёнок ощущает себя личностью, желания которой важны. 

Также малыш учится выражать свои эмоции (радость, печаль, испуг). Для развития эмоционального интеллекта родитель может проговаривать ребёнку названия его эмоций: 

«Кажется, ты сейчас очень расстроен!» 

«Я думаю, ты рассердился, потому что твои штанишки промокли. Давай их переоденем, чтобы стало сухо!» 

Около 9 месяцев у малыша появляется устойчивая оценка себя как личности, субъекта познания, вера в себя и свои силы. Это тоже развитие! Ещё ребёнок начинает разделять людей вокруг на хорошо знакомых, значимых взрослых и посторонних, незнакомых. В присутствии посторонних отчётливо демонстрирует настороженность, даже боязнь. 

Таким образом, к году ребёнок должен уметь:

  • проявлять свои эмоции различными способами;
  • демонстрировать свои желания;
  • отличать близких людей, эмоционально реагировать на них;
  • выражать беспокойство при виде незнакомых людей.

Развитие в возрасте до 12 месяцев происходит постоянно. Самое важное  — уделять малышу достаточно внимания, знакомить его с окружающим миром, много разговаривать и гулять. А после года жизнь с малышом станет ещё интереснее!

Как развивать ребёнка с 1 года до 3 лет, рассказываем на нашем курсе «Монтессори Дома 1–3». Эксперты и кураторы помогут стать компетентным родителем, чтобы вырастить самостоятельного и счастливого ребёнка!

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться