Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Игра в тишину для развития слухового восприятия детей
Для чего мы проводим с детьми игру в тишину
Для меня игра в тишину – это спокойствие, самоконтроль и глубокая концентрация. Это не то, что постепенно появляется в группе дошкольников само собой и уж точно не та деятельность, которую получается выполнить с первого раза. Я помню, как впервые наблюдала, как опытный Монтессори-гид проводит игру в тишину… мной овладел настоящий страх.
Мария Монтессори придумала эту игру, когда работала с детьми, имевшими проблемы со слухом. Она наблюдала за ними и заметила, что они лучше слышат, если давать им возможность внимательно слушать звуки, и начала внедрять разные виды подобной работы на занятиях. Один из методов состоял в следующем: она стояла в конце комнаты и шёпотом называла имя каждого ребёнка, а они сидели так, что не могли её видеть. Дети внимательно слушали имена и, если ребёнок слышал своё имя, то он мог тихо подняться, пройти в конец комнаты и встать рядом с учителем.
Сегодня подобная деятельность используется в Монтессори-школах по всему миру и называется «Игра в тишину». Это восхитительная активность, помогающая детям расслабиться, настроиться на окружающее, научиться дольше удерживать внимание и, что самое важное, понять красоту тишины.
Сегодня у меня была возможность провести игру в тишину на моих занятия с дошкольниками, для многих из которых это был первый опыт этой игры. Некоторые из детей без усилий сидели спокойно, в то время как другие постоянно вертелись, корчили рожицы своим соседям и, конечно, издавали великое множество различных звуков. Всегда очень интересно наблюдать, как дети реагируют на игру в тишину, и как увеличивается продолжительность концентрации их внимания в конце учебного года по сравнению с его началом.
Перед тем как начать проводить игру в тишину, я обязательно говорю с детьми о том, что это означает термин «соблюдать тишину». Их определения всегда очень интересные. Я предлагаю им закрыть глаза и послушать тишину в течение 10 секунд. Когда время истекает, они поднимают руки и делятся тем, что услышали. Обычно они отвечают, что слышали, как дышат другие ребята, капает вода, тикают часы, передвигаются звери в живом уголке и т. д. Я считаю – это важно, чтобы до начала игры, каждый ребёнок понимал, что такое соблюдать тишину и дать возможность послушать звуки, которые происходят вокруг него. Я также выбираю время дня, когда дети относительно спокойны и предлагаю им пройти следующие этапы.
Этапы игры в тишину:
- Когда все садятся в круг, я звоню в специальный колокольчик, и все понимают, что время «убрать все звуки» и слушать.
- Затем я объясняю, что мы собираемся играть в тишину. В этот момент интерес возрастает, потому что это игра.
- Объясняю, что им необходимо сидеть спокойно, не двигаться и не производить шума. Играть можно как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Некоторые дети предпочитают закрывать глаза, это помогает им сконцентрироваться и вовремя услышать своё имя.
- Затем я становлюсь позади класса и тихонько называю по очереди имена детей. При этом всегда начинаю со «стареньких», которые уже прошли «нормализацию» и знают правила игры. Это такое удовольствие наблюдать, как дети тихонько встают и подходят ко мне! Они так стараются не нарушать тишины! Конечно, есть дети, которым тяжело соблюдать тишину, но к концу учебного года, даже те, которым трудно усидеть и несколько секунд, учатся уважать спокойствие класса во время игры в тишину.
- Когда все имена названы и все дети стоят рядом со мной, я благодарю каждого из них за то, что они поиграли в эту игру и предлагаю поработать с материалом на стеллажах. Поразительно, какая спокойная атмосфера царит в классе после этой игры.
- Если во время игры в классе было много шума и ёрзанья, перед следующей игрой я ещё раз проговариваю с ребятами, насколько это важно – быть абсолютно бесшумным во время игры. Мы обсуждаем, что очень сложно услышать своё имя, когда шумят. И я замечаю, что дети каждый раз стараются всё больше и больше.
Сегодня Джордан первый раз играл в тишину, и его реакция была очень интересной. Очевидно, что идея игры ему понравилась, и он принял вызов. Джордан не издал ни звука в течение всей игры, однако то что он делал со своим лицом, пока ждал, когда назовут его имя, свело на нет всю работу: он хмурился, надувал губы, поднимал брови, надувал щёки и даже пытался коснуться языком носа. Да, Джордан прекрасно справился с тем, что нужно быть тихим, но над тем, чтобы оставаться спокойным, ему нужно ещё поработать.
Как разнообразить игру в тишину
Как я писала, играть в тишину – значит намеренно успокоить своё тело. Благодаря этой игре дети развивают слуховое восприятие, у них улучшается координация движений, они учатся дольше удерживать внимание. Я всегда с удовольствием провожу эту игру в классе дошкольников, потому что знаю, как она помогает детям внимательней относиться к своим одноклассникам и всему, что их окружает… В этом мире постоянной суеты, в которым мы сейчас живём, настоящее блаженство иметь возможность замедлиться и насладиться безмятежной тишиной.
Как можно разнообразить игру в тишину? Хочу поделиться следующими идеями:
- На время игры можно выключить свет и зажечь свечи.
- Звоните в колокольчик, когда начинаете игру и когда заканчиваете её.
- Дети могут сидеть с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда слышат своё имя.
- Вы можете дать задание детям сфокусироваться на чём-либо во время игры. Например, услышать звуки, которые мы не замечаем в обычной жизни. Когда игра окончена, попросите детей рассказать, что они услышали.
- Если дети, с которыми вы работаете, уже достаточно большие, вы можете сделать табличку с надписью «ТИШИНА». Когда табличка поднята, следует работать в полной тишине, пока не прозвонит звонок, означающий конец игры.
- Создайте возможность самостоятельной игры в тишину. На стеллаже расположите корзинку с ковриком и песочными часами, рассчитанными на одну минуту. Любой ребёнок может просто взять корзинку со стеллажа, расстелить «коврик тишины», сесть на него со скрещёнными ногами и перевернуть песочные часы. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты сидеть на коврике спокойно и сосредотачиваться на звуках вокруг.
Другие виды деятельности для развития слухового восприятия
Очень важно развивать слуховое восприятия у детей младшего возраста, и в Монтессори-классе существует множество способов сделать это. Кроме игры в тишину (см. подробнее часть 1 и часть 2), можно проводить с детьми и другие пробные занятия.
Вот несколько идей:
- Назови звук. Включите запись различных звуков, а дети пусть отгадают, что это за звуки (кряканье уток, жужжание пчёл, звуки пианино, звонок телефона, плач ребёнка и т. д.).
- Звуковой Бинго. Сделайте карточки для Бинго с рисунками предметов, издающих звуки (уточка, пчела, пианино, телефон, ребёнок и т. д.). Каждый раз, когда дети слышат звук, они закрывают соответствующую картинку жетоном для бинго.
- Музыкальные коврики. Разложите по полу маленькие коврики так, чтобы всем детям хватило по коврику. Пока музыка играет, дети хотят по коврикам, а как только она останавливается, каждый ребёнок должен стоять на коврике.
- Что ты слышишь? Приготовьте поднос с предметами, которые издают определенные звуки (музыкальная шкатулка, погремушка, будильник, заводная игрушка, колокольчики и т. д.). Поставьте поднос так, чтобы дети его не видели. Затем издавайте звуки по очереди каждым предметом, а дети пусть угадывают, что звучит.
- Замри. Предложите детям танцевать, пока играет музыка, и замереть, когда музыка остановится. Экспериментируйте со скоростью мелодий. Дети любят танцевать быстро под весёлую музыку и медленно под спокойную.
- Звуковая прогулка. Можно погулять с детьми по школе или пойти во двор. Дети по очереди называют звуки, которые слышат, и направление, откуда они исходят.
- Поиграйте с Монтессори-материалом «Шумовые цилиндры» или сделайте свои. Смысл игры заключается в том, чтобы подобрать пары одинаково звучащих цилиндров.
- Поиграйте в «Саймон говорит».
- Поиграйте в музыкальную игру «Повтори за мной». Из подручных материалов сделайте несколько одинаковых музыкальных инструментов для себя и детей. Раздайте инструменты детям, издайте один простой звук на своём инструменте и попросите детей повторить его, затем два звука, три и т. д. Задача детей повторить вашу мелодию. Другой вариант этой игры: напойте мелодию и попросите детей по очереди попробовать её повторить.
- Кто я? Один из ребят садится в центре круга с завязанными глазами. Затем кто-то из круга быстро подходит у нему и говорит: «Привет! Кто я?». Ребёнок в центре должен угадать, чей это голос.
- Игра «Аплодисменты». Прохлопайте ритм и попросите детей его повторить.
Источник: montessoritraining.blogspot.ru
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов