• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Игра в тишину для развития слухового восприятия детей

Игра в тишину для развития слухового восприятия детей

Для чего мы проводим с детьми игру в тишину

Для меня игра в тишину – это спокойствие, самоконтроль и глубокая концентрация. Это не то, что постепенно появляется в группе дошкольников само собой и уж точно не та деятельность, которую получается выполнить с первого раза. Я помню, как впервые наблюдала, как опытный Монтессори-гид проводит игру в тишину… мной овладел настоящий страх.

Мария Монтессори придумала эту игру, когда работала с детьми, имевшими проблемы со слухом. Она наблюдала за ними и заметила, что они лучше слышат, если давать им возможность внимательно слушать звуки, и начала внедрять разные виды подобной работы на занятиях. Один из методов состоял в следующем: она стояла в конце комнаты и шёпотом называла имя каждого ребёнка, а они сидели так, что не могли её видеть. Дети внимательно слушали имена и, если ребёнок слышал своё имя, то он мог тихо подняться, пройти в конец комнаты и встать рядом с учителем.

Сегодня подобная деятельность используется в Монтессори-школах по всему миру и называется «Игра в тишину». Это восхитительная активность, помогающая детям расслабиться, настроиться на окружающее, научиться дольше удерживать внимание и, что самое важное, понять красоту тишины.

Сегодня у меня была возможность провести игру в тишину на моих занятия с дошкольниками, для многих из которых это был первый опыт этой игры. Некоторые из детей без усилий сидели спокойно, в то время как другие постоянно вертелись, корчили рожицы своим соседям и, конечно, издавали великое множество различных звуков. Всегда очень интересно наблюдать, как дети реагируют на игру в тишину, и как увеличивается продолжительность концентрации их внимания в конце учебного года по сравнению с его началом.

Перед тем как начать проводить игру в тишину, я обязательно говорю с детьми о том, что это означает термин «соблюдать тишину». Их определения всегда очень интересные. Я предлагаю им закрыть глаза и послушать тишину в течение 10 секунд. Когда время истекает, они поднимают руки и делятся тем, что услышали. Обычно они отвечают, что слышали, как дышат другие ребята, капает вода, тикают часы, передвигаются звери в живом уголке и т. д. Я считаю – это важно, чтобы до начала игры, каждый ребёнок понимал, что такое соблюдать тишину и дать возможность послушать звуки, которые происходят вокруг него. Я также выбираю время дня, когда дети относительно спокойны и предлагаю им пройти следующие этапы.

Этапы игры в тишину:

  • Когда все садятся в круг, я звоню в специальный колокольчик, и все понимают, что время «убрать все звуки» и слушать.
  • Затем я объясняю, что мы собираемся играть в тишину. В этот момент интерес возрастает, потому что это игра.
  • Объясняю, что им необходимо сидеть спокойно, не двигаться и не производить шума. Играть можно как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Некоторые дети предпочитают закрывать глаза, это помогает им сконцентрироваться и вовремя услышать своё имя.
  • Затем я становлюсь позади класса и тихонько называю по очереди имена детей. При этом всегда начинаю со «стареньких», которые уже прошли «нормализацию» и знают правила игры. Это такое удовольствие наблюдать, как дети тихонько встают и подходят ко мне! Они так стараются не нарушать тишины! Конечно, есть дети, которым тяжело соблюдать тишину, но к концу учебного года, даже те, которым трудно усидеть и несколько секунд, учатся уважать спокойствие класса во время игры в тишину.
  • Когда все имена названы и все дети стоят рядом со мной, я благодарю каждого из них за то, что они поиграли в эту игру и предлагаю поработать с материалом на стеллажах. Поразительно, какая спокойная атмосфера царит в классе после этой игры.
  • Если во время игры в классе было много шума и ёрзанья, перед следующей игрой я ещё раз проговариваю с ребятами, насколько это важно – быть абсолютно бесшумным во время игры. Мы обсуждаем, что очень сложно услышать своё имя, когда шумят. И я замечаю, что дети каждый раз стараются всё больше и больше.

Сегодня Джордан первый раз играл в тишину, и его реакция была очень интересной. Очевидно, что идея игры ему понравилась, и он принял вызов. Джордан не издал ни звука в течение всей игры, однако то что он делал со своим лицом, пока ждал, когда назовут его имя, свело на нет всю работу: он хмурился, надувал губы, поднимал брови, надувал щёки и даже пытался коснуться языком носа. Да, Джордан прекрасно справился с тем, что нужно быть тихим, но над тем, чтобы оставаться спокойным, ему нужно ещё поработать.

Как разнообразить игру в тишину

Как я писала, играть в тишину – значит намеренно успокоить своё тело. Благодаря этой игре дети развивают слуховое восприятие, у них улучшается координация движений, они учатся дольше удерживать внимание. Я всегда с удовольствием провожу эту игру в классе дошкольников, потому что знаю, как она помогает детям внимательней относиться к своим одноклассникам и всему, что их окружает… В этом мире постоянной суеты, в которым мы сейчас живём, настоящее блаженство иметь возможность замедлиться и насладиться безмятежной тишиной.

Как можно разнообразить игру в тишину? Хочу поделиться следующими идеями:

  • На время игры можно выключить свет и зажечь свечи.
  • Звоните в колокольчик, когда начинаете игру и когда заканчиваете её.
  • Дети могут сидеть с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда слышат своё имя.
  • Вы можете дать задание детям сфокусироваться на чём-либо во время игры. Например, услышать звуки, которые мы не замечаем в обычной жизни. Когда игра окончена, попросите детей рассказать, что они услышали.
  • Если дети, с которыми вы работаете, уже достаточно большие, вы можете сделать табличку с надписью «ТИШИНА». Когда табличка поднята, следует работать в полной тишине, пока не прозвонит звонок, означающий конец игры.
  • Создайте возможность самостоятельной игры в тишину. На стеллаже расположите корзинку с ковриком и песочными часами, рассчитанными на одну минуту. Любой ребёнок может просто взять корзинку со стеллажа, расстелить «коврик тишины», сесть на него со скрещёнными ногами и перевернуть песочные часы. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты сидеть на коврике спокойно и сосредотачиваться на звуках вокруг.

Другие виды деятельности для развития слухового восприятия

Очень важно развивать слуховое восприятия у детей младшего возраста, и в Монтессори-классе существует множество способов сделать это. Кроме игры в тишину (см. подробнее часть 1 и часть 2), можно проводить с детьми и другие пробные занятия.

Вот несколько идей:

  1. Назови звук. Включите запись различных звуков, а дети пусть отгадают, что это за звуки (кряканье уток, жужжание пчёл, звуки пианино, звонок телефона, плач ребёнка и т. д.).
  2. Звуковой Бинго. Сделайте карточки для Бинго с рисунками предметов, издающих звуки (уточка, пчела, пианино, телефон, ребёнок и т. д.). Каждый раз, когда дети слышат звук, они закрывают соответствующую картинку жетоном для бинго.
  3. Музыкальные коврики. Разложите по полу маленькие коврики так, чтобы всем детям хватило по коврику. Пока музыка играет, дети хотят по коврикам, а как только она останавливается, каждый ребёнок должен стоять на коврике.
  4. Что ты слышишь? Приготовьте поднос с предметами, которые издают определенные звуки (музыкальная шкатулка, погремушка, будильник, заводная игрушка, колокольчики и т. д.). Поставьте поднос так, чтобы дети его не видели. Затем издавайте звуки по очереди каждым предметом, а дети пусть угадывают, что звучит.
  5. Замри. Предложите детям танцевать, пока играет музыка, и замереть, когда музыка остановится. Экспериментируйте со скоростью мелодий. Дети любят танцевать быстро под весёлую музыку и медленно под спокойную.
  6. Звуковая прогулка. Можно погулять с детьми по школе или пойти во двор. Дети по очереди называют звуки, которые слышат, и направление, откуда они исходят.
  7. Поиграйте с Монтессори-материалом «Шумовые цилиндры» или сделайте свои. Смысл игры заключается в том, чтобы подобрать пары одинаково звучащих цилиндров.
  8. Поиграйте в «Саймон говорит».
  9. Поиграйте в музыкальную игру «Повтори за мной». Из подручных материалов сделайте несколько одинаковых музыкальных инструментов для себя и детей. Раздайте инструменты детям, издайте один простой звук на своём инструменте и попросите детей повторить его, затем два звука, три и т. д. Задача детей повторить вашу мелодию. Другой вариант этой игры: напойте мелодию и попросите детей по очереди попробовать её повторить.
  10. Кто я? Один из ребят садится в центре круга с завязанными глазами. Затем кто-то из круга быстро подходит у нему и говорит: «Привет! Кто я?». Ребёнок в центре должен угадать, чей это голос.
  11. Игра «Аплодисменты». Прохлопайте ритм и попросите детей его повторить.

Источник: montessoritraining.blogspot.ru

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться