Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки
Дети интуитивно стремятся к предсказуемости во всех делах — это залог их спокойствия и уверенности. Это касается и вещей. Когда они знают, где могут взять конкретную вещь и куда её убрать, то чувствуют себя в большей безопасности, нежели в хаосе. В статье расскажем, как создать чувство предсказуемости и что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки за собой после занятия.
Показывайте пример
До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда кладут вещи на место, то малыш будет делать так же. И тогда мы реже будем сталкиваться с ситуацией, когда ребёнок не хочет убирать за собой — после игры он будет делать это без напоминаний.
Бывает, что родители дожидаются дневного сна и раскладывают по местам разбросанные игрушки, пока малыш спит. Он просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда он начинает думать, что за ним должны убирать другие.
Лучше складывать детские игрушки на глазах, сразу после игры. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — малыш всё увидит, впитает и последует примеру. Задача родителя — стать моделью для подражания, особенно если он ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность. Так получится превратить уборку для ребёнка в привычное повседневное дело и необходимую часть игры.
Дети быстро впитывают привычки и поведение значимых взрослых — например, мамы или папы — но безучастны к наставлениям. В попытках приучить ребёнка убирать игрушки мама может читать поучительные сказки или вести беседы на темы «это твои машинки, ты должен нести за них ответственность». Но в силу незрелости детской психики, все эти доводы скорей всего останутся без внимания.
Любит и поддерживает порядок тот малыш, которого родители научили своим примером.
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
Установите правило убирать игрушки сразу после занятия
Там, где вещи не имеют своего места, ребёнок не сможет научиться убирать за собой. Если родители постоянно переставляют детские вещи в разные места детской комнаты, то он будет их разбрасывать, так как не знает, куда поставить. А там, где каждая вещь имеет постоянное место, достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.
Определите место для каждой игрушки и сообщите:
— Посмотри, пожалуйста, колышки мы ставим вот сюда. Они стоят у нас вот на этой полке. Если ты хочешь поиграть, ты можешь взять и сесть вот здесь, на коврик. А после игры ты уберёшь колышки вот сюда.
После окончания игры мама напоминает:
— Смотри, колышки нужно поставить сюда.
Если каждый раз ставить колышки на вторую полку посередине, будет проще запомнить, куда их складывать после игры. Но этого не произойдёт, если хранить игрушки в коробках или ящиках — придётся вываливать всё в кучу, чтобы найти нужную
Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете за собой, значит, делаете это всегда. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.
Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки
Польза открытых полок для хранения не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Самая частая причина беспорядка — когда их слишком много и малышу не по силам собрать всё. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате, — он не захочет убирать в таком состоянии, это непосильная ноша для маленького терпения.
Попробуйте оставить буквально четыре-пять занятий без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.
Вот самые популярные открытые полки для малышей:
- ИКЕА стеллаж «Каллакс» — используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
- ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
- Полка малышовая фабрики «Монтессори-Питер».
Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.
Выкладывание детям каждый день новых трёх из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек
Не перегните палку
Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.
Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие. Поэтому важно оставлять право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки.
Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»
Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.
Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже переключиться на другую игру. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.
Может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Саша увлечённо строил башню, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к игре на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.
До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом деле, а прежнее всё равно не уберут толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.
И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.
В описанной ситуации Саша примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем деле и уборке.
Папа может предложить:
— Сынок, вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.
— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?
Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»
Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов
Давайте возможность сделать выбор
Будь то свобода выбора занятия или свобода передвижения, в каждой ситуации нужно предоставить альтернативу. Этот метод тоже помогает избежать сопротивления.
Если малыш не справляется с уборкой, родители могут предоставить ему возможные варианты:
— Ты хочешь убрать красные кубики или синие?
— Нам нужно сначала убрать машины или дороги?
— Мне помочь или ты справишься сам?
— Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу?
— Ты возьмёшь один кубик или два?
Выводы: что поможет научиться убирать игрушки
Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой без напоминаний.
- Будьте примером: убирайте свои вещи.
- Определите место для каждой детской вещи.
- Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
- Поставьте занятия на открытые полки по росту ребёнка.
- Давайте свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
- Каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
- За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другой деятельности. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.
Статья подготовлена по материалам наших экспертов: марафона «Порядок и уют в детской» Анастасии Кузнецовой и ответов на вопросы читателей Анной Федосовой.
Фото Марии Лучаниновой
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов