• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Календарь развития ребёнка до года по месяцам

Календарь развития ребёнка до года по месяцам
В первый год жизни малыш невольно проделывает громадную работу. Преображаясь из почти полностью беспомощного существа в сознательного прямоходящего человека, он преодолевает первые ступени большого пути — и это не просто ступени, это края плит, которые лежат в основе всего его дальнейшего развития. 

От взрослого этот фундамент скрыт последующими достижениями, поэтому порой бывает сложно увидеть, в чём состоят важнейшие детские задачи. Но без этого понимания сложно стать эффективным помощником для своего ребёнка: поэтому в статье расскажем вам, как малыш справляется с задачами своего возраста.

Кризис рождения

Образ жизни будущего человека на стадиях эмбриона и плода кардинально отличается от тех условий, в которых новорождённый оказывается после рождения. Это очень резкая перемена условий, и первые два месяца жизни посвящены в первую очередь адаптации и матери, и ребёнка к изменению их состояний. 

Этот этап называют симбиотическим периодом. Новорождённый тестирует и тренирует базовые системы собственного организма, учится добывать пищу из материнской груди, принимать её, перерабатывать и выводить, осваивает терморегуляцию и т.д.

В этот период мама не может дать малышу слишком много внимания. Чем больше времени новорождённый проводит в предельной близости к матери, тем легче ему адаптироваться к своему положению отдельного от тела матери организма. Чем больше в жизни ребёнка того, что напоминает о внутриутробной жизни: запаха матери, сердцебиения в унисон с ней, её голоса, сосания молока внутри маминых объятий, — тем легче ребёнок осваивается и приобретает прочное базовое доверие к миру. Это общая убеждённость в том, что ему хорошо здесь, что рождение — это перемена к лучшему. 

Доверие к миру и к себе

Первые два месяца — время сонастройки мамы (или взрослого, выполняющего её функции) и малыша, которая становится основой качественного взаимодействия и общения.

К третьему месяцу жизни у ребёнка развивается желание осмотреться вокруг, рассмотреть, дотянуться, потрогать и исследовать это новое, просторное место, в котором он оказался. 

Так называемый комплекс оживления — и результат, и показатель того, как складывается базовое доверие к миру. Он появляется к концу первого месяца жизни и к концу второго полностью оформляется.

Комплекс состоит из двух частей:

  1. замирания, периода внимательности, слухового и зрительного сосредоточения при появлении взрослого или нового, интересного младенцу;
  2. положительной реакции:
  • улыбки,
  • двигательного оживления,
  • гуления.

Около 9 месяцев появляется устойчивая оценка себя как того, кто познаёт. На основе предыдущего опыта активного взаимодействия с окружающим миром у ребёнка складывается второе базовое доверие — доверие к себе. Ребёнок начинает разделять людей вокруг на хорошо знакомых, значимых взрослых и посторонних, незнакомых. В присутствии посторонних отчётливо демонстрирует настороженность и даже боязнь. 

Календарь развития

Перечислим самые крупные события в развитии крупной и мелкой моторики, а также общения и речи по месяцам в первый год жизни:

1 месяц 

  • Действия глаз становятся скоординированными, затем — целенаправленными; ребёнок начинает рассматривать предметы и следить за их движением на удобном фокусном расстоянии (20–30 см).
  • Малыш начинает разглядывать свои руки, наблюдать за ними. Сохраняется рефлекторный захват при надавливании на ладонь.
  • Ребёнок разглядывает и слушает взрослого, его речь. Если взрослый отзывчив на потребности ребёнка, между появлением дискомфортной ситуации (голода, нечистоты пелёнки, скуки) и плачем чаще всего возникает пауза неудовольствия, когда ребёнок не кричит, а выражает умеренное недовольство кряхтением, хныканьем, единичными возгласами.

2 месяца

  • Ребёнок начинает удерживать и менять положение головы; продолжает рассматривать предметы на комфортном фокусном расстоянии в 25–40 см, рассматривать лица взрослых, особенно носогубный треугольник говорящих с ним людей.
  • Продолжает рассматривать руки и предметы, которые в них оказываются благодаря рефлексу хватания при надавливании на ладонь. Демонстрирует комплекс оживления.
  • Если рот не занят соской, начинается гуление. Оно усиливается, если взрослый повторяет за ребёнком звуки гуления: малыш понимает, что его слышат и слушают.
  • Базовое доверие к миру складывается и приводит к всплеску интереса ко всему вокруг: и людям, и животным, и предметам.

3 месяца 

  • Развивается контроль плечевого пояса, ребёнок начинает тянуть ручку.
  • Начинает (и до возраста 6 месяцев продолжает) развиваться намеренный захват. Первый захват опирается на ладонный рефлекс, и напоминает сгребание ладонью, как граблями.
  • Малыш активно гулит и проявляет интерес к направленной на него речи взрослых.

4 месяца

  • Дальнейшее развитие плечевого пояса и мышц спины позволяет ребёнку начать перевороты с живота на спину.
  • Малыш продолжает тянуться к интересующим предметам и совершенствовать намеренность, точность и результативность захвата рукой.
  • Развитие речи по-прежнему почти полностью скрыто от взрослых: ребёнок слушает их и гулит сам, но это ещё очень далеко от того общения, к которому привык взрослый. Диалог в этом возрасте — ответить улыбкой на улыбку взрослого, активизировать гуление, когда услышал, что взрослый повторяет за тобой звуки.

5 месяцев 

  • Мышцы спины развиваются, и ребёнок начинает сидеть с поддержкой и ползать по-пластунски.
  • Продолжает брать, ощупывать, исследовать ртом интересующие предметы.
  • Если постель малыша расположена достаточно низко, он может начать самостоятельно её покидать, чтобы перемещаться в игровую зону, и даже возвращаться в постель, если хочет спать.
  • К гласным в гулении добавляются согласные звуки, чаще всего губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Произнесение согласных вместе с гласными называется модулированным лепетом
  • Ребёнок продолжает отзываться вниманием и речевой активностью в ответ на обращённую к нему речь и на повторение его звуков.

6 месяцев

  • Продолжается практика ползания.
  • В манипулятивной деятельности появляется захват всей кистью, большой палец хватает с той же стороны, что остальные, позже начинает соскальзывать на противоположную.
  • Ребёнок на какое-то время останавливается, если слышит своё имя.
  • Продолжается модулированный лепет, и в нём прослеживается повторение: ба-ба-ба, па-па-па и т.п. 

7 месяцев

  • Мышцы спины, пресса уже позволяют ребёнку сидеть без поддержки. Малыш начинает или продолжает практиковать захват всей кистью.
  • Для нервной системы становится возможно непроизвольное удерживание сфинктеров, что делает промежутки между мочеиспусканием и дефекацией более длинными и четко оформленными.
  • Продолжается лепет, ребёнок прекращает использовать и произносить звуки, которые не слышит от взрослых; реагирует, когда слышит своё имя, начинает запоминать имена других членов семьи и домашних питомцев. Ребёнок становится чувствителен к интонации.
  • Дети этого возраста могут понимать слово «нет». В хорошо знакомых ситуациях понимают связь между предметом и словом. Начинают использовать звуки или жесты для выражения просьб.
  • Могут использовать для пополнения пассивного словарного запаса чтение (рассматривание) книг с изолированными картинками (Вот яблоко. Покажи, где заяц? Где у медведя глаза? И т.п.).

8 месяцев

  • Периферическая нервная система спускается к ногам, и ребёнок начинает ползать на четвереньках.
  • Ребёнок начинает произносить один и тот же звук в определённой ситуации; реагировать на фразы, узнавать и понимать слова. Глухие/слабослышащие дети начнут лепетать пальцами при условии, что жестовый язык был в их среде до этого. 
  • У слышащих детей это период явного разрыва между пониманием слов и невозможностью их воспроизвести. На этом этапе можно предложить им жесты для просьб и поддержать, если они предлагают свои жесты. Важно сопровождать такие жесты звуковыми аналогами.
  • Появляется подражание речи в целом — так называемый интонированный лепет. Это продолжительные лепетные высказывания, воспроизводящие фразовую структуру и интонации родного языка. 

9 месяцев

  • Ребёнок продолжает или начинает ползать на четвереньках.
  • Оформляется противопоставление большого пальца при захватывании.
  • Продолжает или начинает произносить один и тот же звук или совершать один и тот же жест, мимику в определённой ситуации; узнавать и понимать слова, лепетать интонированно.
  • Появляется отчётливое различение близких и незнакомцев; робость, боязнь и настороженность к последним.

10 месяцев

  • Ребёнок может вставать и ходить вдоль опоры.
  • Идёт развитие контроля отдельных пальцев, ребёнок начинает указывать не рукой, а указательным пальцем. 
  • Начинает использовать и тренировать скоординированное движение двумя руками для захвата крупных предметов.

11 месяцев 

  • Ребёнок способен стоять самостоятельно и продолжает подготовку к ходьбе.
  • Манипулирует с предметами, совершенствуя захваты.
  • Осваивает перечисленное ранее, если не сделал этого прежде.

12 месяцев

  • Ребёнок начинает самостоятельно ходить.
  • Развивается пинцетный захват, который состоит в использовании указательного и среднего пальца как одной зажимающей стороны, и большого — второй. Такой способ пока не позволяет брать очень маленькие предметы.
  • Указательный палец начинает использоваться для нажимания кнопок. Ребёнок пользуется скоординированно обеими руками для сложных действий, например, держать предмет в одной руке, и ощупывать или перебирать другой.
  • К году формируется нечёткое произвольное отпускание. Отпускание предметов у детей первого года жизни развито слабо. Чаще всего дети отпускают один предмет, чтобы потянуться за другим. Часто отпускание похоже на бросок, ребёнок просто вытряхивает из ручки предмет центробежной силой. 
  • Ребёнок начинает целенаправленно, намерено произносить первые слова. Большая внутренняя работа по освоению звучащего языка (или языков) начинает проявляться в собственной активной речи. 

Что, если есть отставание?

Как видно, ребёнок в первый год жизни проходит ряд важных вех в развитии. Практически все дети движутся по похожему пути, с сохранением всех этапов. И хотя каждый малыш движется в своём темпе, можно определить примерные сроки освоения каждого навыка. Потому когда мы пишем, что в таком-то возрасте ребёнок должен научиться чему-то, то мы имеем в виду, что не меньше половины детей с нормальным развитием приобретают указанные качества и навыки в указанном возрасте.

Если ребёнок рождён преждевременно, то часть его сил поначалу уходит на то, чтобы дорасти до той зрелости, которая должна была бы у него быть на момент рождения. Его движение по шкале времени как бы стартует с отрицательной величины, поэтому для таких детей сроки могут сдвигаться. Если ребёнок переносит болезни, стрессы, то возможны периоды откатов или торможения на пути развития, и естественно, что последующие приобретения будут приходить чуть позднее. Так что календарь развития ребёнка по месяцам — это ориентир, а не обязательный к выполнению план

Тем не менее, если индивидуальный темп развития слишком медленный или путь ребёнка заметно отклоняется от нормативного, сравнение с календарём позволит родителю вовремя задать себе полезные вопросы. Нет ли у ребёнка препятствий для развития? Если препятствия есть, то какого они рода? С чем связаны: со здоровьем самого ребёнка или с тем, что его возрастные особенности плохо учтены? Что и почему вызывает повышенную сложность? Что можно изменить или добавить в окружение ребёнка, чтобы помочь ему со сложностями?

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться