•  

    Книга о развитии до года

    Электронная книга о том, что происходит с ребёнком в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

    Скачать демоглаву

     

  • Ребёнок 2 года развивается

    Бесплатные уроки о том, как развивать ребёнка с рождения до 5 лет дома

    Получить уроки

     

  • 150 занятий для детей

    Бесплатная электронная книга с примерами развивающих занятий и игрушек для детей с рождения до 5 лет

    Подробнее

     

Покупать ли ребёнку игрушечные пистолеты, ружья и мечи

Покупать ли ребёнку игрушечные пистолеты, ружья и мечи

У нас спросили:

— Хочется услышать мнение педагога-психолога об игрушках-оружии. Я знаю, что метод Монтессори отвергает ролевую игру. Сама против игр с пистолетами, ружьями, световыми мечами — считаю, что подобные предметы давно перестали быть необходимостью. А играть в убийства неправильно. Оружие не должно быть игрушкой, оружие — это серьёзно. И ребёнок с детства должен чувствовать эту разницу и ответственность. Но как быть? Пока мой сын маленький, я могу это контролировать. Потом он вырастет, и у него появятся друзья и совместные игры. Возможно, с применением пистолетиков. Как в этом случае должна вести себя Монтессори-мама?

Мы попросили детских психологов и Монтессори-педагогов Анну Федосову и Наталию Гончарову ответить на вопрос читательницы.

Мнение Наталии Гончаровой

Как мама я совершенно вас поддерживаю. В Монтессори-классе недопустимы любые виды насилия, внедряются идеи мира и бережного отношения друг к другу. Детей с раннего детства учат не причинять боль или неудобство другим людям и выражать собственные чувства словами, а не физическими методами. Поэтому Монтессори-родители должны поддерживать подобные идеи и пытаться следовать им дома.

В каждом доме существуют свои правила. У некоторых детей с детства множество игрушек и гаджетов, у других — только деревянные игрушки. Некоторые дети каждый день едят домашнюю выпечку, другим совсем не дают сахара. Если ребёнок спрашивает о семейных правилах, вы можете ответить, что в вашей семье так принято. Вам не всегда следует подробно объяснять причину возникновения правила в вашей семье и тем более оправдываться.

Так же и с пистолетами, мечами и ружьями. Вам достаточно сказать: «У нас не принято играть с оружием. Мы (взрослые) считаем, что оно служит для убийства, и не хотим, чтобы наши дети играли в подобные игры». Помните, что введение определённого правила в семье — ваше право, и не стоит отклоняться от него, даже если ребёнок настаивает на обратном.

Однако, вам следует понять и принять тот факт, что в других домах могут быть иные порядки. Если ребёнок идёт в гости, лучше разрешить ему играть в игрушки друга. Это позволит избежать неприятных или конфликтных ситуаций с родителями, а ребёнку даст новый опыт, ведь в любом случае когда-нибудь он узнает о существовании пистолетов. После вы можете обговорить с ним ситуацию, объяснить, что в каждой семье свои правила, и несмотря на то, что у друга или на площадке он играл с пистолетами, вы не позволите играть с ними дома и не будете покупать их.

Я не покупаю оружие своим детям. Есть мнение, что игры с оружием помогают снять стресс, но есть другие способы: спорт, бои подушками. Мой сын на прогулке играет в футбол — это отлично снимает напряжение.

Даже для игры в рыцарей не нужны мечи, дети сплавляются без них. Тем более не нужны пистолеты: они изображают не равную борьбу, а убийство.

В Монтессори-школе придерживаются такого же мнения: детям не запрещают играть в рыцарей, бандитов или войну на прогулке, но специально этому не учат, атрибутов для игры не дают и чётко обозначают: можно играть во что угодно, не причиняя вреда другому. Параллельно проводят беседы о важности сохранения мира на земле.

Мнение Анны Федосовой

Вопрос касается сразу нескольких разных тем.

За скобками ответа оставим тему ролевой игры. Метод Монтессори имеет убедительные свидетельства того, что она отходит на второй план, когда у детей есть лучшие возможности двигаться к взрослости, которые предоставляет Монтессори-класс. Ролевая игра не исчезает, но перестаёт быть ключевым моментом, и не потому, что её запретили или кто-то был против. Возможность работать в Монтессори-классе привлекательнее.

Ролевая игра позволяет, во-первых, отождествлять себя со взрослыми через имитацию их занятий, а во-вторых, выразить сильные чувства в инсценировке. Оценка того, насколько игры с оружием приемлемы, основана на конкретном культурном контексте. В середине прошлого века дети родителей, прошедших Вторую мировую (а часто и погибших в ней), играли в войну. Для них это был единственный способ ощутить связь с погибшими родственниками. Было вполне здравым воспринимать как элемент взрослости и проигрывать способность защищать интересы Родины с оружием в руках. В то же время игра в войну позволяла прожить и отпустить многие страхи, закономерно возникающие у детей военного времени.

Совсем другое дело, если идея игры с оружием исходит от взрослых — через героев мультфильмов, которые сражаются друг с другом, через совместную игру в компьютерные игры с боевыми действиями. В этом случае они скорее учат плохому, чем позволяют отыграть нечто типичное. Оружие не игрушка, агрессия не самый востребованный в цивилизованном обществе способ решения конфликта, и конструктивным формам проявления агрессии контекст оружия не учит.

В то же время надо понимать: ваше чрезмерное волнение по поводу чего-либо создаёт напряжение и у ребёнка — он не останется равнодушен к тому, что пугает или сердит вас. Значит, нужно определить границы, которые разумны для вас, чтобы придерживаться их спокойно и твёрдо.

Затрагивает ваш вопрос и ещё одну громадную педагогическую тему: контролировать ребёнка — ваша обязанность, и делегировать контроль тоже. Монтессори-мама старается обеспечить ребёнку благоприятную среду, в том числе и общения. А также предоставить ему доступный максимум самостоятельности в социальном взаимодействии в пределах этих условий.

Только вы можете решить, как именно вы построите взаимоотношение между ценностями вашей семьи и общества. Игра с пистолетиками тут ничем не отличается от вопросов питания, религии, вредных привычек, обязанностей, лечения и лекарств… Вокруг нас всегда есть люди с привычками и приоритетами, отличными от наших. Как жить бок о бок с этим, да и жить ли — предмет вашего осознанного выбора.

Есть люди, которые проводят жизнь в общине близких по духу и сводят к минимуму контакты с остальными: староверы и амиши, например. Другие следуют собственным нормам везде, где бы они ни были, как иудеи или мусульмане. Третьи активно добиваются от других соответствия собственным критериям: феминистки, борцы за запрет смертной казни, экологи. В принципе, любые крайности создают стресс: если вы идёте на поводу у других, вы погружаете ребёнка в систему двойных стандартов, губительную по ряду причин; если же вы противопоставляете себя другим, это увеличивает количество неодобрения других к вам и детям. А принятие со стороны общества за пределами семьи играет большую роль в становлении самоотношения и в том, какие стратегии поведения в конфликте становятся привычными, какие ожидания человека закрепляются в отношении к незнакомым.

Как вы решили, что можно и что нельзя есть в гостях или в компании сверстников? Аналогично поступайте с оружием. Вы покупаете или не покупаете игрушечный пистолет, вы даёте или не даёте денег на поход в Макдональдс на день рождения друга.

С точки зрения Монтессори-метода, ребёнок вбирает в себя культуру того места и времени, в которых он рождён. Его задача стать человеком своего времени. Но зачем же предлагать к изучению худшее, а не лучшее? Метод Монтессори не является универсальным экспертом по любой культуре. Для вашего ребёнка вы и есть главный консультант по тому, что достойно подражания, чтобы вашим детям стать не случайными, а достойными представителями своего времени и места.

Источник фото: Glebka Life
 

 

Добавить в избранное Распечатать

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *