• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡

Как научить ребёнка держать слово

Как научить ребёнка держать слово

Считается, что очень важно уметь держать слово. И, действительно, когда взрослый человек не выполняет обещанного, это неприятно для окружающих. Поэтому многие родители задумываются о том, что нужно учить ребёнка сызмальства держать слово и выполнять обещания.

Но как это делать? Один из способов – брать с ребёнка обещание не делать что-то и ожидать, что он это обещание выполнит. Не самый лучший способ. К сожалению, бывает, что дети не держат слова. Давайте разберёмся, почему так происходит.

Принципы, которые помогут научить ребёнка держать слово

Показывайте пример. Конечно, самое главное – среда, которая окружает ребёнка. Если взрослые выполняют обещания, которые дают ребёнку и друг другу, то ребёнок естественно впитывает эти семейные правила.

Вот папа обещал прийти домой пораньше, да задержался на работе и не выполнил обещание. Но папа считает, что у него серьёзные обстоятельства: начальник задержал, машина сломалась и т. д. Он не считает, что нарушил обещание.

А вот когда ребёнок обещал прийти с улицы в определенное время, а пришёл на час позже (хотелось доиграть в футбол), тот же самый папа ругает сына и говорит, что он не умеет выполнять свои обещания. Нам, взрослым, видна разница между опозданием папы и опозданием сына, и дела детей нередко кажутся взрослым менее важными.

А вот для ребёнка его дела так же важны, как и дела папы. А в другой ситуации папа задержался потому, что ходил после работы с друзьями в кафе. И для папы это тоже достаточное основание, чтобы не сдержать обещание. К чему я все это веду? С обещаниями нужно быть осторожнее. Важно понимать, что не все обещания выполняются не только детьми, но и взрослыми. Поэтому, уважаемые взрослые, не давайте обещаний, которые вам не по силам выполнить, старайтесь выполнять всё, что обещали ребёнку.

Вот ещё один пример. Мама обещала пятилетней Соне купить дорогую коляску для куклы. Пообещала и забыла. А Соня помнит. И просит коляску. Маме вроде бы и обещание нужно выполнить, и коляску покупать не хочется. Тогда мама в какой-то момент «ловит» Соню на том, что она не выполнила обещание: обещала не испачкать платье на прогулке, а испачкалась. И вот мама говорит Соне: «Ты не выполняешь своих обещаний, и я не буду выполнять. Не куплю тебе коляску». Схитрила мама, правда?

Когда взрослый (родитель или педагог) берет с ребёнка или подростка какое-то обещание (не прыгать на диване, не баловаться, хорошо учиться, не курить и т. д.), то это обещание – вербализация того, что взрослый хочет получить от ребёнка. Напомню, что, согласно словарю Ожегова, «обещание – добровольное обязательство сделать что-нибудь».

Не формулируйте обещания за ребёнка, это должен делать сам ребёнок. Если же взрослый и формулирует обещание сам («Обещай, что больше не будешь …»), то ребёнку чаще всего ничего не остаётся, как согласиться. И ребёнок кивает головой: «Обещаю». Однако, заметьте, что в данном случае инициатива принадлежит взрослому — сам ребёнок не был инициатором того, чтобы дать обещание. Именно поэтому ребёнку не всегда просто выполнить обещанное. Нередко для ребёнка кивок головой («обещаю») – это способ прекратить родительскую нотацию.

Соблюдайте соответствие обещания возрастным нормам. Всегда ли обещание, которое вы взяли с ребёнка, ему по силам выполнить? Так, трёхлетний мальчик может совершенно искренне обещать, что больше ни за что не будет отбирать игрушки у годовалой сестренки. Однако уже через несколько минут он может нарушить своё обещание. При этом мальчик искренне собирался выполнить обещание. Именно поэтому брать обещания у дошкольников нужно осторожно. Важно понимать, какое обещание ребёнок в состоянии сдержать, а какое – нет.

Что касается школьников, то не стоит брать с них обещания, касающиеся отметок. Многие школьники, 1 сентября отправляясь в школу, дают себе обещание учиться только на пятёрки. Помните, как в одноименной книге Николая Носова Витя Малеев давал обещание не получать плохих отметок и даже писал по этому поводу заметку в стенгазету? Он очень хотел сдержать слово, но такие обещания не так-то просто выполнить. Поэтому давайте начинать с малого — например, можно установить правила, которые школьник обязуется выполнять. В каждой семье свои правила: это и домашние обязанности, и возвращение домой в определённое время, подготовка уроков, сборы в школу.

Читайте книги и обсуждайте ситуации. Если же говорить о каком-то целенаправленном воздействии, то лучше всего для ребёнка обучение через примеры других людей и его собственные.

Так, это может быть художественная литература. Если вы читаете ребёнку историю, в которой герой не выполняет своего обещания, обязательно после прочтения обсудите ситуацию. Хорошо ли поступил герой? Можно ли так поступать? Как нужно поступать?

Не пренебрегайте историями о «других детях», которые вы можете придумать сами. Например, вы можете рассказать дочери или сыну историю про ребёнка, который обещал маме убрать игрушки и не сделал этого. Мама очень устала, и сама стала вечером убирать игрушки.

Однако, читая художественную литературу, будьте внимательны. Вот, например, рассказ «Честное слово» Л. Пантелеева. Он учит тому, что держать слово нужно во что бы то ни стало, в ущерб себе, только потому, что дал его. Уверены ли вы, что хотите, чтобы ваш ребёнок во что бы то ни стало держал слово?

Обратите внимание ребёнка на то, что тот, кто взял с мальчика честное слово, сам не сдержал своего слова. Вероятно, стоит обратить внимание ребёнка еще и на то, что иногда бывают ситуации, когда слово держать не удаётся. Вернее, меняется ситуация таким образом, что слово держать невозможно. Заодно честно расскажите о себе. Ведь наверняка были случаи, когда вы хотели выполнить обещанное, но какие-то обстоятельства вам помешали?

Обращайте внимание на форму обещаний. Не стоит брать с ребёнка обещаний, которые он не может наверняка выполнить, лучше попросить его: «Очень тебя прошу, постарайся не драться на улице», «Постарайся не забыть сменку в школе» и т. д. Даже если ребёнок обещает и старается всеми силами выполнить обещание, обстоятельства могут помешать ему. Как тому папе, которого задержал начальник.

Уметь выполнять обещанное – важно. Поэтому обязательно поддержите ребёнка, если он сдержал свое обещание, данное вам. Если же обещание сдержать не удалось, обязательно обсудите, почему так произошло. Это поможет ребёнку в дальнейшем быть внимательнее к себе и своим обещаниям.

 



Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Получить уроки



⚡ Приходите на открытый эфир 25 ноября
«Как стать специалистом по раннему развитию» и узнайте, как выйти на доход 150.000 ₽/мес. ➡
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться