Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Что значит «нормализованный ребёнок»
В Монтессори-педагогике «нормализация» — одно из ключевых понятий. Доктор Монтессори считала, что детская психика формируется поэтапно, подобно кристаллам соли, оседающим на нитке, опущенной в раствор. Стоит только нарушить спокойствие сосуда, и хрупкие частицы тут же снова исчезают.
Цель Монтессори-занятий — внутренняя упорядоченная организация ребёнка, развитие его внутренней структуры. То есть нормализация.
Мария Монтессори пишет, что взрослые делят детей на три типа:
- Плохие. С недостатками, которые нужно исправить.
- Хорошие (пассивные). Их ставят в пример другим.
- Дети с выдающимися качествами.
Второй и третий типы рассматриваются как «желательные». Родители испытывают гордость за таких ребятишек, даже если общение с ними не всегда приятно. По наблюдениям Монтессори, «плохие», «хорошие» и «замечательные» качества исчезают, стоит деткам заинтересоваться какой-либо деятельностью. Увлечённый ребёнок становится самим собой.
«Я просто давала детям свободу, и они демонстрировали своё истинно нормальное состояние», — Мария Монтессори
Следуя внутреннему поведению, юные исследователи занимаются именно тем, что доставляет им безмятежную радость. И тогда происходит возникновение спонтанной дисциплины. Дисциплина возможна только в обстановке свободы!
Мария Монтессори считала, что нормализация — это естественное состояние маленького человека, которое позволяет ему реализовать внутреннюю программу развития. Любые отклонения от него педагог называла девиациями. При нормализации две энергии — физическая и психическая — объединяются и направляются на детское саморазвитие.
У взрослого человека это состояние похоже на вдохновение, когда он чем-то поглощён и не замечает происходящего вокруг. При этом он счастлив, а по окончании работы испытывает глубокое удовлетворение.
Давайте посмотрим, что включает в себя понятие «нормализация».
Особенности нормализованных детей
Выделяют следующие особенности нормализованного ребёнка:
- Глубокая, произвольная и устойчивая концентрация. Концентрация — это не просто «занятие чем-нибудь». Если дети с безразличием переходят от одного предмета к другому, даже обращаясь с ним правильно, то такая деятельность не приводит к исправлению дефектов. Необходимо, чтобы работа вызывала искреннее уважение и интерес.
- Любовь к порядку. Мария Монтессори считала, что нормализованные дети руководствуется внутренним порядком, который определяет высокую разумность их действий в окружающей среде. Они выбирают ту активность, которая полезна для их развития, даже если в этот момент она кажется взрослому бессмысленной или вредной.
- Желание работать с удовольствием.
- Произвольная самодисциплина.
- Общительность, но не навязчивость.
- Суперсоциальность — способность гармонично жить в социуме.
- Связь с реальность. Сознание нормализованных детей базируется на реалиях окружающей среды, а не на мифах и фантазиях, они действуют в реальном мире, а не с воображаемыми предметами и объектами.
- Любовь к тишине и самостоятельной работе.
- Послушание.
- Независимость и инициативность.
Особенности девиантных детей
Отклонения или девиации, с точки зрения Монтессори, проявляются:
- через капризность;
- беспорядочность и суетливость;
- робость и застенчивость;
- лень;
- экстрасоциальность (излишняя зависимость от социума, неспособность сфокусироваться на самом себе, неспособность к самоконтролю).
Три условия нормализации
Достижение нормализации возможно лишь при определённых условиях. Мария Монтессори отмечала, что одно из важнейших — полноценное питание. Пища — источник физического роста и психического развития. Если юный исследователь недоедает или получает некачественное питание, то в первую очередь страдает его головной мозг.
Второе важное условие — свобода самовыражения и исследования в среде. Только свободный контакт с окружающей средой даёт возможность адаптироваться и раскрыть свой потенциал.
Третье условие — устранение всех препятствий на пути развития, особенно негативных качеств взрослых. Монтессори считала, что рядом с маленьким человеком должны находиться духовно свободные люди, которые осознают себя, причины своих поступков и могут управлять собой. Только такие — нормализованные — взрослые могут создать адекватные условия для нормализации.
«Мы утверждаем: подготовленная среда, смиренная учительница и научный материал — это три основных условия», — Мария Монтессори, «Дети другие», с. 191
Важно помнить, что любые изменения в жизни, например, ссоры в семье, болезнь близкого, переезд, выводят детей из равновесия.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов